Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средняя и нормальная продолжительность жизни человека 1 страница




 

Период времени Количество лет жизни Непрожитые годы Нормальная продолжитель­ность жизни
       
1926-1927      
1954-1955      
1955-1956      
1962-1963      

30 Урланис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР // Социальные исследования: Сб. — М.:
Наука, 1965. - С. 151.

31 Там же. — С. 153.

32 Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестник ЛГУ. — 1957. — №11; Его же.
Человек как предмет воспитания. — М.: Советская педагогика, 1965. — № 1; Его же. К изучению челове­
ка // Человек и общество. — Вып. 1. — Л.: Изд. ЛГУ, 1966.

33 Урланис Б. Ц. Этюд о возрасте // Неделя. — 1 9 6 6. — № 40.


Человек как предмет познания

Специалисты по современной социальной психологии, включающей не только анализ малых групп, но и исследования социальной эволюции личности, смены ее ро­лей и изменения статуса, также стали уделять большее внимание социальной функ­ции возрастных параметров личности и коммуникаций34.

Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдель­ной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому воз­растные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно отноге-нетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их ди­намических соотношениях. В этом смысле фактор/возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммацией разнородных влияний роста, общесо­матического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органи­ческого развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятель­ности.

3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека

Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнали­зационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в од­ной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспери­ментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организа­ция комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «по­перечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal).

Обсуждение методологических проблем изучения психического развития челове­ка стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологи­ческом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, ко­торый, в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. При­мечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости соче­тать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей

34 StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group
Performance. — Hague, 1963.

35 См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. пси-
хол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966.

36 Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода ле­жат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неиз­бежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия.

Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как под­черкивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испыту­емых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократ­ном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции.

Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существен­ный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление гра­ниц нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том чис­ле и уровня умственного развития.

При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом по­перечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психичес­кого развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе разви­тия личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные сторо­ны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития.

Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием ге­нетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторон­ники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраня­ет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов дан­ного возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преиму­ществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онто­генетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные от­резки времени37.

Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик опре­деляются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, био­генных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонги-тюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо-

37 Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.


Человек как предмет познания

ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятель­ности в обществе.

Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индиви­дуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат за­висимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Гене­тические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих законо­мерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования.

Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступи­тельном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемп-белля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире исполь­зовали этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрело­сти, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целост­ной теории индивидуально-психологического развития.

Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помо­щью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шон-фельдт и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном разви­тии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные харак­теристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполни­лось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития.

Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отно­шении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/ о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предше­ствующими ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринима­лись попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложив­шегося в детской психологии40.

Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставле­нию их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и

38 Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp.
XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М, 1966.

39 Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54.

40 Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII
Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — H.:
Penguin Books, 1966.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жиз­ненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевре­менного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юно­сти и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода форми­рования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как от­мечает Н. Бейли41.

Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно опреде­лять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих ис­следований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотруд-ников42, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правово­го, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути.

Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представ­ляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизнен­ный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расши­ряются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного вос­питания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии.

В отечественной психологии систематические генетико-психологические иссле­дования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изуче­ния одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим факти­чески было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитю-динального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длин-ника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями"5.

41 Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita
Humana, 1963.

42 Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. -
Вып. 29. — М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining
from a Longitudinal Study // Human Development. — 1965. — № 8. — P. 87.

43 Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексоло­
гии и физиологии нервной системы. — Т, 1. — М.: ГИЗ, 1928.

44 Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. —
М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвеще­
ние, 1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —
М.: Просвещение, 1966.


Человек как предмет познания

В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целе­сообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетиче­ский характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составля­лось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в опреде­ленный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продук­тов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологиче­ская монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных дан­ных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и про­дуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в пси­хографических и лонгитюдинальных исследованиях.

Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный ме­тод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незна­чительна. (По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, об­разующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, на­сколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследова­ниях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетиче­ским принципам.

Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизнен­ного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития.

Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредо­ванные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Осо­бенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фа­зами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным.

«Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотне­сти оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека.

45 Stern W. Die differentielle Psychologic - Berlin, 1911.

46 Toulouse E. Enquete medicopsychologique. — P., 1896.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека

Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последова­тельной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учи­тывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжитель­ностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизнен­ного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, напри­мер, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется про­должительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа):

Новорожденные 1-10 дней

Грудной ребенок 10 дней-1 год

Раннее детство 1-2 года

Первый период детства 3-7 лет

Второй период детства 8-12,, для мальчиков

8- 11,, для девочек Подростковый возраст 13-16,, для мальчиков

1 2 — 1 5,, для девочек
Юношеский 17-21,, для мужчин

16-20,, для женщин Средний возраст:

первый период 22-35,, для мужчин

21-35,, для женщин второй период 36-60,, для мужчин

36-55,, для женщин
Пожилые люди 61-75,, для мужчин

55-75,, для женщин
Старческий возраст 74-90,, для обоих полов
Долгожители Старше 90 лет47

В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще использу­ются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной сторо­ны, и инволюционных периодов, с другой.

В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длитель­ность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутроб­ный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

47 Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М.: Медицина, 1967. — С. 1 3 7.


Человек как предмет познания

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватываю­щий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) — до 55 лет; 3) старость (Senium), характеризующуюся непрерывно нара­стающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека48 не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.

В современной геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных49:

Юность 12-17 лет

Ранняя зрелость 17-25 лет

Зрелость 25-50 лет

Поздняя зрелость 50-75 лет

Старость 75 лет

Интересна вместе с тем попытка Дж. Биррена определить продолжительность каждой фазы, учитывая их разнородность и закономерность возрастающей продол­жительности более поздних фаз (сравнительно с более ранними)50. Эта закономер­ность не является чисто биологической, так как не имеет соответствий в онтогенезе других приматов, но также не может трактоваться и как чисто социальная особенность накопления индивидуального опыта в процессе онтогенетической эволюции. Особен­но следует учитывать при определении продолжительности пубертатного периода закономерность ускорения общесоматического и полового созревания, а при определе­нии продолжительности некоторых периодов зрелости, напротив, — замедления про­цессов старения в современных исторических условиях. В этих условиях возрастает вариативность индивидов в периоды созревания, зрелости и старения, а поэтому воз­растная норма должна определяться в пределах расширяющегося диапазона колеба­ний основных величин.

Более совершенной, чем классификация Биррена, представляется новейшая (1966 г.) классификация Д. Б. Бромлей51. Человеческую жизнь она рассматривает как совокуп­ность пяти циклов: утробного (стадии беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возраст­ными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорирова­нии индивидуальных различий).

Первый цикл состоит из четырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца); 2) эмбриона (ранней стадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии био­логического развития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде ма-48 Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков. — М.: Медгиз, 1963.

49 BirrenJ. E. The Psychology of Ageing. — New Jersy, 1964.

50 Периоды зрелости (25-50 лет) и поздней зрелости (50-75 лет), по периодизации Дж. Биррена, много­
кратно превышают длительность всех предшествующих периодов.

51 Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — England: Penguin Books, 1966.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

теринского организма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие опреде­ляется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ори­ентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

В т о р о й ц и к л — д е т с т в о — состоит из трех стадий, охватывающих 1 1 - 1 3 лет жиз­ни. Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характери­зуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобре­тает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается не­словесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация ин­дивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое зна­чение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязан­ностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.

Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характери­зуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процес­сов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличает­ся интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (эк­спрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.

Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилетнего возраста, Д. Б. Бром-лей указывает границы следующей стадии детства — раннего школьного детства — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и пове­дении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осу­ществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирова­ния связей на этих основах.

Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет (в английских условиях), и 2) поздней юности (15-21 год). Надо отметить, что начиная с этого цикла Д. Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классифика­цию от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различ­ные периоды жизни.

Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-пси­хическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В английских условиях к концу этой стадии завершается основное образование. Весьма значитель­ные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ог­раниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и пози-


Человек как предмет познания

ции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрос­лость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.

Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых про­фессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нрав­ственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживае­мым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Цикл взрослости52 состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет); 2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенси­онного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.

Ранняя взрослость — это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается соб­ственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На рабо­те осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготов­ка и начинается совершенствование мастерства. Для атлетических достижений эта стадия является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти дости­жения возможны, по данным Д. Б. Бромлей53, и позже (до 35 лет).

Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельно­сти и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.

Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45-50 годами.

Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интере­сов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — по­ложения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере су­щественно, как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.