КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хронологический возраст 3 страница
Можно предположить, что частота распространения рисунка как массового вида детской деятельности несколько уменьшается с возрастом, но для полной уверенности в этом, разумеется, необходимы достоверные статистические данные. Такие данные особенно необходимы для выяснения того, в какой мере отличаются в этом отношении девочки и мальчики в разные периоды дошкольного детства. Все же можно допустить, основываясь на наших прежних наблюдениях, что в старшем дошкольном возрасте рисунок занимает большее место в жизни девочек. Следует заметить, что никаких существенных различий в уровне и типах изображений между девочками и мальчиками нет. Все они проходят одни и те же ступени развития рисунка и овладевают приемами реалистического изображения. Человек как предмет познания Различия в темпах развития и качестве изображения зависят от одаренности и других индивидуально-типических особенностей в пределах одного и того же возраста. Половые различия обнаруживаются в содержании и направленности рисунков детей среднего и старшего дошкольного возраста, особенно последнего. В лаборатории социальной психологии ЛГУ под руководством А. А. Бодалева Н. Ку-банова выполнила специальную работу по изучению 600 рисунков детей дошкольного возраста (младшего, среднего и старшего) с целью выяснить особенности построения образа человека в их изобразительном творчестве. Среди ряда выводов следует отметить положение о влиянии пола на содержание рисунка: дети в основном рисуют сверстников своего пола, причем это в большей мере характерно для мальчиков, которые редко изображают девочек. Возможно, что на отбор типажей влияет сюжетное построение рисунка (а рисунки мальчиков в старшие дошкольные годы почти всегда посвящены индустриальным и военным темам). По данным Н. Кубановой, у мальчиков 6-7 лет 70 % составляют рисунки с индустриальным пейзажем, между тем как у девочек этого же возраста рисунки на тему составляют всего лишь 6 %. Девочки и в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, пейзажи природы и облик человека. В изображении человека они тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообразными элементами декоративности, связанной с глазомерной оценкой пропорций при графических действиях правой руки. Именно такая оценка вырабатывается и в некоторых операциях трудового самообслуживания, особенно при шитье, вырезывании, вдевании нитки в иголку и т. д., к которым довольно рано приучают девочек. Мы позволили себе подобный экскурс для того, чтобы найти одно из возможных объяснений различий в точности оценок между бинокулярным и левосторонним глазомером, с одной стороны, и правосторонним, с другой. Вместе с тем вышеприведенные данные показывают, что глазомерная функция во всех случаях зависит от характера накопленного опыта деятельности и направления ее тренированности, т. е. является производной от научения. Это убедительно подтверждается на другом материале исследованием Г. В. Поршневой, проведенном на кафедре общей психологии ЛГУ под руководством Е. Ф. Рыбалко. Она определяла линейный глазомер у детей восьмилетнего возраста, прошедших решающую для эволюции глазомерной функции школу тгерво-начального обучения, ведущими предметами которого являются письмо и чтение на родном языке, используемые затем при изучении всех остальных предметов. Напомним, что в отношении механизма научения это означает перевод зрительно-моторной координации на правостороннюю ориентацию со стереотипной точкой отсчета (слева направо). Вместе с тем при изучении многих предметов в период первоначального обу чения все шире применяются различные виды измерительных работ, способствующих прогрессу монокулярного и бинокулярного глазомера. Поэтому показательны данные Г. В. Поршневой (см. табл. 11), обнаружившей полное совпадение обеих монокулярных оценок и почти полное в бинокулярном линейном глазомере (на расстоянии 1 м). Таким образом, сравнительно с остротой зрения, динамика которой связана с возрастно-половыми характеристиками человека, глазомерная функция непосредственно связана не с ними, а с опытом деятельности и особенностями научения, через которые на нее опосредованно могут влиять природные различия, в том числе и половые. Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция челове Таблица 11 Средние ошибки глазомерных оценок у восьмилетних школьников, мм
В этом плане большой интерес представляет поле зрения, поскольку эта характеристика имеет особое значение для пропускной способности зрительного аппарата в целом, объема внимания и оперативной памяти. Экспериментально-психологические исследования Е. Ф. Рыбалко показали, что гетерохронность созревания функций пространственного видения проявляется в различных темпах и сроках их развития. Острота зрения у большинства детей, как мы уже знаем, достигает к семи годам нормы взрослого человека, между тем поле зрения по объему составляет 80 % от общих размеров поля зрения взрослого человека, а глазомерная функция у семилетнего ребенка в семь раз меньше развита, чем у взрослого. Поле зрения занимает в этой картине своеобразное положение как по степени зрелости, так и но своей исключительной зависимости от фактора возраста. В связи с определяющей ролью фактора функционального созревания как собственно возрастного фактора (применительнок детскому и подростковому периодам жизни) следует допустить участие и фактора полового диморфизма в онтогенетической эволюции полей зрения. В пользу такого допущения говорят экспериментальные данные Л. В. Саулиной и В. И. Сергеевой, полученные на детях и подростках (с 6 до 17 лет включительно). Рассмотрим средние величины монокулярных полей зрения у детей, полученные в исследовании Л. В. Саулиной (табл. 12).
Возрастно-половые группы Девочки 6 лет Мальчики 6 лет Девочки 7 лет Мальчики 7 лет
Таблица 12
2277 3482 5632 4437 Человек как предмет познания В шестилетнем возрасте как общая площадь полей зрения, так и все величины границ каждого из монокулярных полей зрения у мальчиков превышают аналогичные показатели у девочек. Однако в семилетнем возрасте происходит значительное изменение в ходе развития, связанное с интенсивным приростом величин почти по всем параметрам полей зрения. Хотя Л. В. Саулина располагала небольшим (в количественном отношении) материалом, ее предварительные данные позволяют сделать вывод о некоторых сдвигах в сенсорном развитии детей этого возраста. Сопоставим относительные величины прироста в 7 лет (сравнительно с 6 годами) у девочек и мальчиков (табл. 13). Без каких-либо исключений весьма значительный прирост всех величин обнаруживается у девочек, причем прирост вдвое и даже более сравнительно с относительным увеличением аналогичных показателей у мальчиков. Создается впечатление, что периметрические показатели выражают неравномерный ход созревания функций: более интенсивное созревание этой функции у девочек и переход их на новую ступень сенсорного развития при более медленном созревании ее у мальчиков и сохранении у них в этот период той же фазы развития, что и в шестилетнем возрасте. Таблица 13 Прирост относительных величин монокулярных полей зрения у 7-летних детей, °
Это впечатление переходит в уверенность, когда мы обращаемся к лонгитюдиналь-ным данным В. И. Сергеевой, получившей статистически достоверные величины, характеризующие половой диморфизм в возрастной эволюции поля зрения. В. И. Сергеева обнаружила, что общий ход этой эволюции сопровождается периодическим усилением полового диморфизма с переменным ускорением созревания функции (то у мальчиков, то у девочек). Восьмилетние дети, согласно данным В. И. Сергеевой, характеризуются суммированными показателями поля зрения (табл. 14). Общая площадь поля зрения, внутренние и верхние границы поля у девочек выше аналогичных величин у мальчиков, у которых, однако, несколько выше величины, характеризующие наружную и нижнюю границы поля зрения. Сопоставление этой картины с ранее отмеченными сдвигами (по материалам Л. В. Саули-ной) показывает, что в восьмилетнем возрасте темп роста объема поля зрения у девочек замедляется и не является столь глобальным, как в семилетнем возрасте. В некоторых отношениях мальчики-сверстники уже обгоняют их. И, как показали
Группы Девочки Мальчики Наружи. 24 11 Поле зрения у детей 8 лет Направление, ° Нижн. Верхи. Внутрен. 21 15 17 10 7 5 Общая площадь поля зрения, кв. ед. 3098 1250 исследования В. И. Сергеевой, уже в девять лет происходит некоторое уменьшение общей величины (объема) поля зрения у девочек при некотором увеличении объема поля зрения у мальчиков. Так, объем поля зрения девятилетних девочек равен 7350 кв. ед. (сравнительно с 8075 кв. ед. в восьмилетнем возрасте), а объем поля зрения мальчиков равен 7600 кв. ед. (соответственно 7300 кв. ед. в восьмилетнем возрасте). В 10, И и 12 лет сохраняется известный параллелизм объемных характеристик поля зрения (при незначительном превышении величин у мальчиков). Общие величины поля зрения (его объема) приведены в табл. 15. Объем поля зрения у детей 10-12 лет Таблица 15
С 13 лет начинается период более интенсивного созревания функции у девочек. В последующие годы темпы роста зрительного поля у девочек-подростков возрастают, и общая величина их поля зрения намного превышает объем поля зрения мальчиков, как это показывают данные табл. 16. Изменение поля зрения у подростков 13-17 лет Таблица 16
Человек как предмет познания В. И. Сергеева отмечает, что если зрительное поле 14-15 и даже 16-летних мальчиков по своему объему мало чем отличается от поля зрения 10-11-12-летнего подростка, то поле зрения девочек 13-14-15 и тем более 16-летнего возраста более чем на 1000 кв. ед. шире зрительного поля 10-11-12-летних девочек. Значительный рост объема поля зрения девочек, по мнению В. П. Сергеевой, связан, вероятно, с более быстрым развитием их в процессе полового созревания. Этим же, возможно, объясняется более позднее, но весьма интенсивное увеличение объема зрительного поля у мальчиков к 17 годам, когда происходит выравнивание периметрических показателей обеих групп. Что касается структуры полей зрения, то она также своеобразно изменяется в процессе развития у мальчиков и девочек. Наиболее важным симптомом структурного изменения поля зрения является факт более раннего у девочек установления абсолютного преобладания горизонтали над вертикалью. Поэтому можно и в отношении структуры поля зрения отметить ту же закономерность, которая проявляется в отношении объема общей площади поля: у девочек наблюдается более интенсивный рост величины поля зрения и становление его структуры в более раннем возрасте (с 13 лет), чем у мальчиков. В отношении поля зрения половые различия проявляются как фактор, дополнительный к возрастному. Сами по себе половые различия специфически не характеризуются каким-либо функциональным механизмом, имеющимся у одного пола и отсутствующим у другого, не определяют они и какой-либо особенной констелляции или уровня развития свойств зрительного поля. Действие фактора полового диморфизма каталитическое: он ускоряет внутренние процессы созревания зрительной системы и достижение ее зрелости в более ранние сроки у девушек, что стоит в непосредственной связи с процессом общесоматического и полового созревания и объективной необходимостью их сенсорного обслуживания. Вместе с тем возможно тормозящее действие фактора полового диморфизма в отношении других сенсорных функций, например в сфере восприятия времени. Таблица 17 Различия в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов у мальчиков и девочек
Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека На кафедре общей психологии ЛГУ Л. Л. Камчатова под руководством В. П. Ли-сенковой экспериментально изучала особенности восприятия у детей 10-11-летнего возраста, дифференцируя их по полу. Исследовались явления оценки временных интервалов, отмеривания и воспроизведения, а также время реакции на движущийся объект. Переоценка временных интервалов квалифицировалась как «плюсовая ошибка», недооценка — как «минусовая ошибка». Здесь приведена табл. 17, составленная Л. Л. Камчатовой на основании результатов исследований. Различия в оценке и воспроизведении временныхинтервалов статистически недостоверны, равно как и общие средние величины ошибок в отмеривании. Однако обращает на себя внимание тот факт, что при отмеривании временных интервалов у девочек «минусовая ошибка» встречается чаще, чем у мальчиков, т. е. преуменьшение (недооценка) временных интервалов более специфично для девочек. Такого рода ошибок у девочек вдвое больше (7,7), чем у мальчиков (3,6). Своеобразным подтверждением этого феномена является обратное соотношение в «плюсовых ошибках» при отмеривании. Мальчики вдвое больше переоценивают (4,6), чем девочки (1,7). Однако в оценке и воспроизведении временных интервалов положение иное, и поэтому следует учесть, что половые различия не носят глобального характера и сосредоточены лишь на одной из полос перцептивных реакций на время. Что касается точности реакций на движущийся объект (РД О), то Л. Л. Камчатова обнаружила, что мальчики работают с большей точностью, чем девочки, причем эти различия оказались статистически значимыми. Приведем эти данные (табл.18). Таблица 18
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |