![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика развития культуры
Историко-культурный облик края Последние десятилетия XIX века стали временем внедрения в жизнь горожан технических новинок столетия. В 1863 году открылось первое фотоателье П. Чиркова. В 1896 году вязниковцы впервые познакомились с кино. Новым явлением в быту стало появление театральных кружков. Первый был организован в 1868 году на железнодорожной станции, но просуществовал недолго. Большим размахом отличался создание 1888 году в Вязниках музыкально-драматический кружок, организовывавший спектакли, концерты, музыкальные и литературные вечера. К концу века в него входило более ста горожан. С 1889 года в городе летом проводились спектакли гастролирующих по стране артистов. Во время ярмарки в Вязники приезжал цирк. Для общественных гуляний по инициативе Демидова и Елизарова был создан сад на горе «Венец» с летним театром, площадкой для танцев. Повседневная жизнь города мало чем отличалась от жизни любого уездного города России. Одной из форм «отдыха» рабочих, купцов, мещан было и посещение многочисленных пивных, винных погребов, трактиров, чайных, харчевен. В то же время многие очевидцы отмечали семейственность, религиозность вязниковцев.[2] В начале XX века вязниковская интеллигенция отходит от политической жизни, уделяя основное внимание вопросам просвещения и распространения научных знаний. В 1912 году в Вязниках создается кружок любителей старины, покровителем которого являлась председатель Московского археологического общества П. С. Уварова. Кружок стал первой историко-краеведческой организацией в уезде. Его члены, например, Н. М. Соколов, П. И. Попов и др., изучали древности края, занимались просветительской деятельностью.[3] Особое место в эти годы было уделено подготовке и проведению празднования юбилеев 1911- 1913 годов. В ходе празднования 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости в городе была открыта мемориальная доска, посвященная приезду в Вязники Александра II, а в селе Никологоры установлен памятник императору- освободителю. С особым торжеством в городе были отмечены 100-летие Отечественной войны 1812 года и 300-летие Дома Романовых. Празднования сопровождались молебнами, парадами, чтениями в учебных заведениях, театральными постановками и фейерверками.[4] В начале XX века продолжалась работа по благоустройству города. В 1914 году из бюджета городской думы на эти цели было направлено более 15% средств. Улицы и площади Вязников мостились булыжником, увеличилось количество фонтанов и колодцев для обеспечения жителей города водой. Новым явлением в жизни города стало появление электрического освещения, В 1911 году возникло Товарищество электрического освещения «Н. А. Сизяков и К», улицы города стали освещаться наряду с керосиново-калильными ещё и электрическими фонарями.[5] Продолжало развиваться фотодело. В 1900 году было открыто фотоателье К. М. Козина, в 1907 году Н. А. Франтова. Кроме выполнения фотографий по заказу населения ими были сделаны фотографии Вязников, оформленные в виде открытых писем. Более ста видов города, Никологор, Южи выпустил вязниковский книготорговец Н. А. Сизяков. Ещё одним издателем открыток стал книготорговец В. А. Швецов. Выпуском видов Мстёры занимался мстёрский фотограф И. И. Щадрин. Наряду с продолжавшей действовать типолитографией С, Матрёнинского в Вязниках открылись типографии Ф. Лукоянова и Г. Шорина. В городе работала книжная лавка Н. А. Сизякова, появились книжные лавки В. Швецова, И. Шпагина. Важным событием в жизни города стало открытие в 1914 году кинематографа, принадлежавшего И. А. Березину и И. Н. Фатьянову.[6] К лету 1917 года возросла активность вязниковской молодёжи. В июле по инициативе Е. Л. Фокина и при участии молодых рабочих М. Комарова, И. Исакова, А. Соколова и др. на Ярцевской фабрике Демидова была создана организация «Юный работник». Приблизительно в это же время был образован «Ярополчский Союз молодёжи», в который входили представители семей буржуазии и интеллигенции города. Первые молодёжные городские организации занимались в основном культурно-просветительной работой, организовывали развлекательные вечера, драматические постановки и т.д.[7] В конце 20-х - 30-е годы в городе было разбито несколько скверов, устроены аллеи, вымощена площадь и некоторые улицы. На городской площади в 1938 году был установлен памятник В. И. Ленину. В то же время облик города менялся не только в результате созидательной работы. На его внешний вид повлияли разрушение или перестройка городских храмов, часовен, ликвидация ряда кладбищ. Значительные изменения в 20 - 30-е годы произошли в сфере досуга горожан. Для вязниковцев были открыты двери трёх кинотеатров, в которых можно было познакомиться с новинками советского киноискусства. В фабричных клубах «Коминтерн», «Октябрь», «Профинтерн» можно было посетить танцевальные вечера послушать музыку в исполнении фабричных оркестров, посмотреть кинофильмы, почитать свежие газет и журналы. В 1937 году в Вязниках начала работу драматическая труппа, ставившая спектакли для горожан. Обычно спектакли ставились в городском театре, а летом - в летнем театре, размещавшемся в городском парке. Городские парки были любимым местом отдыха вязниковцев, здесь играли духовые оркестры, работали танцплощадки, аттракционы.[8] Тем не менее городские учреждения общественного досуга не могли обеспечить потребности всех желающих. Так, в 1931 году городские кинотеатры и клубы одновременно могли вместить только немногим более 2 тысяч зрителей, тогда как население города превышало 30 тысяч человек. Не случайно в начале 30-х годов в Вязниках бурно обсуждая вопрос о строительстве городского Дворца культуры. Население города активно принимало участие в обсуждении его проекта, было выбрано место для строительства, но этим планам в довоенный период не суждено было сбыться. Но следует учесть, что даже в таких условиях горожане имели больше возможностей для удовлетворения своих культурных запросов, чем рабочие и служащие фабрик, расположенных в деревнях и сёлах района.[9] В Вязниках в распоряжении Осоавиахима имелся аэроклуб, сыгравший значительную роль в подготовке будущих летчиков. Открытый в середине 30-х годов, в 1939 году Вязниковский аэроклуб перевыполнил план подготовки курсантов. В 1939 - 1940 учебном году перед аэроклубом была поставлена ещё более ответственная задача: обучить в три раза больше курсантов, чем в предыдущем году. Знания, полученные курсантами в аэроклубе, через несколько лет помогут им мужественно встретить тяжелые военные испытания. Не случаен тот факт, что более половины вязниковцев, получивших в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза,- лётчики, прошедшие обучение в аэроклубе. Как и все жители страны, вязниковцы чувствовали, как накаляется атмосфера, но никто не задумывался о том, что страшная война стоит уже у порога. Вязниковский край продолжал жить мирной жизнью - работали текстильные фабрики, на полях района трудились колхозники; в свободное время вязниковцы посещали рабочие клубы и кинотеатры, выбирались семьями и коллективами на природу. Мирная размеренная жизнь оборвалась ранним утром 22 июня 1941 года.[10] К 1950 году город и район располагали довольно развитой сетью культурно- просветительных учреждений. В Вязниках насчитывалось 5 театров и кинотеатров, 3 рабочих клуба, Дом культуры, Дом пионеров, Дом учителя. В районе работало 15 сельских клубов, 12 изб-читален, 150 красных уголков. Во всех этих учреждениях постоянно проводились различные массовые мероприятия- концерты, лекции, доклады. Особое внимание уделялось кино, как наиболее доступной и воздействующей на массы форме искусства. Показ художественных фильмов обычно сопровождался обязательной демонстрацией документальной кинохроники, рассказывающей о достижениях страны в деле восстановления народного хозяйства. В Вязниках фильмы показывали в кинотеатрах и рабочих клубах, в районе работало 6 стационарных и 4 передвижных киноустановки. В среднем автокиноустановки в месяц обслуживали до 130 населённых пунктов, охватывая тысячи колхозников.[11] Много внимания уделялось развитию культуры. Большой популярностью в Вязниках пользовался открывшийся впервые послевоенные годы городской драмтеатр. При рабочих клубах развивалась художественная самодеятельность - открывались хоровые, драматические, хореографические кружки. В 1951 году при редакции газеты «Пролетарий» образовалась литературная группа, в работе которой принимали участие рабочие, учащиеся. Традиционными в эти годы стали выставки произведений живописи и графики местных художников- К. Большакова, А. Кислякова, Н. Лебедева, И. Шуваева и др.[12] Среди населения края велась активная культурно-просветительская работа. В середине 50-х годов в городе работало 3 профсоюзных клуба, 5 театральных зданий, 15 красных уголков, два летних парка с театром, эстрадами, читальнями и танцевальными площадками. Ежедневно вязниковцы могли посмотреть до четырёх различных кинокартин. В среднем ежегодно кинотеатры посещало почти 600 тысяч зрителей. В 1962 году в Вязниках открылся широкоэкранный кинотеатр «Россия». В клубах, красных уголках, на предприятиях и в общежитиях рабочих постоянно организовывалось прослушивание лекций разнообразной тематики.[13] Значительная культурная работа проводилась среди детей. К их услугам в городе работали Дом пионеров, детская техническая станция, музыкальная школа, детские парк и библиотека. В летний период трудящиеся получали возможность для отдыха и развлечений на городских стадионах, водной станции. Для горожан устраивались загородные прогулки в живописные окрестности города- Дубки, Липовскую усадьбу. Регулярные массовые гулянья проводились в роще Комзяки. Повышение материального и культурного благосостояния горожан способствовало росту народного творчества, развитию самодеятельного искусства. В городе продолжали работу разнообразные кружки. Заслуженной славой не только в районе, но и в области пользовался Никологорский народный театр.[14] Одним из наиболее ярких событий тех лет была подготовка и празднование 50-летия Великой Октябрьской революции. Подарком к этому юбилею стало строительство городского Дома культуры в новом городском микрорайоне «Север». Возведение этого здания было проведено в рекордно короткие сроки благодаря активности горожан, неоднократно участвовавших в субботниках и воскресниках на строительстве.[15] Большое внимание в эти годы в крае уделялось военно-патриотическому воспитанию молодёжи, очень популярными среди школьников были игра «Зарница» и другие подобные соревнования. Традиционными в работе с молодёжью были встречи с бывшими фронтовиками и работниками тыла, разнообразные сборы, конференции, собрания; учащаяся молодёжь активно вовлекалась в поисковую работу под лозунгом «Орден в твоем доме», «Ветеран» и т.п.[16] В связи с тем, что в конце 60-х годов Вязники были включены в состав «Золотого кольца», здесь несколько активизировалась работа по восстановлению ряда архитектурных памятников- так, в 70-е годы были отреставрированы колокольня Троицкого храма, Благовещенский храм, где в начале 80-х годов открылась музейная экспозиция. В крае развивался туризм, ежегодно город посещало более 15 тысяч иногородних туристов, на территории Вязниковского района работали пользующиеся большой популярностью туристические базы «Мстёра» и «Озерки». Запросы вязниковцев обслуживало городское бюро путешествий и экскурсий, предлагавшее населению более 50-ти маршрутов в разные уголки страны.[17] В Вязниках работали кинотеатр «Россия», Дом культуры им. 50-летия Октября, клуб «Октябрь», клуб фабрики им. Парижской коммуны, городская и районная библиотеки.[18] Новые клубы и дома культуры были открыты и во многих населённых пунктах района. Всего в районе к 1985 году к услугам вязниковцев было предоставлено 59 клубов и домов культуры, 8 централизованных клубных систем, 6 культурно-спортивных комплексов, 54 библиотеки.[19] Новым явлением в культурной и общественной жизни края в 90-е годы стало проведение городским историко-художественным музеем ежегодных краеведческих чтений. Новый взгляд на историческое прошлое помог по-иному взглянуть на место и роль в вязниковской истории дореволюционных предпринимателей Сеньковых, Демидовых. Знаком благодарности этим выдающимся промышленникам, внёсшим значительный вклад в дело развития края, стало открытие в музее посвященных им выставок, переименование одной из улиц города в улицу Сенькова, переписка и встречи с потомками Сеньковых и Демидовых.[20]
1.2 Промыслы и ремёсла Малоземелье, низкая урожайность и малодоходность крестьянских хозяйств приводили к тому, что многие крестьяне забрасывали свои наделы, предпочитая земледельческому труду разнообразные промыслы или работу в городе. В пореформенный период на территории Вязниковского уезда около 85 - 90 % крестьян занимались неземледелъческими промыслами. К концу XIX века промыслы были распространены во всех волостях уезда, но особенно велика их роль была в северной и северо-западной части Вязниковского края. Здесь промыслы стали постоянным главным занятием, обеспечивавшим существование крестьянских хозяйств. Особенно это было характерно для таких крупных сел, как Мстёра, Холуй, Палех, окончательно превратившихся в неземледельческие поселения. Во второй половине XIX века в Вязниковсом уезде получили распространение как местные, так и отхожие промыслы. Среди местных промыслов по охвату работников на первом месте стояло ручное ткачество и шитъё мешков. В конце XIX века этим промыслом занималось более 2,5 тысячи крестьян. Наиболее этот промысел был распространён в Никологорской, Нагуевской, Олтушевской волостях. Большая часть крестьян, занятых ткачеством, работали на хозяев «светелок» - предприимчивых зажиточных крестьян, раздававших сырьё и заказы односельчанам на дом.[21] Неземледельческими промыслами в уезде занимались и женщины. Так, в Холуе и Мстере в конце XIX века широкое распространение получили вышивка гладью и строчка. Этим промыслом было занято более 450 женщин и девочек-подростков. Наряду с местными промыслами среди крестьян Вязниковского уезда в пореформенный период широко были распространены отхожие промыслы. В конце ХIХ века более 1,5 тысячи человек, в основном в Вареевской, Груздевской и Палехской волостях, занимались выделкой овчин. Большая часть овчинников уходила на заработки в осенние и зимние месяцы, преимущественно в поволжские губернии.[22] Наиболее распространенным отхожим крестьянским промыслом в уезде было офенство. В общей сложности этим промыслом, развитым во всех волостях, занималось более двух тысяч человек. По наибольшему количеству офеней выделялись Мстерская (1/3 всех офеней), Сарыевская, Станковская, Рыловская волости. Большая часть крестьян занималась офенством осенью и зимой, более 25 % - круглый год. Около половины офеней, не имея оборотных капиталов, работали на хозяина по договору. В основном свой товар офени сбывали за пределами Владимирской губернии - в Поволжье, Предуралье, Сибири. Наиболее распространённым товаром были лубочные картины, книги, покупаемые во Мстёре, Вязниках, Москве, а также дешёвые иконы.[23] Мстёра служит как бы дополнением Холуя по иконной живописи. Но здесь еще издавна были место произведения народного гравирования, доморощенного творчества. Мы говорим о лубочных картинах, разносимых повсюду в России ходебщиками или офенями и пользующихся известностью во многих городах, селах и деревнях. В Мстере замечательно заведение лубочных картин Голышева, известного особенно в ближайших районах от села. Таковыми картинами, имеющими по содержанию религиозное, нравственное, историческое и сатирическое значение, украшаются все стены хат, светелок и сеней простолюдина. Они вполне удовлетворяют вкусу его по духу и характеру. Конечно, религиозные картины преимуществуют пред другими, как вполне отвечающие религиозному чувству русского народа. Так, например, картину «Страшный суд» везде можно встретить. По достоинству своему и мстерские картины Голышева не уступали когда-то известным московским заведениям лубочных картин Артемьева, Флорова, Щурова, Чижова и др. О лубочных картинах писатель Г. Снегирев говорит так: «Нравственные картины, содержат в себе простые, но разительные и понятные для народа понимания обязанностей любви и справедливости, правила благоразумия в жизни, представляют высокое преимущество добродетели, гибельные последствия пороков и преступлений, то в виде притчей и сказаний, то в облике карикатур, иногда в беседах мудрецов древнего мира и отцов церкви о суете света, о жизни, смерти, вечности, о делах добрых и злых».[24] Традиционно продолжали развиваться ремёсла и кустарные промыслы. В Вязниках выделялись мастерская Куликова, выполнявшая слесарные работы, мастерская Клещевникова по изготовлению конской сбруи, мастерская Рубчикова, обслуживавшая население железными и скобяными изделиями, кузнечная Кленовой и др. В городе были также сапожные портновские, часовые, столярные и пр. мастерские. По-прежнему многочисленными иконописными, ризочеканными, фольгопрокатными мастерскими выделялась Мстёра.[25] Частные предприятия возникали в традиционных для Вязниковского края промыслах- обработке льна, деревообработке, кузнечном деле, кирпичном производстве, сапожном, овчинном промыслах и др. Наиболее распространёнными промыслами, как и на рубеже XIХ -XX веков, оставались льноткачество (Никологорская и Вязниковская волости), гладошвейное дело (Мстёрская волость), сапоговаляльный промысел (Олтушевская волость). В то же время некоторые традиционные для края промыслы стали сворачиваться. Особенно это было характерно для иконописного дела. К 1928 году иконный промысел находился в глубоком кризисе, иконописцы в связи с падением спроса на традиционную продукцию переходили на роспись игрушек, рогожных ковриков и др. Некоторые иконописцы продолжали выполнять редкие частные заказы, перешли на выпуск дешевых фольговых икон.[26] Всесоюзную известность в 30-е годы получили мстерские художественная артель «Пролетарское искусство» и строчевышивальная артель им. Крупской. В эти годы сложился свой самобытный художественный стиль мстёрских художников (Брягин, Клыков, Котягин, Морозов и др.), их продукция конкурировала с Палехом и Холуем, художественные изделия неоднократно участвовали во всесоюзных и международных выставках. Артель им. Крупской имела 5 отделений, объединяла 1750 работниц, более тысячи из них работали на дому. Продукция артели (скатерти, бельё и др.) частично шли на экспорт.[27] В начале 20-х годов мастеров монументальной декоративной живописи, художественной вышивки, чеканных и гравировальных работ готовили в Мстёрской, Холуйской и Палехской государственных тожественных промышленных мастерских. В 1932 году при Мстёрской художественной артели «Пролетарское искусство» открылась школа ФЗУ с научно-художественным уклоном.[28] Особое место среди предприятий местной промышленности занимали мстёрские артели, выпускавшие художественную продукцию,- «Пролетарское искусство» (лаковые шкатулки, ларцы, портсигары, пудреницы и др.), артель им. Крупской (бельё, блузки, рубашки, скатерти с художественной вышивкой), артель им. Молотова (ювелирные изделия - серебряные гравированные подстаканники, портсигары, бокалы, ложки и др.).[29] Начиная с XVII в. Владимирская губерния становится одним из самых крупных центров иконописания в России, где иконописным промыслом занимались во многих городах и слободах, деревнях и селах: в самом Владимире и Вязниках, в Суздале и Палехе, в Мстере и Холуе. Особенно значительным центром старообрядческого иконописания была Мстера.[30] Всего в уезде насчитывалось более 1700 человек, занятых иконописным промыслом. В конце XIX века в уезде действовало 16 иконописных мастерских, представлявших собой типичные капиталистические мануфактуры.[31] После раскола в русской церкви при патриархе Никоне часть жителей слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние на характер мстерской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным образам, к их прямому повторению. Мастера с желанием и знанием дела создавали иконы в древних стилях — новгородском, московском и строгановском. На основе глубокого знания старинных писем во Мстере было широко развито искусство реставрации древнерусской живописи.[32] Ко второй половине XIX в. во Мстёре на три тысячи двести жителей в иконном прозводстве были заняты 1300 человек. Иконописцы-старинщики (старообрядцы) не только писали иконы, отвечающие строгим древним канонам, или создавали образы под «старую живопись», но и изготовляли иконы «нового письма», а также ризы и киоты. Мстерцы продавали в целом до 300 тысяч икон в год. В зависимости от уровня и качества исполнения мастера сбывали свой товар продавцам офеням от 10 до 100 рублей за сотню.[33] «Дщепные» (щепные) иконы «подокладные» и «подофлежные» стоили недорого, еще дешевле просили за иконы, полученные типографским способом. На фабрике В.С. Крестьянинова работало около 200 человек, они украшали печатные иконы окладами и цветами из фольги, которую производил мстерский фольговый завод. Продукция Мстеры заполнила все рынки России; для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле. Бойкие «вязниковцы» и «шуйцы» с расхожим мстерским товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых отдаленных стойбищ новокрещеных «инородцев». До сих пор во многих уголках Томской области встречаются образцы недорогой мстерской работы. «Если вам…приходилось когда-нибудь быть на провинциальной ярмарке, в «глухом уездном месте», то вы не могли не приметить особых рядов, которые производят торговлю иконами на первобытный способ, разложив их просто на земле. Иконные продавцы громко выкрикивают: «…Подходите, честные господа, дешево уступим!»[34] Иное дело иконописные мастерские А.И. Цепкова, В.И. Шитова, С.А. Суслова, где производили образы качественного письма, которые стоили очень дорого. Эти иконы покупали ценители древнерусской живописи, в основном старообрядцы. Особенно крупные мастерские, до 100 человек, имели И.В. Янцов и И.Е. Мумриков с сыновьями. Они писали позолоченные с расчеканкой иконы и делали обычные и дорогие «московские» киоты. В Мстере существовало несколько семейных мастерских, в которых работали только родственники: отец с сыновьями, братьями, племянниками и пр.[35]Одна такая мастерская дорогого иконного письма принадлежала И.А. Панкрышеву с сыновьями. Потомки старинного иконописного рода Панкрышевых до сих пор живут во Мстере, некоторые даже продолжают профессию художников-миниатюристов.[36] Вместе с иконописцами в Мстере находятся мастера, выделывающие разного вида иконостасы и умеющие их золотить. Хозяева-мастера делают подряды в городах и селах, весьма отдаленных от родины, и отправляются в них с целой артелью подмастерьев. Иногда приходится им заниматься работой целый год в одном месте. Хозяин, озабоченный изысканием будущих средств собственного существования и своих рабочих, отыскивает работу в других местах. Мстерцы отличные знатоки и исполнители стенной живописи. Они известны не только во Владимирской губернии, но и в других. Почти во всех церквях означенной губернии в городах, селах и монастырях мы видим работу мстерцев: разные иконостасы, позолоту их, иконы, оправу их в золотые и серебряные ризы и художественно исполненную стенную живопись. Все это дело рук энергичных, умных и предприимчивых жителей села Мстеры.[37]
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |