Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование модуляций голоса по силе




Обследование модуляций голоса по высоте

 

Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Обследование модуляций голоса по высоте необходимо для того, чтобы выяснить, насколько ребенок со стертой дизартрией может владеть своим голосом, изменять его по высоте, насколько широк диапазон голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

 

1. Исследование восприятия изолированных звуков и звукоподражаний, произнесенных с различной высотой голоса.

Процедура: Ребенку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детенышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка – «тонкий», т.е. высокий.

Инструкция: «Послушай и покажи (скажи), кто так подает голос?»

АВ – собака АВ – щенок

МУ – корова МУ – теленок

МЯУ – кошка МЯУ – котенок

 

У – пароход большой У – кораблик маленький

О – медведь О – мишутка

 

2. Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса.

Инструкция: «Покажи, как гудит большой пароход, самолет и т.д. и маленький, как подают голос животные и их детеныши».

У – большой (низкий) голос У – маленький (высокий)

А – А –

О – О –

 

МУ – корова МУ – теленок

АВ – собака АВ – щенок

МЯУ – кошка МЯУ – котенок

 

3. Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки:

вверх – повышение высоты

вниз – понижение высоты

Инструкция № 1: «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то будет становиться ниже. Сначала со звуком А, потом О, У».

А –

О –

У –

 

Инструкция № 2: «Покажи, как укачивают ребенка, куклу».

А А А А

А А А А А

 

«Покажи, как стучат часы».

ТИК ТИК ТИК ТИК

ТИК ТИК ТИК

 

«Покажи, как звенит колокол».

ДИНЬ ДИНЬ ДИНЬ

БОМ БОМ

 

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

 

 

Целью обследования является определение умения ребенка изменять громкость голоса. Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок со стертой дизартрией может менять голос по силе (громкости).

Материал для исследования: звуки; звукоподражания; предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные близко и далеко.

 

1. Восприятие отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

 

Процедура: Ребенку предлагается прослушать различные изолированные звуки и показать картинку с изображением предмета удаленного – на тихий голос или картинку с изображением приближенного предмета – на громкий голос логопеда.

 

Инструкция № 1: «Слушай внимательно. Плывет корабль, он гудит – «УУУУУ». Если пароход близко – он гудит громко, если далеко – тихо. Услышишь громкий гудок, подними картинку, где корабль близко, тихо, где корабль далеко».

ГромкоТихо

У – самолет близко У – самолет далеко

А – пожарная машина близко А – пожарная машина далеко

О – поезд близко О – поезд далеко

И – «скорая помощь» близко И – «скорая помощь» далеко

 

Инструкция № 2: «Послушай, как подают голос разные животные, насекомые, птицы. Отгадай по их голосу, далеко они от нас или близко. Напомним, что если далеко, то голос слышим тихий, если близко, то голос слышим громкий».

ГромкоТихо

Жук – ЖЖЖЖЖ жжжжж

Комар – ЗЗЗЗЗЗЗ ззззззз

Кузнечик – ЦЦЦЦЦ цццццц

Кукушка – КУ-КУ ку-ку

Лягушка – КВА-КВА ква-ква

Сова – УХ-УХ ух-ух

Осёл – ИА-ИА иа-иа

 

Примечание: звукоподражания дают вразнобой.

 

2. Воспроизведение отдельных звуков и звукоподражаний, произнесенных с разной силой голоса.

 

Инструкция № 1: «Покажи, как гудит пароход, самолет, машина и др., если они далеко, и как гудят, если они близко?»

БлизкоДалеко

Самолет (У) –...?...?

Пароход (Ы) –...?...?

Поезд (О) –...?...?

Машина (И) –...?...?

 

Инструкция № 2: «Покажи, как подают голоса разные животные, насекомые, птицы. Если они далеко? (тихо) Если они близко (громко)?»

Близко Далеко

Жук (ЖЖЖ) –...?...?

Комар (ЗЗЗ) –...?...?

Кузнечик (ЦЦЦ) –...?...?

Кукушка (КУ-КУ) –...?...?

Лягушка (КВА) –...?...?

Сова (УХ) –...?...?

Корова (МУ) –...?...?

 

3. Воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний.

 

Инструкция № 1: «Покажи, как гудит приближающийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд – О О О О О (нарастание силы голоса)

Машина – А А А А А (нарастание силы голоса)

Самолет – У У У У У (нарастание силы голоса)

шепот тихо обычная громкость громко очень громко

 

Инструкция № 2: «Покажи, как гудит удаляющийся самолет, поезд, машина и т.д.».

Поезд – О О О О О

Машина – А А А А А

Самолет – У У У У У

очень громко громко обычная громкость тихо шепот

 

Инструкция № 3: «Покажи, как подают голос приближающиеся животные, насекомые, птицы».

 

Жук – Ж Ж Ж Ж Ж ЖЖЖЖЖ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко слитно, на одном выдохе

Комар – З З З З З ЗЗЗЗЗ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко слитно, на одном выдохе

Кукушка – КУКУ КУКУ КУКУ КУКУ КУКУ КУКУ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко очень громко

Корова – МУ МУ МУ МУ МУ МУ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко очень громко

Сова – УХ УХ УХ УХ УХ УХ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко очень громко

Собака – АВ АВ АВ АВ АВ АВ

тихо шепот обычным голосом громче, чем обычно громко очень громко

 

Инструкция № 4: «Покажи, как воет сирена – сначала тихо, а потом все громче и громче, т.е. на одном выдохе, а потом затихает».

 

У У У У У У У У У

шепот тихо обычным голосом громче, чем обычно громко громче, чем обычно обычным голосом тихо шепот

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.