Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к освоению дисциплины. Государственно-правовой




Бакалавр

Уголовно-правовой

Гражданско-правовой

Государственно-правовой

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Учебной дисциплины

Методические рекомендации

«Русский язык и культура речи»

 

для очной формы обучения

Направление подготовки

030900 «Юриспруденция»

 

 

Профили подготовки

Квалификация (степень) выпускника

 

 

Составитель: кандидат педагогических наук, доцент Тенекова Александра Михайловна

 

 

Новокузнецк – 2012

Методические указания студентам дневной формы обучения

«Организация самостоятельной работы по освоению дисциплины»

  1. С целью эффективного выполнения графика самостоятельной работы по дисциплине студенту рекомендуется использовать учебные материалы (учебные пособия, энциклопедии, словари, научную литературу) из основного и дополнительного списка литературы, электронный вариант теоретического материала дисциплины.
  2. Проработав теоретический и практический материал, выполнив предложенные виды заданий, студент фиксирует полученные результаты в письменном виде на отдельном носителе и предоставляет преподавателю в соответствии с установленными сроками. Преподаватель контролирует своевременное выполнение студентом графика самостоятельной работы.
  3. В случае возникающих трудностей самостоятельного выполнения заданий студент обращается к преподавателю в дни консультаций в специально отведенное время.
  4. Успешное выполнение выбранных видов заданий предполагает допуск студента к зачету по предмету.
  5. Материалы теоретического и практического характера, накопленные в ходе выполнения графика самостоятельной работы, студент может использовать при подготовке к зачету.
  6. Отведенные на самостоятельную работу 36 часов включают не только выполнение заданий, решение лингвистических задач, конспектирование, но и самостоятельное изучение тем, не рассмотренных на лекциях и практических занятиях. Некоторые из них (виды тропов и фигур, их отличие; текст и его признаки, конспект, виды конспекта; художественный стиль и его особенности; реклама) представлены в УМК для ознакомления и подготовки к ответу на вопросы к зачету.

1. Студент должен владеть:

· терминологическим минимумом, использовать терминологию в речи и толковать употребленные термины, а также проявлять способности в формулировке ключевых определений (по разделам тем);

· основными лингвистическими единицами: употреблять при устном ответе по предмету языковые примеры как из лекционно-практического материала, так и собственные;

· теоретическим материалом по разделам тем.

2. Студент должен демонстрировать следующие коммуникативно-речевые умения:

  • создавать высказывания (письменные и устные) на предложенную тему, которые соответствуют особенностям жанра публичного выступления;
  • использовать лексические единицы, которые соответствуют уровням языка и нормам современного литературного языка (акцентологическим, орфоэпическим, лексическим, морфологическим, словообразовательным, пунктуационным, орфографическим и другим);
  • редактировать и составлять различные виды официально-деловых документов;
  • соблюдать правила речевого этикета, используя этикетно-церемониальные жанры и формулы;
  • выступать перед аудиторией с научно-учебным докладом по дисциплине, опираясь на его письменный вариант;
  • создавать конспект, реферат, аннотацию, соблюдать требования к жанровым особенностям первично-вторичных текстов.

Итоговая аттестация в форме зачета проводится на основе устного ответа на вопросы билета, предполагает определенный уровень готовности студента: выполнение графика самостоятельной работы; выполнение практических заданий в течение семестра. Для выставления отметки «зачтено» применяются следующие требования:

· Отметку «зачтено» заслуживает тот студент, содержание ответа которого полностью соответствует требованиям к содержанию устного ответа; обученный свободно оперирует необходимой терминологией (см. пункт 3.5. «Терминологический минимум»); демонстрирует глубокие знания по предмету, сопровождает теоретические сведения языковыми примерами, анализом речевых ситуаций (в ходе пересказа, лекций, учебника; из собственного словарного запаса с учётом будущей профессиональной деятельности). Кроме того, ответ студента соответствует требованиям рационально-логического мышления; в его речи наблюдается наличие коммуникативных качеств (богатство, выразительность, точность, правильность, уместность и др.) и соблюдаются нормы речевого этикета; студент творчески использует язык в речи. При этом преподаватель может задать дополнительные к билету вопросы (проблемного характера) с целью проверки знаний студента; студент, в свою очередь, отвечает без дополнительной подготовки; Кроме того, отметка «зачтено» может выставляться на основе положительных результатов тестирования ФЭПО (более 50%) «не зачтено» - недостаточного количества правильно выполненных заданий (менее 50%). Обязательным условием является решение практических задач, предложенных к билету.

· Отметка «не зачтено» ставится за ответ, в котором формулировки определений ключевых понятий либо отсутствуют, либо они не соответствуют терминам. У студента есть возможность дать ответ на билет, пользуясь основными требованиями. Однако в его ответе не прослеживаются рационально-логические связи между частями учебно-научного высказывания. Студент затрудняется восстановить значительную часть теоретического материала, не использует языковые примеры. Объем пробелов в знаниях студента превышает 50% (по результатам устного ответа на вопросы билета, выполнения заданий тестирования ФЭПО).

Вопросы к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»

1. Русский язык и культура речи: предмет, задачи, структура курса.

  1. Язык и речь: соотношение понятий.
  2. Устная и письменная формы речи, их сходства и отличия.
  3. Речевой этикет делового человека.
  4. Языковые и речевые нормы.
  5. Орфоэпические нормы.
  6. Акцентологические нормы.
  7. Деловой телефонный разговор.
  8. Лексические нормы.

10. Жанровые особенности публичного выступления.

  1. Морфологические нормы.
  2. Ссинтаксические нормы.
  3. Виды речевых ошибок.
  4. Виды и этапы речевой деятельности.

15. Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие.

  1. Деловое совещание: подготовка и проведение.

17. Говорение как вид речевой деятельности: признаки, недостатки, способы их устранения.

  1. Жанры письменной деловой корреспонденции.

19. Научный стиль речи: функциональные особенности, подстили и жанры, языковые средства выражения.

  1. Специфика деловых переговоров.
  2. Этапы подготовки к публичному выступлению.
  3. Виды тропов и фигур.

23. Официально-деловой стиль речи: сфера применения, характерные черты, основные подстили и жанры, языковые особенности.

  1. Эффективное общение и его составляющие.
  2. Слушание как вид речевой деятельности: виды, недостатки, приемы «активного» слушания.

26. Публицистический стиль речи: понятие, основные подстили и жанры.

  1. Коммуникативные качества речи.
  2. Оратор и его аудитория.

29. Чтение как вид речевой деятельности: общее представление, виды, приемы чтения учебной и сложной литературы.

  1. Основные типы устной публичной речи.
  2. Нормы императивные и диспозитивные.
  3. Письмо как вид речевой деятельности.
  4. Разговорный стиль и его особенности.
  5. Особенности научно-информативных текстов (на примере аннотации, конспекта, реферата).
  6. Фразеологические нормы.
  7. Язык и стиль деловых документов.
  8. Средства разговорной речи.
  9. Невербальные средства общения.
  10. Максимы общения.
  11. Реклама в деловой речи.

Требования к содержанию устного ответа на вопрос билета

Как видно из таблицы «Соответствие вопросов дидактическим единицам», для освоения содержания дисциплины и проверки уровня овладения им студенту предлагается подготовить 40 вопросов, которые разбиты на 20 билетов. Определим краткий перечень проблем, которые должны быть освещены студентом при устном ответе на вопрос.

1.Русский язык и культура речи: предмет, задачи, структура курса.

План ответа:

1. Определения культуры речи: как филологической дисциплины; как уровня освоения речи, как речевого мастерства.

2. Перечень коммуникативных качеств речи и их роль в общении.

3. Структура курса. Основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический, эстетический.

4. Литературный язык: определение.

2.Язык и речь: соотношение понятий.

План ответа:

1. Определения языка и речи в сопоставлении: как знаковый механизм общения; как воплощение языка.

2. Основные параметры для сопоставительной характеристики языка и речи.

3. Понятие го языковом (речевом) паспорте говорящего.

3.Устная и письменная формы речи, их сходства и отличия.

Параметры для сравнения:

§ Время возникновения.

§ Способы создания.

§ Средства создания.

§ Фиксация.

§ Подготовленность.

§ Типичные жанры.

§ Вид речевой деятельности.

4. Коммуникативные качества речи.

Богатство.

Точность.

Чистота.

Логичность.

Правильность.

Выразительность.

Уместность.

Ясность и доступность.

5.Языковые и речевые нормы: общая характеристика.

План:

1. Понятие о языковой норме.

2. Признаки языковой нормы.

3. Виды языковых норм (перечень).

4. Вариативность языковой нормы.

6. Орфоэпические нормы.

План:

1. Определение, взаимодействие с орфографической нормой.

2. Звуковая система русского языка.

3. Правила произнесения согласных звуков (ассимиляция по оглушению, озвончению, частичная полная и др.).

4. Правила произнесения гласных звуков (особенности редукции).

7. Акцентологические нормы.

План:

1. Определение.

2. Особенность ударений самостоятельных частей речи и служебных. Случаи, когда роль ударного слога принимает на себя предлог.

3. Виды ударений: равноправные и неравноправные акцентологические варианты, семантические акцентологические варианты (омографы), стилистические акцентологические варианты, ударение подвижное и неподвижное.

4. Правила постановки ударений в глаголах.

8. Лексические нормы.

План:

1. Определение.

2. Лексическая система русского языка.

3. Лексическая сочетаемость.

4. Речевая недостаточность

5. Речевая избыточность.

9. Фразеологические нормы.

План:

1. Определение.

2. Понятие о фразеологизме. Признаки фразеологизма.

3. Фразеологизмы-синонимы.

4. Фразеологизмы-антонимы.

5. Речевые ошибки, связанные с ненормативным употреблением фразеологизмов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.