Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-художественный музей




Музейная деятельность

Музеи относятся к числу учреждений, чья основная деятельность посвящена благородному делу сохранения и изучения исторического и культурного наследия России. Судьба каждого из них уникальна и неповторима. И в то же время история музея – это лишь часть истории нашей страны с ее великими потерями и обретениями.

Музей расположен в одном из красивейших памятников гражданской архитектуры города, построенного в к. ХVIII в. по типовому проекту архитектора В. И. Баженова вязниковским купцом И.Кашиным. Позднее его купили купцы Елизаровы, которые и оставались его хозяевами до революции.

5 октября 1918 года был издан декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины, имеющих большое научное, историческое или художественное значение, в целях изучения и возможно полного ознакомления широких масс населения с сокровищами искусства и старины». Подготовительные работы по организации музея в городе Вязники были начаты после издания этого декрета в конце 1918 года. Тогда сбором и регистрацией художественных ценностей занимался Вязниковский уездный отдел народного образования. Позднее, в июне 1919 г. была организована коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины в составе художника Н.Харламова, учителя истории мужской гимназии Н.Заколпского, зав. школьным подотделом В.Зееста и др..[38]

Тогда же Вязниковский краеведческий музей стал настоящим центром научно- просветительской работы. В основу музея были положены: коллекция картин вязниковского купца и фабриканта Сенькова С. И., художественные изделия из фарфора, хрусталя, бронзы купцов и фабрикантов Демидовых и Сеньковых, старопечатные и рукописные книги, старинные иконы из старообрядческих молелен фабрикантов Демидовых и землевладельца Лаптева и др. Кроме того, в состав колллекций будущего музея вошли изделия художественно- промышленного производства, комплекты мебели разных стилей.

Таким образом, будущий Вязниковский музей формировался как художественно-исторический. Первым директором музея стал выдающий­ся художник Н. H. Харламов.[39]

В конце 1918 года коллекция картин и репродукций в количестве 114 вещей была размещена в доме, ранее принадлежавшем Демидовым (ныне в нем размещается военкомат). В начале 1919 года картинная галерея была перенесена в дом, ранее принадлежавший купцу Клюшенкову (ныне в нем находится Сбербанк), где для размещения картин были отведены три комнаты.

Основные направления деятельности музеев определились на состоявшемся 8-9 июля 1919 года в г. Владимире съезде представителей уездных подотделов по делам музеев. Согласно решениям съезда в каждом музее должна быть составлена опись музейной коллекции и вестись художественно-просветительская работа.

10 июля 1919 года музею был передан дом, ранее принадлежавший вязниковскому городскому голове, купцу и фабриканту В. Елизарову, сам по себе представляющий значительную художественно- архитектурную ценность.

Дом В. Елизарова был мало приспособлен под музейное учреждение. Однако большая работа, проделанная сотрудниками музея и членами коллегии по делам музеев, позволила подготовить выставку картин, художественных изделий из фарфора, хрусталя и бронзы, приуроченную к официальному открытию музея, которое состоялось 2 мая 1920 года. Началась регулярная работа по приему посетителей.[40]

В 20-е годы активно велась краеведческая ра­бота. В 1923 году возникла Вязниковская краевед­ческая организация, в конце 1924 года - Мстёрский волостной краеведческий кружок. На их базе в 1924- 1925 годах были организованы Вязниковское и Mстёрское научные краеведческие общества, в 30-е годы во­шедшие в состав Союза краеведческих организаций Ивановской области. В конце 20-х годов возникла еще одна краеведческая организация в крае- Станковско- Назарихинский кружок. Краеведческие организация района занимались не только просветительской, но и исследовательской деятельностью, в 1929 году Мстёрское общество выпустило сборник статей, посвящен­ных истории Мстёрского края.[41]

В 50-60-е годы посетители Вязниковского краеведческого музея имели возможность ознакомиться с при­родой края, с историей дореволюционного прошлого и современным развитием города и района, а также с произведениями искусства, сосредоточенными в художе­ственном отделе музея. Вяз­никовский музей принимал активное участие в совмес­тном с АН СССР археологическом изучении древнерусской крепости Ярополч Залесский; материалы иссле­дования, поступившие в ходе раскопок этих лет в фон­ды музея, позволили вязниковцам познакомиться с древ­ней историей своего края.[42]

Большая роль в просветительной работе среди населения принадлежала городскому краеведческому музею, где в 60-е появились новые экспозиции, рассказывающие об истории Вязниковского края с древнейших времён до современности. В 1974 году музей был преобразован в филиал государственного объединённого Владимиро- Суздальского музея-заповедника.[43]

В начале 70-х гг. музейные фонды пополнились материалами, связанными с жизнью и деятельностью нашего земляка, летчика-космонавта Кубасова В. Н.

В целом, за 90 лет существования Вязниковского музея количество экспонатов увеличилось со 114 единиц хранения до 20 тысяч.

Другой важной составляющей деятельности музея была и остается экскурсионно-массовая работа. Среди её традиционных форм важнейшее место занимают экскурсии, лекции, различные мероприятия, встречи с интересными людьми. Значительным вкладом в краеведение являются результаты научно-исследовательской работы, проводимой научными сотрудниками музея. Все перечисленные направления музейной деятельности фокусируются в экспозиционно-выставочной работе.[44]

Художественный отдел

На втором этаже здания, представляющего значительную историческую ценность и являющегося памятником архитектуры XVIII века, разместился художественный отдел, прекрасно сочетающий особенности планировки бывшего купеческого дома и экспонатов, размещенных в залах музея. Высокие двери и потолки строения, великолепные бело–голубые изразцовые печи передают ту неповторимую атмосферу богатого купеческого дома, которая царила в уездном городе Вязники в начале ХХ века. Проходя по залам художественного отдела, Вы имеете уникальную возможность полюбоваться изяществом старинной мебели, великолепных образцов музыкальных инструментов, услышать чарующее звучание музыкальной шкатулки и ощутить связь времен, взглянув на себя в высокое, чуть подернутое дымкой зеркало.

Продлить очарование от пребывания в музее помогает коллекция картин, размещенная в залах художественного отдела и являющаяся подлинной жемчужиной экспозиции. Сформировавшаяся из собрания картин местного мецената С. И. Сенькова и художественных ценностей вязниковских купцов и фабрикантов, коллекция составила основу городской картинной галереи, а в 1919 г. - музея.

В коллекции собраны картины известных мастеров II пол. XIX – нач. XX вв. – членов Товарищества передвижных художественных выставок, "Союза русских художников", "Мира искусств". Преобладают пейзажи, в которых отражены простые, на первый взгляд ничем не примечательные уголки родной природы, ее красота и поэтичность. Светлым покоем, свойственным русской природе, дышат работы Шишкина И.И. («Лес»), Крымова Н.П. («Лето»), Бенуа А.Н. («Море»), Коровина К.А.(«Рыболов»), Лагорио Л.Ф. («Сумерки»).

Значительное место в коллекции занимают портреты и жанровые картины. Самобытность русских обычаев, декоративность народных костюмов доносят до заинтересованного зрителя работы Милорадовича С. Д. («Исповедь»), Куликова И. С. («Базар»), Сычкова Ф. В. («Девочки в маках», «Катание с горы зимой»), Колесникова С. Ф. («У церковной ограды»), Грузинского П. Н. («Катание на тройке зимой»).

В художественном отделе также представлена интересная коллекция фарфора отечественного производства, в том числе заводов братьев Корниловых в Санкт-Петербурге, Гарднера и Попова в Московской губернии, и хрусталя Гусевского хрустального завода. Так называемая «кабинетная» скульптура Соловьева и Лансере поражает воображение посетителей музея возможностью чудесного превращения чугуна в изящное произведение искусства, что всегда было свойственно мастерам каслинского литья.

А в заключении путешествия по залам художественного отдела музея Вы сможете познакомиться с материалами небольшой выставки "Из истории семьи Сеньковых".[45]

Паровая машина Уатта

Основные экспозиции Вязниковского историко-художественного музея размещены в доме и на территории усадьбы вязниковских купцов и фабрикантов Елизаровых, последний представитель рода которых Владимир Васильевич Елизаров был в течение 37 лет городским головой. Елизаровы имели полотняную фабрику, обустроенную на усадьбе ближе к берегу реки Клязьмы. Ещё в начале ХХ века Елизаровы стали известны как первопроходцы в деле технического переоборудования полотняных фабрик. Дед Владимира Васильевича, Ефим Григорьевич, первым в России в 1828 году ввёл механическое прядение на своей фабрике, установив на ней английскую льнопрядильную машину. В связи с этим также первым в городе получил звание «Мануфактур- советник» и был удостоен звания Потомственный почетный гражданин.

Когда в 60-е годы ХХ века на вязниковских фабриках началось широкое внедрение ткацких станков, паровых и льнопрядильных машин Елизаровы как впрочем, и другие вязниковские купцы и фабриканты Сеньковы и Демидовы, не остались в стороне от этого процесса. В 1861 году Василий Ефимович Елизаров выписал из Англии «паровую машину мощностью в 10 лошадиных сил, 10 самоткацких станков для тканья полотен в 42 дюйма (1 дюйм = 2,54 см), разматывальную машину в 100 катушек, шпульную машину в 80 веретен, сновальную машину, клеильную машину, а также привод и ремни», необходимые для запуска паровой машины. Согласно смете, все приобретенные механизмы с учетом доставки в Москву и других расходов обошлись Елизарову в 6674 руб. 50 коп., сумму для того времени значительную, но затраты вполне оправдали себя: машина и станки, приводимые ею в движение, были установлены на фабрике Елизаровых и способствовали качественному улучшению работы предприятия. После установления Советской власти собственность Елизаровых была национализирована. Фабрика к этому моменту оказалась нерентабельной, поэтому её решено было закрыть, а устаревшие станки и оборудование, в том числе и паровую машину, сдать в металлолом. Так некоторые части паровой машины оказались на барже, стоявшей на реке Клязьма вблизи пристани, где производился в то время сбор утиля. Однако благодаря вмешательству вязниковского краеведа Куликова А. С. и работников музея паровую машину удалось спасти от уничтожения и сохранить в качестве музейного экспоната. В 1928 году на территории, прилегающей к зданию музея, для уникального экспоната был построен павильон, в котором единственная в России паровая машина находится до сих пор.[46]

,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.