Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией




 

Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций:

1-я инструкция – выполнение задания;

2-я инструкция – оценка ребенком качества выполнения задания.

 

Материал для обследования: ритмические удары, звуки, слоги, слова-квазиомонимы, слова сложной слоговой структуры, предложения с разными типами интонации, лексический материал для воспроизведения модуляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает 11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребенка 1–2 раза.

 

1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ритмического рисунка простых и акцентированных ударов.

 

Инструкция № 1: «Повтори удары за логопедом».

Изолированные – ///, //, /;

Серии простых – // // //, /// ///;

Акцентированные – / U / U, // U, UU /.

Условные обозначения: / – громкий удар,

U – тихий удар.

Инструкция № 2: «Ты правильно выполнил?»

 

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении ряда гласных звуков.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2: «Ты правильно повторил?»

 

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слоги».

КА-ГА-КА

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2: «Ты правильно повторил?»

 

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов-квазиомонимов.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»

КОСА–КОЗА ТАЧКА–ДАЧКА КРЫША–КРЫСА

НОРА–КОРА УТОЧКА–УДОЧКА БОЧКА–ПОЧКА

КОРА–ГОРА КАДУШКА–ПОДУШКА ПАШНЯ–БАШНЯ

НОРКА–КОРКА МЫШКА–МИШКА ТОЧКА–ДОЧКА

Инструкция № 2: «Ты правильно ответил?»

 

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слов сложной слоговой структуры.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом слова».

КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР

СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ

САМОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

УЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ

ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД

КРАНОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция № 2: «Ты правильно сказал слова?»

 

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом».

– Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.

– Весело журчали весенние ручьи.

– Учительница учит учеников на уроке.

– На сковороде жарятся пять котлет.

– Экскурсовод проводит экскурсию в музее.

Инструкция № 2: «Ты правильно сказал?»

 

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении интонаций.

 

Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

– Машина остановилась на светофоре....?

– В лесу выросли грибы....?

– Котенок вылез из-под дивана....?

Инструкция № 2: «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»

 

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

 

Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала голосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль».

1 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

Инструкция № 2: «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

 

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении модуляций голоса по высоте и силе.

 

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые животные и их детеныши? У кого «толстый» голос, а у кого «тонкий» голос?»

СОБАКА...? ЩЕНОК...?

КОШКА... КОТЕНОК...?

КОРОВА...? ТЕЛЕНОК...?

Инструкция № 2: «У тебя получился «толстый» или тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?»

Инструкция № 4: «Тебе удалось показать гудение самолета далеко и близко?»

 

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении тембра голоса.

 

Инструкция № 1: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

– Колобок, колобок! я тебя съем.

Заяц – тоненьким голосом

Волк – грубым голосом

Медведь – медленным, хриплым голосом

Лиса – ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2: «У тебя получились голоса зверей?»

 

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи.

 

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом предложения: быстро, медленно и обычно».

– На море во время шторма очень большие волны – нормальный темп.

– Самолет построим сами и помчимся над горами – нормальный темп.

– Улитка носит свой домик на спине – медленный темп.

Инструкция № 2: «У тебя получилось говорить разным темпом: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3: «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медленно, если зайца – то говори быстро, а если ежа, то говори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц –...? (быстро).

Как ёж –...? (нормально).

Как черепаха –...? (медленно).

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, медленно»?

 

 

Параметры обследования:

 

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического ударения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследование воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового контроля.

 

 

Выводы

1. Просодика (просодия) – это совокупность ритмико-интонационных средств речи.

2. Интонационно-выразительные средства языка включают такие характеристики, как: интонация, мелодика, темп речи, тембр, паузирование, сила и высота голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полетность голоса, дикция.

3. Генетические просодические средства языка более древние, чем словесные.

4. В младенческий период ребенка просодические средства, такие как модулированные звуки гуления и лепет, интонированный крик являются средствами общения и выражения состояния ребенка.

5. Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являются предпосылкой языкового развития ребенка.

6. В структуру речевого дефекта при стертой дизартрии входят нарушения просодики, которые проявляются в недостатках интонационно выразительных средств речи.

7. Нарушение просодической стороны речи является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии.

8. У детей со стертой дизартрией страдает не только воспроизведение, но и восприятие и дифференциация интонационных структур.

9. Причины нарушения просодики при стертой дизартрии кроются в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией и просодикой в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.