Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологический возраст 2 страница




93 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — С. 51.

См. подробнее об этом в наших работах: Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Пробл. обучения и воспитания в начальной шк.: Сб. — М: Учпедгиз, 1960; Человек как предмет воспитания. Перспективы педагогической антропологии//Сов. педагогика. - 1965. — № 1; Важ­ная проблема современной педагогической антропологии. Онтогенетические свойства человека и их взаимосвязь//Там же. — 1966. — № 1; Проблемы педагогической антропологии // Там же. — 1966. - № 5.


Человек как предмет познания

скими, политическими и другими факторами. Общим эффектом воздействия этих факторов является феномен акселерации физического развития детей и подростков в современных условиях97.

Данные сравнительно-антропометрических исследований многих ученых в СССР, Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, США, Японии, Великобритании, Скандинав­ских странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического раз­вития детей и подростков. Эти сдвиги объясняются тем, что благодаря ускоряющему­ся росту материальных и духовных средств цивилизации увеличивается количество факторов (социальных, биотических и абиотических), воздействующих на разные ме­ханизмы развития подрастающего поколения.

Обобщение многих данных антропологии и медицины нашей сотрудницей Т. В. Карсаевской позволяет выделить наиболее важные проявления акселерации фи­зического развития. Так, например, вес детей в 1 год стал больше, чем в предшествую­щие десятилетия, удвоение веса в настоящее время отмечается в 4-5 месяцев вместо 6 месяцев по прежним педиатрическим стандартам. Физическое развитие ребенка в наше время опережает развитие ребенка в 1880 г. на 18 месяцев. Ребенок 5 '/2 лет имеет сейчас приблизительно такой же вес и рост, как семилетний в 1880 г. Отмечаются бо­лее ранние сроки прорезывания молочных и остальных зубов, окостенения скелета и ускорение моментов окончания роста, а также параллелизм в акселерации общего роста, веса, охвата груди, формы головы и т. д.

Акселерация общесоматического развития детей детерминируется многими фак­торами, но среди них решающее значение имеют изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий и профилактических средств, учет конституцио­нально-генетических компонентов развития в оздоровительной практике. В связи с действием этих факторов отмечается влияние акселерации умственного развития, поскольку оно связано с интенсификацией корковых функций как регуляторов физи­ческого созревания.

Акселерация общесоматического развития влияет на изменение темпов и характе­ра полового созревания, которое, в свою очередь, влияет на общесоматическую эволю­цию в периоды отрочества и юности. Однако крупные сдвиги в темпах полового со­зревания трудно объяснить лишь этими прямыми связями с общесоматическим созреванием и преимущественным действием ранее упомянутых факторов. Этого не­достаточно для объяснения значительно более раннего начала первых менструаций и более раннего перекреста роста и веса мальчиков и девочек, т. е. общего ускорения полового диморфизма в развитии. Имеются основания предположить, что к числу факторов акселерации полового созревания могут быть отнесены такие социально-культурные особенности развития, как ускорение темпов умственного развития детей в современных условиях, все возрастающая их умственная и практическая активность, включение в различные системы массовых коммуникаций и т. д.

Акселерация процессов роста и созревания бесспорно является показателем все более мощного сплетения органического и социального в индивидуальном развитии человека, одним из проявлений конвергенции этих «принципиально различных», по

97 Обзор современного состояния этой проблемы дан в работах; Карсаевская Т. В. К вопросу о факто­рах, влияющих на физическое развитие человека // Филос. уч. зап. каф. обществ, наук Ленинграда. — Вып. 4. — Л.: Изд. ЛГУ, 1965; Зельцлер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей.


Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

выражению Л. С. Выготского, рядов индивидуального развития человека. По суще­ству говоря, в акселерации, помимо других форм взаимосвязи биологического и соци­ального, проявляется взаимосвязь онтогенетического развития и жизненного пути человека уже в начальные стадии человеческой жизни.

На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы д е я т е л ь н о с т и — игровой, спортивной, учебной, — трудовое и обще­ственное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрство­вания, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и т. д. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности — субъек­та, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определен­ные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев — катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и фи­зико-химических, на эти процессы).

Современная наука обнаружила, пользуясь демографическими данными и мате­риалами антрополого-медицинской статистики за последнее столетие, не только фе­номены акселерации процессов роста и созревания^. Не менее удивительным феноме­ном, относящимся к области социальной детерминации органического развития чело­века, является замедление процессов старения. Этот феномен, как можно предполагать, не обусловлен генетически-мутационными изменениями человеческой природы, а является прижизненным приобретением современного человека в процессе его ин­дивидуального развития. Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. Именно с активностью человека связано действие гигиенических факторов, спо­собствующих стабилизации жизненных функций на высоком уровне в зрелые годы жизни. Ускорение созревания и замедление старения имеют общим эффектом расши­рение диапазона зрелостных изменений, увеличение времени протекания наиболее ак­тивных и продуктивных фаз человеческой жизни.

Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется инди­видуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей чело­века увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологиче­ские особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жиз­неспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная дея­тельность, высокая социальная активность, труд и творчество — факторы, противосто­ящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.

98 Примечательна оценка этих феноменов: «...эпохальный сдвиг в отношении как более раннего созрева­ния, так и увеличения размеров тела — одно из самых значительных явлений в современной биологии человека, которое, несомненно, должно иметь серьезные медицинские, педагогические и социологиче­ские последствия» (Харрисон Дж. и др. Биология человека. — М: Мир, 1963. — С. 294).


Глава 4

Половой диморфизм и психо­физиологическая эволюция человека


1. Половой диморфизм в онтогене­тической эволюции человека

Половой диморфизм охватывает как самые ран­ние, так и самые поздние периоды человеческой жизни, не ограничиваясь периодами половозре-лости и полового созревания, т. е. относится к по­стоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека, видоизменяющимся лишь по степени интенсивности (усиления или ослабле­ния полового диморфизма).

Независимо от степени интенсивности поло­вой диморфизм является постоянным принци­пом дифференциации онтогенетической эволю­ции. Современное естествознание располагает серьезными аргументами в пользу положения, что эта дифференциация не ограничивается только половыми органами и функциями, но ох­ватывает сплошную иерархию «вторичных», «третичных» и еще более отдаленных от половых функций признаков, относящихся к общесомати­ческим системам и функциям. Переходы между специфическими и общими характеристиками полового диморфизма многообразны и многосту­пенчаты. Эти характеристики, возможно, отно­сятся ко всем уровням организации — от молеку­лярного, клеточного и тканевого до организмен-ного.

Можно допустить, учитывая особую роль эн­докринной системы и биохимических факторов в определении пола, что обусловленная ими мо­дификация системы связана со всеми основны-


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека.

ми механизмами регулирования жизненных процессов. Онтогенез человека раскрыва­ется как последовательная смена возрастов, одной из характеристик которых является своеобразный половой метаморфоз: постепенное развертывание и усиление полового диморфизма в периоды роста и созревания, затем стабилизация этого диморфизма, по которой определяется половозрелость, наконец ослабление и угасание полового ди­морфизма в процессе старения.

Капитальнейшими фактами онтогенетической эволюции являются латентное со­стояние и постепенное развертывание главнейших феноменов полового созревания, весьма лабильное и многофазное изменение половозрелого состояния, многообразие явлений полового увядания, составляющего один из центральных компонентов старе­ния. Возрастные метаморфозы созревания, зрелости и старения представляют комп­лексы общесоматических и специфически половых характеристик. Хотя не существу­ет полного параллелизма между общесоматическими и сексуальными (соматоэндо-кринными) изменениями, с одной стороны, и нервно-психическими, с другой, однако они всегда причинно и функционально взаимосвязаны.

Для понимания интимных взаимосвязей между специфическими (половыми) и общими (соматическими) структурно-динамическими характеристиками организма может оказаться полезной схема системы взаимозависимостей в развивающемся орга­низме, предложенная известным советским биологом акад. И. И. Шмальгаузеном. Ис­ходя из того, что основным элементом высших формообразовательных механизмов является индукционная система из двух взаимодействующих систем, из которых одна выделяется активностью в своем воздействии на другую (индуктор), а вторая — реактивностью, т. е. высвобождением внутренних запасов энергии (реактор), И. И. Шмальгаузен пришел к выводу, что отношения между активирующей и реаги­рующей тканью составляют один из основных контуров биологического регулирова­ния. По генетическому порядку он является вторым в эмбриогенезе, непосредственно связанным с первым контуром регулирования связей между ядром и плазмой. В свою очередь, второй контур (индуктор—реактор) прямыми и обратными связями включа­ется в обширный третий контур регулирования (эндокринная—нервная система).

Примечательно, что, говоря об индукторе и реакторе, И. И. Шмальгаузен пишет об их условном подразделении, так как «в процессе взаимодействия они постоянно меняются своими местами. Всегда реагирующая часть оказывает и обратное влияние на индуктор, да, кроме того, и сама приобретает значение индуктора для других час-тей»1. В этом свете получают объяснение взаимосвязи между специфическими и об­щими функциями целостного организма. Вот что пишет по этому поводу И. И. Шмаль-гаузен: «Развитие половых признаков контролируется у позвоночных в большей или меньшей мере эндокринной системой... Непосредственная детерминация определяет­ся количественными соотношениями между мужскими и женскими гормонами при установлении пороговых уровней нормальной реактивности тканей. Между всеми органами внутренней секреции имеются сложные взаимодействия, ведущие к регули­рованию их функций. В случае половых желез выявляется, кроме гипофиза, также влияние щитовидной железы и надпочечников. С другой стороны, на деятельность

1 Шмальгаузен И. И. Регуляция формообразования в индивидуальном развитии. — М.: Наука, 1964. — С. 123.


Человек как предмет познания

эндокринной системы, прежде всего гипофиза, влияют и факторы внешней среды. В некоторых случаях установлено и наличие обратной связи между развивающимся вторичнополовым признаком и половыми железами»2 (курсив наш. — Б. А.).

Представление о многоконтурной системе биологического регулирования и изме­нении взаимоотношений между индукторами и реакторами позволяет понять изме­няющееся взаимодействие между специфически половыми и общесоматическими яв­лениями развития, носящее характер саморегулирования. Благодаря многообразным обратным связям от реактора к индуктору, посредством которых замыкаются конту­ры биологического регулирования, явления полового диморфизма, очевидно, и не мо­гут быть связаны только с метаморфозом половых функций в процессе онтогенетиче­ской эволюции.

Не вызывает никакого сомнения, что половая дифференциация онтогенеза чело­века является эффектом и постоянным условием регулирования всех процессов внут­ренней среды организма. Но в каком отношении находится эта дифференциация к ре­гулированию процессов взаимодействия организма с внешней средой?

Несомненно, что этот род взаимодействия регулируется непосредственно нервной системой и только через нервную систему проявляется участие эндокринной системы в динамике связей организма со средой обитания. Заметим, кстати, что в своей трехкон-турной схеме регулирования процесса формообразования в онтогенезе И. И. Шмаль-гаузен поместил нервную систему во внешнем контуре, у входа и выхода системы регу­лирования взаимосвязей организма со средой. Это не значит, конечно, что нервная сис­тема не регулирует состояния внутренней среды. Против этого говорят все факты, свидетельствующие о рефлекторной природе гомеостаза. Тем более это не означает, что нервная система, стоящая «у выхода» во внешнюю среду, т. е. организующая деятель­ность организма в окружающем мире, не испытывает влияния колебаний внутренней среды.

Из общей теории биорегулирования известно, что иерархический, многоуровне­вый принцип построения рефлекторно-кольцевых механизмов регулирования выпол­няет с высокой надежностью задачи взаимоувязывания внешней и внутренней среды организма. Благодаря центроэнцефалической системе большие полушария головного мозга многообразно используют для регулирования внешней деятельности, поведе­ния мощные энергетические и информационные потоки, генерируемые всеми систе­мами и тканями организма.

Вероятно, что именно через нервную систему, а не непосредственно через эндо­кринные аппараты на большие полушария могут влиять специфически половые ха­рактеристики организма3. Вместе с тем их влияние на центроэнцефалическую систе­му и через нее на подкорковые аппараты больших полушарий, несомненно, всегда зна­чительно. Кора больших полушарий, непосредственно являющаяся субстратом временных связей организма с внешней средой, испытывает «снизу», из всех нижеле-

2 Шмалыаузен И. И. Регуляция формообразования в индивидуальном развитии. — М.: Наука, 1964. —
С. 125-126.

3 Возможно, что этот механизм определяет общность «ростовой, сексуальной и интеллектуальной акселе­
рации», их параллелизм в подростковом возрасте. Ряд психофизических корреляций в этом возрасте
описан в кн.: Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. — М.: Медицина, 1967.


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

жащих отделов центральной нервной системы, тонизирующее, активирующее воздей­ствие; но еще более важно то, что в соответствии с объективными условиями внешней среды большие полушария непрерывно реорганизуют, а вместе с тем и усиливают ус­тойчивость внутренней среды организма через тормозящие воздействия на нижеле­жащие отделы центральной нервной системы (ц. н. с).

Взаимопроникновение общесоматических и половых характеристик в динамике основных функций жизнедеятельности человека всегда учитывается в диагностиче­ской практике. Начиная с сердечного ритма (у женщин, как известно, более частого сравнительно с мужчинами) и кончая характеристиками обмена веществ, все больше уясняется фактор полового диморфизма в жизнедеятельности человека.

Энергетическая потребность (в калориях) здоровых людей на 1 м2 поверхности тела в 1 ч, по данным Дю-Буа и Оуба4, равна:

 

зраст, лет Мужчины Женщины
16-18 43,0 40,0
18-20 41,0 38,0
20-30 39,5 37,0
30-40 39,5 36,0
40-50 38,5 36,0
50-60 37,5 35,0
60-70 36,5 34,0
70-80 33,5 33,0

Энергетическая потребность стабилизируется у мужчин в период 20-40 лет, а у женщин — в 30-50 лет. Любопытно, что половой диморфизм сохраняется и в старо­сти, когда непосредственное влияние половых функций все более ослабляется. Даже в том случае, если вес тела идентичен у мужчин и женщин одного и того же возраста, все равно «должный калораж» различен, как это вычислено Харрисом и Бенедиктом' по отношению к основному обмену.

Сравнительно-возрастная физиология накопила необычайно много самых разно­образных данных, смысл которых еще недостаточно ясен. Вот, например, данные о возрастных изменениях основного обмена у здоровых мужчин и женщин.

По сводке Н. Шока, приводимой Бурльером, основной обмен (определяемый

в ——) у мужчин изменяется весьма значительно: в 20 лет величина основного обме­на равна 42,52±1,60, а в 60 лет снижается до 35,22±1,71. Между тем у женщин эта ве­личина более постоянна, снижение ее с возрастом меньше: в 20 лет величина основно­го обмена — 36,73+2,65, а в 60 лет — 34,68±2,46. Таким образом, существует половое различие в тенденции возрастных изменений основного обмена.

Наибольшее расхождение в величинах основного обмена у мужчин и женщин можно отметить в 20 лет (у мужчин — 42,52, у женщин — 36,73), а наименьшее — в

4 Приведено по кн.: Павельски С, Заводски 3. Физиологические константы в клинике внутренних болез­ней. - М.: Медицина, 1964. - С. 228. 3 Там же. - С. 229.


Человек как предмет познания

60 лет (у мужчин — 35,22, у женщин — 34,68). Интересно отметить, что и в возрастной эволюции секреции и состава желудочного сока (взятого после пробного завтрака и измеряемого в миллилитрах) обнаруживается сходная тенденция.

У мужчин количество желудочного сока изменяется со 113,5 мл (в 20-29 лет) до 96,3 мл (в 50-59 лет). За этот же период времени у женщин количество желудочного сока изменяется с 99,0 мл (в 20-29 лет) до 93,7 мл (в 50—59 лет), т. е. обнаруживается значительно большая стабильность количества желудочного сока, а возможно, и всех функций пищевого обмена.

Поразительны в этом отношении данные Де-Смета, Шока и Ван-дер-Вельде о возрастных изменениях кислотности желудочного сока. Свободная кислотная у мужчин в 2 0 - 2 9 лет равна 47,0 мл (1 мл 0,1 н. раствора N a O H на 100 мл сока), а в 5 0 -59 лет — 42,6. У женщин же свободная кислотная, равная 33,0 мл, остается без изме­нений в три возрастных периода (20-29, 30-39 и 40-49 лет) и только в период 50-59 лет незначительно меняется, достигая 33,3 мл. Что касается общей кислотности желудочного сока, то у мужчин она изменяется за 40 лет с 62,5 мл (в 20 лет) до 57 (в 60 лет), а у женщин эта величина имеет значение абсолютной константы для всех возрастных периодов6.

2. Половая дифференциация сенсомоторных функций человека

Мы сослались лишь на некоторые функциональные характеристики, в которых определенным образом проявляется фактор полового диморфизма, если рассматри­вать макропериоды онтогенетической эволюции в целях сопоставления с ними экспе­риментальных данных о сенсорно-перцептивных, психомоторных и речевых функци­ях поведения. Начнем такое рассмотрение с данных об остроте зрения. Под руковод­ством Е. Ф. Рыбалко Л. В. Саулина изучала возрастные особенности остроты зрения у дошкольников (с 4 до 7 лет); ее данные подтвердили ранее установленное положение о том, что к семи годам жизни уже достигается норма остроты зрения взрослого челове­ка, а в бинокулярном зрении острота зрения детей даже превосходит эту норму.

Новым в исследовании Л. В. Саулиной явился анализ различных факторов, в том числе и полового диморфизма. Дисперсионный анализ показал статистическую дос­товерность полученных данных в отношении половых различий (табл. 9).

Первоначально, в четыре и пять лет, монокулярные и бинокулярные показания почти полностью совпадают, но в шесть лет половая дифференциация проявляется уже довольно явно. Острота зрения у девочек в шесть лет выше в бинокулярном зре­нии на 0,1; в монокулярном зрении правого глаза — на 0,2, в монокулярном зрении левого глаза — на 0,3. Это значит, что острота зрения как психофизиологическая фун­кция созревает у девочек раньше, как, впрочем, и многие другие более общие функции

6 Бурльер Ф. Старение и старость. — М.: ИЛ, 1962. — С. 24.


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

Таблица 9 Возрастно-половые особенности остроты зрения у детей дошкольного возраста

 

    Девочки     Мальчики  
Возраст Левый глаз Правый глаз Биноку-лярно Левый глаз Правый глаз Биноку-лярно
4 года 5 лет 6 лет 0,56 0,87 0,97 0,59 0,87 0,96 0,65 1,08 1,3 0,56 0,86 0,94 0,59 0,88 0,94 0,63 1,08 1,2
Среднее 0,76 0,80 1,01 0,68 0,80 0,94

поведения и жизнедеятельности. Об этом же говорит и средняя величина для каждой из групп (девочек и мальчиков), особенно средняя величина бинокулярной остроты зрения, которая у девочек достигает нормы взрослого человека, в то время как у маль­чиков эта норма еще не достигнута.

Нужно учесть, что в 6 - 7 лет, как установила Е. Ф. Рыбалко, наступает второй пери­од созревания этой функции в дошкольном возрасте, который характеризуется нормаль­ной и даже повышенной остротой зрения. На основании экспериментальных данных.Е. Ф. Рыбалко установила, что «к моменту обучения ребенка в школе пространственно-различительная функция его зрительного аппарата в основном сформировалась»7. С до­полнением Л. В. Саулиной это положение может быть более дифференцированно отнесено к обеим группам детей. Предстоит выяснить, в какой мере подобная диф­ференциация распространяется на другое положение Е. Ф. Рыбалко — о том, что у де­тей 7-8 лет (первоклассников) острота зрения значительно хуже, чем у дошкольников 6-7 лет. Нагрузка зрительной работой в период первоначального обучения снижает уровень этой функции у детей. Можно допустить, что такое снижение будет большим у мальчиков, поскольку созревание этой функции у них еще не завершено полностью к началу обучения. Это предположение предстоит специально проверить в дальнейших исследованиях.

Принципиальный интерес представляет вопрос о влиянии фактора полового ди­морфизма на развитие глазомерной функции, которое существенно отличается от эво­люции остроты зрения.

Длительные исследования, проведенные в нашей лаборатории Е. Ф. Рыбалко, по­зволили установить, что-в различные периоды жизни зависимость сенсорно-перцеп­тивных функций от возраста проявляется в разной степени. Наибольшее воздействие на все функции и особенно на остроту и поле зрения возраст оказывает в дошкольный период. Следовательно, как заключает Е. Ф. Рыбалко, для созревания этих функций дошкольный возраст является решающим. В последующие школьные годы зависи­мость этих функций от возраста резко уменьшается, и в период 11-15 лет оказывается незначительной, причем все возрастающее влияние на совершенствование этих функ­ций начинает оказывать школьное обучение.

7 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1 9 6 4.


Человек как предмет познания

Иначе обстоит дело с эволюцией линейного и глубинного глазомера. Начиная с самых ранних периодов развитие этой функции зависит главным образом от трени­ровки и обучения. У детей дошкольного возраста глазомер характеризуется наиболь­шей величиной ошибки и ее относительной устойчивостью при изменении*расстоя-ний. Затем, в начале школьного обучения, по данным Е. Ф. Рыбалко, у детей 8-9 лет происходит улучшение глазомера по сравнению с дошкольным возрастом. Вместе с тем достаточно отчетливо проявляется уменьшение точности глазомерной функции с удалением глазомерной линейки от ребенка. Далее, начиная с 10 лет, у детей наблю­дается более сложная зависимость глазомера от расстояния, но, в общем, точность гла­зомера заметно возрастает под влиянием обучения.

В известном отношении, как видим, пути развития остроты зрения и глазомера противоположны, причем первая функция в большей мере определяется возрастом, а вторая — обучением.

В отношении остроты зрения можно было заметить проявление связанного с воз­растом полового диморфизма. Приведем данные Л. В. Саулиной, относящиеся к ли­нейному глазомеру у детей 6-7 лет, воспитывавшихся в детском саду. В табл. 10 ука­заны средние ошибки глазомерных оценок.

Таблица 10 Средние ошибки глазомерных оценок у дошкольников, мм

 

 

Возрастно-половые группы Монокулярный глазомер Бинокулярный
левого глаза правого глаза глазомер
Девочки 6 лет 7 лет 1,6 1,2 1,5 1,1 1,5 2,5
Среднее 1,4 1,3 2,0

 

Мальчики 6 лет 7 лет 1,4 1,0 1,2 2,0 1,3 1,5
Среднее 1,2 1,6 1,3

Ошибки в бинокулярном и монокулярном глазомере у девочек, в общем, боль­шие, чем у мальчиков, за исключением монокулярного глазомера правого глаза, ошибки в котором у семилетних мальчиков превышают аналогичные ошибки у де­вочек семилетнего возраста. Эти данные, еще недостаточные для заключения о ка­ких-либо существенных различиях, нуждаются в проверке на массовом материале, но тем не менее позволяют поставить некоторые вопросы, относящиеся к глазомер­ной тренировке.

Известно, что эта пространственно-различительная операция более чем какая-либо другая функция зрительно-пространственного различения связана с установ-


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

лением и упрочением зрительно-моторной координации (глаз—рука—рабочая поза тела). Решающее значение при этом имеет манипулятивная деятельность, включаю­щая те или иные операции измерения, направляющаяся, а затем регулируемая зри­тельными оценками расстояний и величин объектов.

До начала школьного обучения с его системой письма и чтения, строго ориентиро­ванных на координацию функций правой руки с бинокулярным зрением, дети уже владеют многими видами манипулятивной деятельности: трудовым самообслужива­нием, игровыми операциями (с куклами, механическими игрушками, настольными играми), конструкторской, изобразительной. Все эти виды манипулятивной деятель­ности, включая изобразительную (лепка, аппликация), не имеют постоянной строгой системы координат с определенной точкой отсчета. Они являются более или менее двурукими. Наиболее стереотипными праворукими движениями характеризуется трудовое самообслуживание, не требующее, однако, точных измерительных операций. В остальных видах манипулятивной деятельности точные измерительные операции связаны со взаимодействием обеих рук и не латерализованы в соответствии с програм­мой этих видов.

Праворукая ориентированность измерительных операций, обусловленная прави­лами построения изображения, первоначально связана с обучением детей рисованию, а затем письму. Хотя рисование есть форма изобразительной деятельности, оно отли­чается от всех других ее видов механизмом графических действий, отличающихся от письма тем, что последнее регулируется знаками, а первое — образами. Тем не менее механизм графических действий имеет свой общий компонент в правосторонней зри­тельно-моторной координации.

Известно, что дети начиная с 2-3-летнего возраста рисуют весьма охотно и много, причем эволюция детского рисунка подчинена определенным закономерностям, изу­ченным современной психологией. При этом, однако, изобразительная деятельность ре­бенка в форме рисунка тесно связана с другими видами изобразительной деятельности (например, с лепкой) и игрой, содержание которых зависит от условий среды и воспита­ния. Не имеется, к сожалению, научных данных о том, насколько сильно в разные пери­оды дошкольного возраста дети увлекаются рисованием сравнительно с другими вида­ми деятельности. Известно лишь, что по мере приближения к школьному возрасту дети в большей степени занимаются дидактическими и конструкторскими, ролевыми и дру­гими играми с элементами драматизации, рассматриванием картин, иллюстраций, а также буквенных знаков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.