КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определения
Терминологический минимум Средства разговорной речи. План:
40. Невербальные средства общения. План: 1. Система вербальных и невербальных средств языка. Отличия вербальных от невербальных сигналов. 2. Виды зон, в которых происходит общение. 3. Кинесика: жесты (их виды) и мимика. 4. Фонация. 5. Поза говорящего. · язык; · речь; · формы речи (устная и письменная); · коммуникативные качества речи; · виды речевой деятельности; · слушание; · говорение; · чтение; · письмо; · этапы речевой деятельности; · языковая норма; · виды языковой нормы; · акцентологическая норма · орфоэпическая норма; · грамматическая норма; · морфологическая норма; · синтаксическая норма; · функциональные стили языка; · научный стиль; · публицистический стиль; · официально-деловой стиль; · разговорный стиль и разговорная речь; · художественный стиль; · текст и речевой жанр; · спор и дискуссия; · редактирование (правка) текста; · функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) · публичная речь; · деловые переговоры; · деловое совещание; · эффективное общение; · адресант; · адресат; · диалог, монолог, полилог; · диспозитивная и императивная норма; · языковое (речевое) клише и штамп; · культура речи; · паронимия; · тавтология; · помета в словарной статье; · речевая ошибка и речевой недочёт; · просторечие; · жаргон; · профессионализм; · речевой этикет · тропы и фигуры речи; · языковой портрет (речевой паспорт); · деловые документы; · типы записей деловых документов; · деловые письма (классификация, общая характеристика); · реклама; · литературный язык. Язык – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразных конкретных высказываний. Речь – последовательность языковых единиц, построенная по законам языка в соответствии с потребностями выражаемой информации. Формы речи (устная и письменная) – оформление содержания; письменная речь – продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков; устная речь – продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. Коммуникативные качества речи – это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность – вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля. Р.Ч. реализуется в таких видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Слушание – рецептивный вид РД, в результате которого происходит восприятие звучащей речи. Чтение - рецептивный вид РД, в результате которого происходит восприятие графически зафиксированного текста. Говорение – продуктивный вид РД, в результате которого происходит создание звучащего текста. Письмо - продуктивный вид РД, в результате которого происходит создание графического письменного текста. Языковая норма – исторически сложившиеся правила речевого пользования, признанные обществом как образцовые. Виды языковой нормы. В зависимости от того, какому уровню языка относится конкретная норма, различают нормы: орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические, фразеологические, стилистические, текстовые и др. Акцентологическая норма – правила постановки ударения в слове (выделения слога в слове) Орфоэпическая норма – правила литературного произношения звуков. Грамматическая норма – правила изменения и использования форм слов (морфологические нормы) и соединения их в словосочетания и предложения (синтаксические нормы). Морфологическая норма – правила образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксическая норма – правила построения основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Функциональные стили языка – наиболее крупные речевые разновидности литературного языка, исторически сложившиеся в зависимости от вида человеческой деятельности и формы общественного сознания, а также целей, адресованности, содержания и условий речевого общения. Научный стиль – исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Публицистический стиль - исторически сложившаяся разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, юридических, экономических, культурных, религиозных. Официально-деловой стиль – исторически сложившаяся разновидность литературного языка, связанная с административно-правовой сферой деятельности и правовыми отношениями между людьми, гражданами и государством, разными государствами. Разговорный стиль - исторически сложившаяся разновидность литературного языка, выделившаяся из разговорной речи как её литературная разновидность. Разговорная речь – речь в условиях непосредственного, персонального, главным образом неофициального общения или устная норма спонтанной диалогической речи (у же разговорного стиля). Художественный стиль – исторически сложившаяся разновидность литературного языка, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. Текст – результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством. Речевой жанр – форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения (М. М. Бахтин). Спор – родовое обозначение словесного противоборства, в котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Дискуссия – наиболее сложная разновидность спора, а именно: спор на определенную тему и по определенным правилам, нацеленный на проверку обсуждаемой мысли с точки зрения её достоверности, правомерности или на решение сложной проблемы, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью её выяснения и решения. Редактирование (правка) текста – один из завершающих этапов письма как вида речевой деятельности, который предполагает совершенствование написанного (проверку текста на уровне соответствия различным нормам (правилам): орфографической, пунктуационной, речевой и). Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) – способы изложения, основные структурные схемы объединения предложений в сложное речевое целое, отвечающее задачам говорящего относительно представления обсуждаемого предмета. Задача статической характеристики предмета решается в описании, характеристика предмета в развитии, в динамике даётся в повествовании, анализ проблемы как предмета речи – в рассуждении. Публичная речь – официальное выступление оратора, обращенное к широкой аудитории с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия. Деловые переговоры - коммуникативное взаимодействие с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. Деловое совещание – устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива), которое организуется для обмена определенной деловой информацией, связанной с деятельностью коллектива. Эффективное общение (коммуникация) такое общение, такая форма взаимодействия людей, при которой достигается поставленная цель, реализуется замысел участников речи. Адресант – тот, кто адресует речь (речевое произведение) кому-либо, отправитель речи. Речевой партнер адресата речи. Адресат – тот, кому адресуется речь (речевое произведение), получатель речи. Речевой партнер адресанта речи. Диалог – непосредственное речевое общение двух или нескольких лиц (полилог); процесс и продукт речевой деятельности коммуникантов, при котором каждое высказывание обращено непосредственно к собеседнику, а собеседники постоянно меняются ролями говорящего и слушающего. Монолог – развернутое высказывание одного человека (как устное, так и письменное), его активная речевая деятельность, рассчитанная на пассивное восприятие адресата при непосредственном общении или на отложенное, опосредованное общение. Диспозитивная норма – не строго обязательная, вариантная, связанная с определенными условиями использования вариантов; императивная норма – строго обязательная. Языковое (речевое) клише – речевые стандарты, стереотипы: устойчивые обороты, часто воспроизводимые в определенных типичных условиях речевого пользования: заключить договор, исправленному верить (клише деловых бумаг); штамп – стилистически окрашенное речевое средство, за счет высокой употребительности превратившееся в ходовую и надоевшую стандартную единицу, что вызывает ее отторжение адресатом: это чревато, процесс пошел. Культура речи – область духовной культуры, связанная с применением языка, а именно качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Паронимия – неверное употребление слов-паронимов (слов, имеющих сходство): соседский – соседний, земельный – земляной. Тавтология – разновидность плеоназма, а именно неоправданная избыточность выражения, возникающая за счет использования однокоренных слов, любое ненужное дублирование смысла: Наряду с этим отмечу ряд недостатков, Предлагаю следовать следующим образом. Помета в словарной статье – применяемое в словарях сокращенное обозначение определенного признака словарной единицы (книжн., разг., ласк., перен.) с целью углубления представления адресата о словарной единице. Речевая ошибка – отступление от правильности речи; все ошибки речевого пользования: алогизмы (логические ошибки), орфоэпические, акцентологические, лексические и др. Нарушение правильности, которое создает коммуникативную помеху (препятствует пониманию текста, общение не состоится, его цель не достигается). Речевой недочёт – такая ошибка, в результате которой понимание произошло, которая не привела к коммуникативной неудаче. Просторечие: 1) не закрепленная территориально устная речь горожан, не владеющих нормами литературного языка (я согласная (вместо я согласна); об астрономии интересуется (вместо астрономией), 2) языковые средства (в основном, лексика) со сниженной экспрессивной окраской, грубые слова (обормот, рожа, нажраться, спереть и др.) Жаргон – разновидность языка, характерная для устного общения в определенной социальной или профессиональной группе (молодежный, музыкальный, спортивный, компьютерный и др.); жаргонизмы – разновидность языковых средств ограниченного употребления, а именно слова или выражения, принадлежащие жаргону, а также лексика жаргонного происхождения, употребляемая в литературном языке и сохраняющая в нем некоторые свойства источника (чайник – глуповатый человек, штука, рубль – тысяча рублей). Профессионализмы – разновидность лексики ограниченного употребления: слова и выражения, характерные для неофициального общения по поводу профессии в среде носителей этой профессии: пара – сдвоенное учебное занятие. Речевой этикет - выработанная обществом совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношением субъектов общения и отражающих вежливые (уважительные) отношения между ними. Троп – средство выразительности, основанное на переносе значения и, в результате, совмещении смыслов в одной и той же форме; особый оборот, особое употребление фраз, слов и выражений в переносном, образном или иносказательном смысле. Слово, словосочетание, предложение, обозначающие какой-либо предмет, явление, ситуацию, используются для обозначения другого предмета, явления, ситуации (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, мейозис, гипербола, ирония, аллегория и др.). Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – приём выразительности, основанный на соположении языковых единиц в тексте; устойчивое синтаксическое образование, которое отличается от синтаксических построений обиходной речи и способствует усилению эмоциональности и убедительности высказывания (сравнение, антитеза, оксюморон, градация (лестница), риторический вопрос, риторическое восклицание и др.). Языковой портрет (речевой паспорт) – речевые характеристики языковой личности, которые позволяют определить общий уровень развития речевой культуры. Деловые документы - оформленные по установленным правилам и зафиксированные на разных носителях информации тексты, необходимые для реализации управляющих воздействий. Типы записей деловых документов: 1) линейная – запись, обладающая самостоятельностью в оформлении мысли с полностью оформленными предложениями, которые соответствуют требованиям официально-делового стиля (автобиографии, заявления, объяснительные записки, деловые письма, инструкции); 2) тексты-аналоги отличаются от линейной записи большей стандартностью, совпадением целого ряда языковых и графических компонентов (приказы, решения, постановления); 3) трафарет – традиционная линейная запись, но с пробелами, которые заполняются переменной информацией; используются в типичных ситуациях (справки, контракты, договоры); 4) анкета – перечень заранее подобранных вопросов. Отличается от трафарета тем, что является более дробной, вопросы и ответы могут иметь как одинаковую, так и разную форму (имя – Владимир; служба в рядах Вооружённых Сил – не служил), вопросы и ответы располагаются по вертикали (личный листок по учёту кадров); 5) таблица – совокупность данных, представленных в цифровой или словесной форме и занесённых в графы вертикальной и горизонтальной плоскостей (табели, расчетные ведомости, штатное расписание и др.). Деловые письма (классификация, общая характеристика) – все документы, которые служат для связи организации с внешними структурами. По теме: коммерческие (письмо-запрос, письмо-предложение (оферта), письмо-претензия (рекламация)) и собственно деловые (расписка, протокол. По функции: письма-ответы и инициативные письма. По признаку адресата: циркулярные (рассылаются адресантом нескольким получателям) и обычные. По композиции: одноаспектные и многоаспектные. По форме отправления: традиционные почтовые отправления, электронные письма, факсы. По структуре: регламентированные и нерегламентированные. По цели: информационные, и рекламные. Реклама (лат. – выкрикиваю) – это информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на товары и услуги. Литературный язык – наддиалектная, в большей или меньшей степени обработанная форма существования языка. Основная литература: Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. –544с.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |