КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обследование речевого дыхания
Обследование воспроизведения тембра голоса
Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Колобок». Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных. Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.
1. Передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния
Материал для исследования: серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц. Процедура: Логопед предлагает ребенку рассмотреть серию сюжетных картинок и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. По каждой картинке дается комментарий. Ребенку предлагается выразить состояние действующего лица, используя междометия, изменяя окраску голоса по ситуации на картинке. Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся, как подают голос, если...» Упала чашка – Ой! (испуганно). Забили гол в ворота – Ура! (радостно). Прося убрать игрушки – У-У (недовольно, плаксиво). Устали и хотят спать – Ох (устало, тихо). Рубят дрова – Ух (тяжело). Грозят пальцем, нельзя детям брать спички – Ая-яй (строго).
2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок
Материал для исследования: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок». Процедура: В предварительной беседе уточняется содержание сказки «Колобок», ее действующие лица. Выясняется, какими голосами они говорят – одинаковыми или разными. Если они говорят разными голосами, то что характерно для каждого из них. Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким голосом говорили...» Заяц –//– (звонким, задорным, чистым голосом). Волк –//– (грубым, низким голосом, с угрозой). Медведь –//– (громким, низким, спокойным). Лиса –//– (мягким, ласковым, хитрым голосом).
Начинают обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Определяют характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяют характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом. Выделяют 3 типа дыхания: – поверхностное – грудное – нижнереберное. При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются. При грудном – расширяется грудь на вдохе. При межреберном (диафрагмальном) – при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот. Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.
1. Определение типа дыхания
Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять. Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания. Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй». Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2–3 раза). Рот при этом закрыт. Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2–3 раза). Вдохни ртом (как рыба) – выдохни ртом (погрей руки). Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование целенаправленности воздушной струи
Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения. Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть». – Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота. – Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел. – Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.
4. Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка. Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть». – Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой. – Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.
Критерии оценки: 4 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная. 3 балла – диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха. 2 балла – диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 1 балл – верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох. 0 баллов – задание не выполняет.
5. Исследование особенностей фонационного дыхания.
1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов. Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение. Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе». 1. Девочка рисует цветок. 2. Девочка рисует цветок карандашами. 3. Девочка рисует красивый цветок карандашами. 4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки. Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания. Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я». Жу-жу-жу – я все лужи обхожу. Ша-ша-ша – наша Маша хороша. Ко-ко-ко – мне до речки далеко.
3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда. Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».
4) Воспроизведение короткого стихотворения. Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания. Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике». Наша Таня громко плачет, Осень наступила, Уронила в речку мячик. Высохли цветы. Тише, Танечка, не плачь, И глядят уныло Не утонет в речке мяч. Голые кусты.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |