Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьный тест умственного развития (ШТУР)




Субтест

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кэттелла

1 субтест

 

 

 

 

 

2 субтест

 

 

 

3 субтест

 

 

 



Рекомендации к оформлению:

1. При выполнении субтестов результаты заносите в рабочую тетрадь (с. 36-37);

2. Проверьте результаты выполнения каждого субтеста по ключу, подсчитайте сумму полученных «сырых» баллов по всему тесту;

3. Вычислите показатель уровня интеллекта при помощи перевода «сырых» баллов в стандартные, выявите свой уровень интеллекта (по таблице классификации уровня интеллекта);

4. Напишите индивидуальное заключение;

5. Заполните таблицу групповых данных, проанализируйте групповые результаты;

6. Напишите резюме.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) – тест интеллекта. Разработан сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся VI-VIII классов.

ШТУР состоит из 6 субтестов: 1 – осведомленность (2 субтеста); 2 – аналогии (1 субтест); 3 – классификация (1 Субтест); 4 – обобщение (1 субтест); 5 – числовые ряды (1 субтест).

Состав субтеста типичен для большинства вербальных тестов интеллекта. Включаемые в субтест пункты отобраны на основе психологического анализа учебных программ и учебников VI-VIII классов общеобразовательной школы. Понятия, включённые в задачи, подбирались по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому.

При обследовании должны выполнятся общие требования: удобное рабочее место (стол, стул), достаточная освещенность и вентиляция воздуха. Испытуемые должны хорошо себя чувствовать, не находится в состоянии болезни или переутомления и быть готовыми к продолжительной работе. При групповом обследовании каждый испытуемый должен иметь тестовую тетрадь, нельзя предъявлять задания на слух.

Работа с каждым субтестом предваряется инструкцией и примером. Время выполнения заданий ограничено. Общее время работы, включая инструктирование, занимает примерно 50 минут. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

 

Обработка результатов и интерпретация

Производится количественная и качественная обработка результатов Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

Количественная обработка

1. Индивидуальные показатели по каждому субтесту (за исключением V субтеста) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте III правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

 


Таблица 1. Правильные ответы на задания

 

2. Результаты субтеста V оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение (табл. 2). Эти таблицы разработаны на основании анализа результатов 411 учащихся 6, 7 и 8-го классов московских школ. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также синонимические замены можно оценить 2 баллами.

 

 


Таблица 2. Таблица возможных ответов в заданиях субтеста V (обобщения)

 

 

 

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить и ответы, отличающиеся от приведенных в таблице. При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но более узкие, чем необходимо, частные обобщения.

Неправильные ответы оцениваются 0. Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении У субтеста, равно 38. Это число соответствует 100% выполнения этого субтеста.

3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.

По замыслу, полный состав заданий всего теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процентное отношение выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУР.

4. Если предполагается сравнение групп испытуемых между собой, групповыми показателями по каждому субтесту могут служить значения среднего арифметического, медианы и моды.

Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения каждого субтеста, испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:

1) наиболее успешные 10% всех испытуемых;

2) близкие к успешным — 20% всех испытуемых;

3) средние по успешности — 40% всех испытуемых;

4) мало успешные — 20% всех испытуемых;

5) наименее успешные — 10% всех испытуемых.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат — процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу.

Такой же вид обработки проводится и по результатам всего теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУР как учащимися одного класса, так разных классов.

Качественная обработка

1. Групповой анализ результатов субтестов 1 и II должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом.

2. Качественный анализ субтестов 1 и II может идти по пути выявления критериальных заданий, т. е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами, наиболее и наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания. По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития.

3. Анализ качественной стороны субтеста III «Аналогии» проводится по следующим направлениям:

а) выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания тес та (общественно-гуманитарной, естественнонаучной, физико-математической);

б) выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного видов логических связей из следующих заложенных в тест: вид — род, часть - целое, причина — следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;

в) выявление типичных ошибок при установлении логических связей; характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6—8-го классов часто стремятся подбирать к данному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или глубокие связи с данным понятием; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимания к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение.

4. Анализ качественной стороны субтеста IV «Классификации» проводится по следующим направлениям:

а) выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста (общественно-гуманитарной, естественнонаучной, физико-математической);

б) выявление типа заданий — с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок.

5. Анализ качественной стороны субтеста V «Обобщения» проводится последующим направлениям:

а) определение характера типичных обобщений — по конкретному, видовому, категориальному признакам;

б) выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцирующих эти ошибки.

6. Индивидуальный качественный анализ проводится по той же схеме, что

групповой: а) на основании результатов выполнения каждого субтеста и

сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития — осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления — представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже; б) по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже; в) каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов.

7. Предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности, видимо, нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, участие его в факультативах, влияние педагога и пр. Но тем не менее ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 5483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.