КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Данные о времени словесно-ассоциативных реакций 2 страница
В психологические данные включались результаты тестов Роршаха, Бурдона, Кре-пелина и др., на основании которых делались заключения о работоспособности, реакциях личности на напряжения, ситуации и отношения, об установке и эмоционально-волевых свойствах личности. Оказалось, что корреляция возможна именно по группам (типам), т. е. что можно сопоставлять типологические варианты электроэнцефалограмм и психологических тестов. Среди четырех групп резко противопоставляются стабильные и лабильные, возбудимые и тормозимые, к которым отнесены все испытуемые. При обсуждении этого фактора Уолтер Грей выразил пожелание подвергнуть такому же исследованию параметры, предложенные И. П. Павловым, — силу, уравновешенность и подвижность, что, как известно, уже делается в школе Б. М. Теплова. Однако де Ланге, Ван-Левен и П. Верри, равно как и участники Международного симпозиума по электроэнцефалографии высшей нервной деятельности, не придали какого-либо значения тому факту, что почти равное разделение испытуемых по полу проявило себя косвенно в разделении всех испытуемых на группы, отличающиеся лабильностью и эмоциональной возбудимостью, стабильностью и относительной уравновешенностью поведения6. В современных психолого-нейродинамических исследованиях фактор возраста специально учитывается, пожалуй, только в лаборатории В. С. Мерлина. Сравнительное изучение детей, подростков и взрослых, прослеживание развития темперамента в различные возрастные периоды — все это позволило В. С. Мерлину поставить весьма глубоко важнейший вопрос о соотношении возрастных и индивидуально-типических особенностей человека. На основании как собственных, так и многих других исследований, В. С. Мерлин пришел к следующему выводу: «Если мы сопоставляем детей определенного возраста по какому-либо свойству темперамента, которое на данной ступени раскрытия типа еще недостаточно выражено, то возрастные особенности полностью маскируют данное индивидуальное свойство темперамента. При этом маскировка происходит в том случае, когда несозревшее свойство темперамента сходно с возрастными особенностями (как, например, раздражительность, склонность к страху или гневу), и в том случае, когда несозревшее свойство темперамента контрасгиру-ет с возрастными особенностями (как, например, интравертированность)... Однако если мы сопоставляем детей того же возраста по такому свойству темперамента, которое на данной ступени развития достаточно раскрылось, как например, неутомляе-6 Ланге, Дж. В.Н. де, Ван-Левен, Сторм, Верри П. Ф. Корреляция между психологическими и электроэнцефалографическими явлениями // Электроэнцефалограф, исслед. высш. нервн. деятельности: Сб. — М.: Изд. АН СССР, 1962. Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека... мость и работоспособность, то это отчетливо проявляется вопреки противоположным возрастным особенностям»7. В. С. Мерлин справедливо считает неправильным рассмотрение типа темперамента (а следовательно, и типа нервной системы как его основы) как абсолютно постоянной совокупности определенных индивидуальных свойств, вне процесса его возрастного развертывания. Однако он не отождествляет возрастное развертывание с развитием темперамента, поскольку оно есть «процесс становления новых качественных особенностей, это и есть подлинное развитие темперамента в собственном смысле сло-ва»8. Взаимоотношения возрастного развертывания и развития темперамента противоречивы и составляют одну из движущих сил развития личности. Степень сопротивляемости внешним воздействиям, равно как и пластичность изменений поведения, в значительной мере зависит от того, как происходит развертывание природных свойств личности. «...Развертывание темперамента под влиянием внешних условий всегда зависит, — пишет В. С. Мерлин, — от возрастной ступени раскрытия темперамента»9. Это положение находит свое подтверждение в ряде исследований лаборатории В. С. Мер-лина10. В лаборатории Б. М. Теплова аналогичные связи возрастных и индивидуально-типических особенностей детей успешно изучаются Н. С. Лейтесом и его сотруд-никами11. В. Э. Чудновский сделал попытку синтезировать ранее полученные в школе А. Г. Иванова-Смоленского нейротипологические характеристики с новейшими исследованиями Б. М. Теплова и В. С. Мерлина, дедуцируя их общетеоретические выводы в области детской психологии. Как подчеркивает с самого начала В.*Э. Чудновский, «многочисленные факты указывают на то, что нервную систему в раннем возрасте отличает именно сравнительная слабость и очень высокая возбудимость, чувствительность»12. Признаками этих явлений он считает быстроту первоначального замыкания временных связей (по В. Д. Не-былицину, типичную для слабого типа нервной системы), легкую их разрушаемость, неустойчивость, быструю истощаемость нервных клеток (подчеркиваемую А. Г. Ивановым-Смоленским), яркую выраженность запредельного торможения, легкую тор-мозимость при действии экстрараздражителей. Соглашаясь с А. Г. Ивановым-Смоленским в его положении о существовании разных сторон возбудимости, Чудновский особенно выделяет вместе с тем мысль Р. Е. Ка-вецкого о том, что в понятие реактивности включается способность организма не только воспринимать раздражение, но и отвечать на него определенными реакциями. По Р. Е. Кавецкому, в условиях патологии явления возбудимости и реактивности могут 7 Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. — М.: Просвещение, 1964. — С. 181. 8 Там же. - С. 182. 9 Там же. - С. 183. 10 Проблемы психологии личности и психологии труда: Сб. — Пермь, 1960; Ильина А. И. Общительность 11 ЛейтесН. С. К вопросу о возрастных особенностях школьников // Типологич. особенности высш. нервн. 12 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям//Вопросы психологии. — Человек как предмет познания резко расходиться. Интересно, что именно в связи с этой мыслью В. Э. Чудновский формулирует одно из своих основных положений: «Но то, что для взрослого патология, для ребенка может быть в известной степени нормой»13. На основании ряда данных он приходит к следующему выводу: «Можно сказать, что адекватность силы реакций менее характерна для слабой нервной системы, чем для сильной. Как установлено в лаборатории Б. М. Теплова, слабые нервные системы реагируют почти одинаково на различные интенсивности средней силы... Это — своеобразная генерализация. Если при этом иметь в виду вывод, к которому пришел А. Г. Иванов-Смоленский на основании многих экспериментальных исследований, — о большей диф-фузивности,. генерализованности реакции у детей в младшем возрасте... то можно с достаточным основанием говорить о сходстве особенностей нервной системы детей, с одной стороны, с особенностями слабого типа у взрослых, с другой, по данному показателю. По-видимому, сходство нервной системы ребенка со слабым типом нервной системы является возрастной особенностью и ярче выражено у младшего дошкольника, чем у старшего»14. Следует вместе с тем иметь в виду и различие, которое заключается в более быстром восстановлении сил у детей (сравнительно со взрослыми). С этим дополнением принимается аналогия между слабостью нервной системы ребенка и взрослого, учитывая, однако, что в первом случае она — возрастное, а во втором — типологическое явление. Иначе, согласно данным В. Э. Чудновского, обстоит дело с другими свойствами нервной системы. Так, в отношении подвижности он указывает на сложные, противоречивые сочетания подвижности и инертности в общей нейродинамической характеристике дошкольного детства. Но все же преобладающей следует считать характеристику недостаточной инертности и более высокой, чем в последующих возрастах, подвижности нервных процессов. В связи с этим В. Э. Чудновский пишет, что «имеется достаточно оснований считать, что подвижность нервных процессов у ребенка во многом зависит от возрастной слабости и неуравновешенности этих процессов»15. Вместе с тем он полагает, что с возрастом развиваются не только некоторые стороны подвижности, но и некоторые стороны инертности нервных процессов. Что касается равновесия между возбудительным и тормозным процессами в их отношении к уравновешенности как типологическому свойству нервной системы, то автор основывается главным образом на старых данных школы А. Г. Иванова-Смоленского. Анализируя эти данные, он приходит к выводу, что «поведение ребенка с неуравновешенным в сторону возбуждения типом нервной системы должно обусловливаться как бы сочетанием, «сложением» возрастной неуравновешенности и неуравновешенности типологической, т. е. возрастные проявления в данном случае должны как бы усиливать проявления типологического свойства. Поведение ребенка с относительно уравновешенным типом высшей нервной деятельности обусловливается как нейтрализацией, так и «вычитанием» возрастной неуравновешенности из уравновешенности типологической»16. 13 Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопросы психологии. — 14 Там же. - С. 25. 15 Там же. - С. 27. 16 Там же. - С. 28. Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека... Несомненно интересным является расчленение всей проблемы взаимосвязи между возрастными и нейротипологическими особенностями на две стороны. Первая, которая рассматривалась выше, составляет развитие самих типологических свойств. Вторая сторона — своеобразие проявления тех или иных типологических свойств на определенном «возрастном фоне». В этом плане В. Э. Чудновский основывается на положении В. С. Мерлина, который считает весьма важным то обстоятельство, что в детском возрасте типологические особенности наиболее ярко обнаруживаются у представителей сильного уравновешенного инертного типа и слабого типа, так как у них проявления типа контрастируют с возрастными особенностями поведения. Наконец следует отметить важную мысль В. Э. Чудновского о том, что определенные возрастные периоды в развитии типологических свойств выступают в роли своеобразных сенситивных периодов для тренировки этих свойств. В собственных экспериментальных исследованиях В. Э. Чудновского по изучению • свойств типа нервной системы у детей-дошкольников преимущественное внимание уделяется явлениям маскировки типологических свойств возрастными особенностями. Он вновь подчеркивает, что «изучение свойств нервной системы детей неотделимо от проблемы возрастных особенностей. Только одновременный учет как возрастных, так и типологических особенностей открывает путь к раскрытию действительной сложности проявления свойств типа высшей нервной деятельности ребенка»17. Это положение доказано им путем последовательного сопоставления данных о младшей и старшей группах дошкольников и сравнения с ними данных по нейродинамиче-ским группам. В результате этого сопоставления В. Э. Чудновский пришел к заключению, что «хотя слабость и преобладание возбуждения над тормозным процессом являются общими свойствами детей младшего дошкольного возраста, удается выделить группу детей с наибольшей слабостью нервной системы (у которых преобладание возбуждения маскируется слабостью) и группу наиболее возбудимых (у которых слабость нервной системы проявляется менее ярко)»18. В дальнейшем В. Э. Чудновский установил, что выявление («развертывание», по B.C. Мерлину) и развитие типологических свойств в дошкольном возрасте происходят с разной интенсивностью в зависимости от типа высшей нервной деятельности. Так, например, тенденция к слабому типу проявляется в незначительном уменьшении реак- \ тивности с возрастом. Тенденция к уравновешенному инертному типу характеризуется быстрым усилением тормозного процесса и развитием инертности. Быстрое развитие силы процесса, напротив, свойственно развертывающемуся возбудимому типу. В качестве известной модели соотношения возрастных и типологических свойств у детей-дошкольников была избрана характеристика поведения детей с неуравнове-' шенным и уравновешенным типами нервной системы. Однако для любого из типологических вариантов характерно, по мнению В. Э. Чудновского, то, что «проявление соотношения возрастных и типологических особенностей во многом зависит от слабости основных нервных процессов в дошкольном возрасте»19. Общая же тенденция 17 Чудновский В. Э. Изучение свойств типа нервной системы у детей-дошкольников // Вопросы психоло 18 Там же. - С. 19. 19 Чудновский В. Э. К вопросу о соотношении возрастных и типологических особенностей у дошкольни Человек как предмет познания в изменяющихся взаимосвязях между возрастом и нейродинамическим типом заключается, как правильно предполагает В. Э. Чудновский, «в постоянном усилении влияния индивидуальных особенностей на поведение»20. Весьма интересную интерпретацию экспериментальных исследований В. Э. Чуд-новского дал Н. С. Лейтес, под руководством которого эти исследования осуществлялись. Основываясь на установленных в лаборатории Б. М. Теплова данных о связях слабости нервной системы с высокой чувствительностью, реактивностью и о связях инертности нервных процессов с прочностью условных связей, Н. С. Лейтес предложил собственную гипотезу. В докладе на XVIII Международном конгрессе он указывал, что «распространение изучения типологических свойств на различные возрасты, поиски экспериментальных и жизненных показателей свойств типов нервной системы у детей с необходимостью требуют рассмотрения вопросов взаимосвязи типологических и возрастных особенностей»21. Согласно предложенной им гипотезе, «возрастная слабость нервной системы детей, можно предполагать, определенным образом обусловливает яркость, остроту восприятия, детскую впечатлительность. По-видимому, в ходе возрастного развития происходит не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение некоторых ценных ее свойств»22. Это предположение заслуживает внимания, и для его экспериментальной проверки особенно важно воспользоваться так называемым лонгитюдинальным методом исследования. Среди исследователей в настоящее время еще нет полного совпадения взглядов о генезисе типов нервной системы у детей. Так, например, Т. И. Четверикова, изучавшая развитие ребенка со слабым типом нервной системы в первые годы жизни (с первых месяцев до 3,5 лет), констатировала, что черты слабого типа проявились на первом году жизни и на протяжении последующего развития лишь осложнялись и моди-фицировались23. Н. П. Жукова из Горьковского НИИ педиатрии изучала адаптацию детей ясельного возраста к новым условиям жизни в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Ею наблюдались дети от 2 до 11 месяцев на протяжении длительного времени, начиная с момента поступления ребенка в ясли, что и составило 20 Чудновский В. Э. К вопросу о соотношении возрастных и типологических особенностей у дошкольни- 21 Лейтес Н. С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей // Материалы 9-го 22 Лейтес Н. С. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей. — С. 114. 23 Четверикова Т. И. Картина поведения ребенка слабого типа// Тез. докл. на II съезде психологов: Сб. - Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека... точку отсчета в определении периода адаптации. В этом возрасте ей удалось определить типологические особенности лишь у 40 из 73 детей. Это сам по себе интересный факт, показывающий, что начало «развертывания» типологических свойств почти у половины обследовавшихся детей относится к более позднему периоду, чем у другой части детей. Но еще интереснее распределение детей, «развертывание» типологических свойств у которых уже стало видимым, по группам. Картина этого распределения неожиданна, так как в отношении более позднего периода (младшего дошкольного) В. Э. Чуднов-ский обнаружил преобладание слабости нервных процессов, особенно тормозного. Между тем Н. П. Жукова обнаружила, что среди 40 детей первого года жизни половина (20) относилась к сильному уравновешенному типу, а у 10 проявились типологические особенности сильного возбудимого типа. Остальные дети характеризовались слабостью возбудительного и тормозного процессов. Именно эти дети (третья группа — слабые) приспосабливались ко всему новому в режиме жизни и в условиях яслей очень медленно. «Дети давали срывы, — пишет Н. П. Жукова, — что проявлялось в длительном и резком беспокойстве, в нарушении сна, потере аппетита, остановке или падении веса, снижении сопротивляемости к заболеваниям. Длительность адаптации была наибольшей — от одного до трех месяцев»24. Между тем дети первой группы (сильные уравновешенные) адаптировались в кратчайшие сроки, от одного до 10 дней, весьма активно и пластично осваивали новые условия с адекватными соматическими и поведенческими реакциями. Дети с сильным неуравновешенным (возбудимым) типом адаптировались с большими трудностями, но скорее и лучше, чем дети слабого типа. Как интерпретировать эти данные Н. П. Жуковой, если сравнивать их с данными В. Э. Чудновского? Что в опытах Н. П. Жуковой считать проявлением собственно возрастных особенностей младенчества, а что — типологических? В какой мере можно говорить о сильном, притом уравновешенном, типе нервной системы детей, если принимать посылки В. Э. Чудновского? Для ответа на эти вопросы следовало бы связать в одном, лучше всего индивидуально-монографическом, исследовании оба возрастных периода. По такому пути пошла М. В. Вовчик-Блакитная, которая начала изучать детей старшей ясельной и младшей дошкольной групп, обратив особое внимание на сроки и темпы овладения детьми речью, характер складывающегося соотношения между первой и второй сигнальной системами. Из предварительного сообщения об этом исследовании М. В. Вовчик-Блакитной известно, что «своеобразная трудность составления типологических характеристик определяется особенностями изучаемого возраста. Слабость процессов торможения у детей и относительная недоразвитость их второй сигнальной системы могут привести к ошибочному отнесению большинства детей к возбудимому и первосигнальному типу»25. М. В. Вовчик-Блакитная, предвидя такую опасность, все же считает возможным дифференцировать не только свойства типа нервной системы детей в этом возрасте, но и 21 Жукова Н. П. Характер периода адаптации детей к новым условиям жизни (в яслях) в зависимости от типологических особенностей в. н. д. // Там же. — С. 40. 25 Вовчик-Блакитная М. В. К вопросу о связи типологических свойств со способностями // Там же. — С. 275. Человек как предмет познания детерминированные ими специальные способности. Однако при такой постановке вопроса положение оказывается еще более сложным, так как для специальных способностей важнейшее значение имеет не только общий, но и парциальный тип нервной системы. Как мы видели, весьма трудно соотнести общие типы с возрастными особенностями. К этому, очевидно, следует еще добавить и парциальные типы, которые Л. И. Уман-ский обнаружил у детей. По Л. И. Уманскому, уже у детей следует различать шесть уровней парциальности типов высшей нервной деятельности: 1) подкорковая, безусловно-рефлекторная парциальность; 2) подкорково-корковая; 3) корковая анализаторная (преимущественные проявления свойств нервной системы в одном из анализаторов); 4) корковая межанализаторная парциальность как общая структурная характеристика первой сигнальной системы; 5) межсигнальная парциальность, предполагающая типологические различия во взаимодействии первой и второй сигнальных систем; 6) второ-сигнальная парциальность, т. е. различия по сфере умственной деятельности и преобладанию того или иного вида речи. Л. И. Уманский нашел у испытуемых детей парциальность не на всех уровнях, причем только у 10 % детей имелось сочетание парциальных типов, включая межсигнальный. Что касается последнего, шестого, уровня парциального типа, то он может появиться только в процессе длительного воспитания и развития. Предлагаемая Л. И. Уманским многоуровневая, иерархическая система парциальных типов содержит в себе генетические предпосылки, но требует длительного, систематического изучения реального развертывания этого комплекса парциальностей, которое, очевидно, как-то должно быть соотнесено с возрастным развертыванием общих свойств типа нервной системы. Эта труднейшая задача, очевидно, будет решаться в дальнейшем. В исследованиях Л. И. Уманского интересна и другая тенденция — связать развитие сенсомоторных действий детей (игровых и трудовых) с типологическими особенностями нервной системы. Им показано, что по средней скорости выполнения одного простого движения и всего действия наиболее контрастируют лабильные и инертные типы детей одного и того же возраста. Вместе с тем упражняемость действия в целом у инертных детей в несколько раз большая, чем у лабильных. У детей со слабым раздражительным процессом средняя скорость действия снижается при действии новых и отвлекающих раздражителей. Л. И. Уманский обнаружил лишь в одном случае совпадение конечных результатов в скорости выполнения действия у инертного типа с лабильным. Это явление имело место у школьника, который был отнесен по ряду других показателей к лабильному парциальному типу в «моторной зоне» на фоне общего инертного типа26. Очевидно, что парциальный тип «в моторной зоне» является разновидностью анализаторного парциального типа и характеризуется высокой кинестетической чувствительностью. Но можно думать, что индивидуально-типические различия в психомоторной сфере являются показателями и более общих структурных особенностей чело-века27. На это в свое время обратил особое внимание Э. Кречмер в сравнительной 26 У майский Л. И. К проблеме способностей в связи с типом нервной деятельности // Тез. докл. на 27 Вопросу о взаимосвязи парциальных типов высшей нервной деятельности и конституциональных осо Глава 5. Соотношение возрастно-половых и нейродинамических свойств человека... характеристике циклотимического и шизотимического темперамента. В новейших исследованиях по психофизиологии трудовых действий и физической культуры эти различия приобретают определенное диагностическое значение. В одном из исследований Эммы Герон показано, что возможность выполнения равномерных движений в том или другом темпе зависит от индивидуально-типических особенностей людей. «Эта зависимость, — пишет Э. Герон, — выражается в следующем: образование рефлексов на время, обеспечивающее равномерность движений, связано с уравновешенностью нервных процессов, при слабой нервной системе эти рефлексы образуются на более продолжительные интервалы. Возможность выполнения быстрых движений зависит от подвижности нервных процессов»28. Свои исследования Э. Герон проводила на взрослых людях, но ее выводы могут, вероятно, быть приняты за общие характеристики с теми или иными модификациями. Особый интерес вызывает дополнение, в котором указано на связь возможности выполнения быстрых движений с подвижностью нервных процессов. 3. Соотношение возрастнополовых и нейродинамических свойств в период старения Факторы возраста и пола перекрываются индивидуально-типологическим фактором, имеющим значение, как было показано выше, уже в период раннего детства. Тем более индивидуально-типологический фактор важен для понимания инволюционных процессов, чему уделяется еще недостаточное внимание в геронтологии. Исключение составляют труды румынского геронтолога и гериатра К. И. Пархона, который специально занимался определением типологического (нейродинамического) фактора в процессе старения. Интересно сопоставить его данные с данными исследователей взаимосвязи возраста и типа в период дошкольного детства. Напомним, что для этого периода, например, по данным В. Э. Чудновского, наиболее характерной является большая или меньшая однозначность такого типологического свойства, как слабость нервной системы, по сравнению с которой весьма многозначны проявления подвижности и уравновешенности нервных процессов. Если обратиться к геронтологическим данным К. И. Пархона, то первоначальное впечатление явно наводит на мысль о картине обратного развития, о нисхождении старческих модификаций типа нервной системы до возрастных доминант раннего детства. В самом деле, 43 % общего количества клинически и экспериментально изученных К. И. Пархоном стариков относится к слабому типу нервной системы. Затем следуют старики, отнесенные им к группе «промежуточного варианта» (36 %), из которых половина принадлежит к уравновешенному (спокойному и живому), а другая 28 Герои Э. Проявление особенностей человека в темпе его движений//Вопросы психологии. — 1 9 6 1 — Человек как предмет познания половина — к неуравновешенному типу. Наименьшее (21 %) число стариков относится к сильному типу нервной системы, из них две трети принадлежат к уравновешенному варианту, а одна треть — к неуравновешенному. Следовательно, по К. И. Пархону, слабый тип в сочетании с неуравновешенностью составляет доминирующую типологическую особенность старческого возраста. В связи с этим Пархон пишет, что «уменьшенная корковая реактивность объясняет, почему сильный уравновешенный живой тип нервной системы встречается лишь в 11 % общего числа случаев. Наличие сильного уравновешенного типа нервной системы возможно лишь при высокой функциональной активности нервной системы с вытекающим отсюда наличием равновесия, равенства силы обоих основных процессов (раздражение и торможение)...»29. Цикл развития нейродинамической конституции человека К. И. Пархон, по существу говоря, представляет как последовательную смену типологических особенностей, как переход «от сильного уравновешенного живого типа, а также от промежуточного уравновешенного живого типа, который наблюдался у них (у стариков. — Б. А.) в молодости и в зрелом возрасте, к слабому типу или к неуравновешенному варианту в преклонном возрасте. Увеличение группы лиц, принадлежащих к слабому типу в старости, объясняется тем, что часть стариков, обладавших сильным уравновешенным живым типом, сильным неуравновешенным типом, промежуточным неуравновешенным вариантом, промежуточным уравновешенным спокойным вариантом, попадала в эту группу как вследствие чрезвычайных переживаний, так и, в некоторых случаях, вследствие заболеваний»30. Согласно этой концепции, преобладание слабого типа нервной системы у стариков объясняется тем, что к некоторому числу людей, обладавших всегда особенностями слабого типа (так сказать, конституционально), присоединяется большое число лиц, перешедших в старости к слабому типу (через ряд промежуточных состояний) по различным экзогенным и эндогенным причинам. К числу таких причин К. И. Пархон относит различные серьезные травмы общественного характера, влияние материальных и семейных невзгод (разводы, смерть близких), различные заболевания, вызвавшие перенапряжение корковых процессов и возрастающее снижение реактивности коры. Нельзя не отметить, однако, что суждения о прошлом типологическом развитии своих испытуемых и пациентов К. И. Пар-хон составлял путем типологической диагностики анамнестических повествований, ретроспективных обзоров, которые далеки, конечно, от безупречности фактического материала, необходимого для типологического определения. Вряд ли имеются какие-либо объективные основания для суждения, например, такого рода: «...83 % лиц, которые в молодости и зрелом возрасте принадлежали к сильному типу нервной системы и обладали бытовыми условиями, благоприятствующими усилению этого типа, вследствие чрезвычайных переживаний не смогли противостоять влиянию последних и перешли, таким образом, в старости к неуравновешенному типу нервной системы»31. Поскольку о прошлом стариков К. И. Пархон мог судить только по анамнестическим
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |