КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средняя и нормальная продолжительность жизни человека 1 страница
30 Урланис Б. Ц. Увеличение продолжительности жизни в СССР // Социальные исследования: Сб. — М.: 31 Там же. — С. 153. 32 Ананьев Б. Г. Человек как общая проблема современной науки // Вестник ЛГУ. — 1957. — №11; Его же. 33 Урланис Б. Ц. Этюд о возрасте // Неделя. — 1 9 6 6. — № 40. Человек как предмет познания Специалисты по современной социальной психологии, включающей не только анализ малых групп, но и исследования социальной эволюции личности, смены ее ролей и изменения статуса, также стали уделять большее внимание социальной функции возрастных параметров личности и коммуникаций34. Возраст человека, как и человек в целом, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно отноге-нетическими и биографическими; по этим изменениям можно судить не только об отдельных психосоматических и социально-психологических сдвигах, но и об их динамических соотношениях. В этом смысле фактор/возраста, о котором говорится во многих исследованиях, является суммацией разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания и других явлений органического развития, конвергируемого в условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта, исторически сложившихся знаний и правил деятельности. 3. Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнализационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в одной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспериментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организация комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «поперечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal). Обсуждение методологических проблем изучения психического развития человека стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологическом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, который, в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. Примечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости сочетать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей 34 StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group 35 См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. пси- 36 Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же. Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода лежат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неизбежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия. Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как подчеркивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испытуемых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции. Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существенный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление границ нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том числе и уровня умственного развития. При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом поперечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психического развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе развития личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные стороны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития. Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием генетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторонники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраняет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов данного возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преимуществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онтогенетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные отрезки времени37. Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик определяются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, биогенных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонги-тюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо- 37 Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5. Человек как предмет познания ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятельности в обществе. Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индивидуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат зависимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Генетические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих закономерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования. Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступительном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемп-белля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире использовали этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрелости, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целостной теории индивидуально-психологического развития. Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помощью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шон-фельдт и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном развитии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные характеристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполнилось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития. Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отношении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/ о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предшествующими ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринимались попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложившегося в детской психологии40. Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставлению их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и 38 Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp. 39 Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54. 40 Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жизненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевременного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юности и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода формирования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как отмечает Н. Бейли41. Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно определять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих исследований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотруд-ников42, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правового, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути. Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизненный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расширяются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного воспитания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии. В отечественной психологии систематические генетико-психологические исследования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изучения одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим фактически было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитю-динального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длин-ника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями"5. 41 Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita 42 Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. - 43 Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексоло 44 Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. — Человек как предмет познания В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целесообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетический характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составлялось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в определенный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продуктов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологическая монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных данных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и продуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в психографических и лонгитюдинальных исследованиях. Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный метод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незначительна. (По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, образующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, насколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследованиях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетическим принципам. Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизненного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Особенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фазами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. «Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотнести оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека. 45 Stern W. Die differentielle Psychologic - Berlin, 1911. 46 Toulouse E. Enquete medicopsychologique. — P., 1896. Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека 4. Возрастная периодизация жизненного цикла человека Для понимания жизненного цикла человека необходимы определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Обе эти характеристики представлены, например, в новейшей схеме возрастной периодизации, принятой на одном из международных симпозиумов. В этой схеме период развития (слева) количественно определяется продолжительностью его существования, измеряемой первоначально днями, затем годами и десятилетиями (справа): Новорожденные 1-10 дней Грудной ребенок 10 дней-1 год Раннее детство 1-2 года Первый период детства 3-7 лет Второй период детства 8-12,, для мальчиков 8- 11,, для девочек Подростковый возраст 13-16,, для мальчиков 1 2 — 1 5,, для девочек 16-20,, для женщин Средний возраст: первый период 22-35,, для мужчин 21-35,, для женщин второй период 36-60,, для мужчин 36-55,, для женщин 55-75,, для женщин В антропологии и психофизиологии, педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой. В этих более частных классификациях возрастов главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов. В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденности; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания. 47 Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М.: Медицина, 1967. — С. 1 3 7. Человек как предмет познания В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный: 1) возмужалый возраст (Adolescentia Virilitas), охватывающий период от 20 до 40 лет у женщин и от 25 до 45 лет у мужчин; 2) зрелость (Maturitas) — до 55 лет; 3) старость (Senium), характеризующуюся непрерывно нарастающей инволюцией и завершающуюся естественной физиологической смертью. Однако антропологическая периодизация развития взрослого человека48 не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии. В современной геронтологии используется периодизация Дж. Биррена, одного из наиболее крупных исследователей процессов старения человека. В предложенной им классификации возрастов указывается продолжительность каждого из периодов на основании различных научных данных49: Юность 12-17 лет Ранняя зрелость 17-25 лет Зрелость 25-50 лет Поздняя зрелость 50-75 лет Старость 75 лет Интересна вместе с тем попытка Дж. Биррена определить продолжительность каждой фазы, учитывая их разнородность и закономерность возрастающей продолжительности более поздних фаз (сравнительно с более ранними)50. Эта закономерность не является чисто биологической, так как не имеет соответствий в онтогенезе других приматов, но также не может трактоваться и как чисто социальная особенность накопления индивидуального опыта в процессе онтогенетической эволюции. Особенно следует учитывать при определении продолжительности пубертатного периода закономерность ускорения общесоматического и полового созревания, а при определении продолжительности некоторых периодов зрелости, напротив, — замедления процессов старения в современных исторических условиях. В этих условиях возрастает вариативность индивидов в периоды созревания, зрелости и старения, а поэтому возрастная норма должна определяться в пределах расширяющегося диапазона колебаний основных величин. Более совершенной, чем классификация Биррена, представляется новейшая (1966 г.) классификация Д. Б. Бромлей51. Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадии беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития (при игнорировании индивидуальных различий). Первый цикл состоит из четырех стадий: 1) зиготы (оплодотворенного яйца); 2) эмбриона (ранней стадии биологического развития); 3) плода (поздней стадии биологического развития); 4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде ма-48 Гинзбург В. В. Элементы антропологии для медиков. — М.: Медгиз, 1963. 49 BirrenJ. E. The Psychology of Ageing. — New Jersy, 1964. 50 Периоды зрелости (25-50 лет) и поздней зрелости (50-75 лет), по периодизации Дж. Биррена, много 51 Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — England: Penguin Books, 1966. Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека теринского организма на жизнь во внешней среде). С этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде. В т о р о й ц и к л — д е т с т в о — состоит из трех стадий, охватывающих 1 1 - 1 3 лет жизни. Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития. Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде. Поскольку в Англии школьное обучение начинается с пятилетнего возраста, Д. Б. Бром-лей указывает границы следующей стадии детства — раннего школьного детства — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия, по ее определению, характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования связей на этих основах. Цикл юности состоит из двух стадий: 1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет (в английских условиях), и 2) поздней юности (15-21 год). Надо отметить, что начиная с этого цикла Д. Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию от других, например от классификации Дж. Биррена. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни. Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. В английских условиях к концу этой стадии завершается основное образование. Весьма значительные изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать система ограниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и пози- Человек как предмет познания ции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте. Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики (буржуазных стран), что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения. Цикл взрослости52 состоит из четырех стадий: 1) ранней взрослости (21-25 лет); 2) средней взрослости (25-40 лет); 3) поздней взрослости (40-55 лет); 4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости. Ранняя взрослость — это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование мастерства. Для атлетических достижений эта стадия является годами «пик», или оптимума, хотя во многих видах спорта эти достижения возможны, по данным Д. Б. Бромлей53, и позже (до 35 лет). Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, для интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности. Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни (возвращение некоторых женщин к служебной роли), менопауза, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45-50 годами. Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере существенно, как подчеркивает Д. Б. Бромлей, изменение всей мотивации в связи
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |