Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вес полушарий головного мозга детей 3 страница




76 Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопр. психол. — 1963. — № 5.

77 Симерницкая Э. Г. Вызванные потенциалы коры больших полушарий человека как показатель специфи­
ки выполняемой деятельности: Автореф. канд. дис. — М.: Изд. МГУ, 1967.

78 Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — М.: Учпедгиз, 1962. — С. 209.


Человек как предмет познания

В. Е. Бушуровой и др.) и свидетельствует об условнорефлекторном происхождении латерального доминирования.

Но нельзя исключить действие наследственного фактора, облегчающего условно-рефлекторное образование праворукости, особенно учитывая статистическую досто­верность наследственной передачи леворукости, как это показал В. Людвиг. По дан­ным А. Бете, которые оспариваются В. Людвигом, но без достаточных оснований, пер­воначальное количество праворуких детей в дошкольном возрасте невелико, не превышает число леворуких и лишь к концу периода приближается к обычному для детства соотношению. А. Бете испытывал на праворукость 95 детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, причем проверялись разные действия — от подачи руки и указательного жеста до хватания симметрично расположенных конфет и стрижки ножницами. Ока­залось, что в возрасте с 2 до 4 лет левая рука использовалась в 40,5 % случаев, пра­вая — в 38,1 % и одновременно обе руки — в 21,4 %. В следующий период (4-6 лет) картина резко меняется: правая рука используется уже в 75,4 %, левая — в 18,9 %, а обе руки одновременно — в 5,7 % случаев.

Многие экспериментальные исследования (Гезелл и Амоса, Бете, Пейпера, Клар­ка, Ярмоленко, Тамуриди и сотрудников нашей лаборатории) показали, что до кон­ца первого года жизни продолжается неустойчивое однорукое манипулирование (то левой, то правой рукой) с постепенным переходом к праворукости (в период с 2,5 до 4 лет). На основании этих данных можно установить, что психомоторное развитие, несмотря на наследственное предрасположение к правшеству и левшеству, начина­ется с неустойчивой симметрии двигательных функций обеих рук, а затем перехо­дит к неустойчивой асимметрии и лишь позже фиксируется в определенной пози­ции правшества.

Законы индуктивных отношений между обоими полушариями (осуществляе­мых комиссуральными механизмами) определяют состояние моторного аппарата каждой отдельной руки. Новейшие электрофизиологические исследования А. Я. Ко­лодной (как и ранее проведенные в нашей лаборатории исследования М. Г. Бычкова и др.) показали сопутствующую активность симметричной мышцы другой руки при выработке дифференцировок на цвета (оранжевый и зеленый). По поводу получен­ных ею данных А. Я. Колодная пишет следующее: «Появление сопутствующей активности симметричной мышцы другой руки обусловлено парной работой полу­шарий, а именно кортикальной организацией возбудительного процесса с одного по­лушария на другое, протекающей по комиссуральным волокнам. То, что сопутству­ющая активность наблюдалась только в самом начале выработки дифференцировок, может быть показателем фазы генерализации, в период которой происходит иррадиа­ция возбуждения с одного полушария на другое...»79

Она нашла также, что имеются различия в сопутствующей мышечной активности у правшей и левшей. Представляет интерес предположение, что эта сопутствующая активность «появляется в субдоминантном полушарии вследствие облегченной ирра­диации с доминантного, благодаря большей силе этого процесса в последнем»80. Это

79 Колодная А. Я. Изменения электрической активности мышц при выработке двигательных дифференци-
ровок у человека // Вопр. изуч. высш. нейродинамики в связи с пробл. психологии / Под ред. Е. И. Бой­
ко. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. - С. 180.

80 Там же.


Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека

предположение также согласуется с ранее полученными в наших исследованиях дан­ными о большей эффективности билатерального переноса с ведущего органа (как дви­гательного, так и рецепторного) на неведущий, чем обратного переноса с неведущего органа на ведущий81. В выравнивании уровня аналитико-синтетической деятельно­сти обоих полушарий проявляется регуляторная природа билатеральных связей. Уме­стно отметить, что в своей интерпретации А. Я. Колодная прямо ссылается на наши исследования и применяет для объяснения разработанную нами гипотезу билатераль­ного регулирования.

Имеются и другие электрофизиологические данные, рассмотренные нами в одной из предшествующих работ82, которые дают возможность понять механизм управления движением каждой руки обоими полушариями, т. е. их билатеральной регуляции. Именно этот механизм складывается в онтогенетическом развитии и на каждом но­вом его этапе проявляется все более активно, определяя, в частности, соразмерный рост мышечной силы каждой из рук. С этой точки зрения вполне правомерно интер­претировать динамометрические данные, относящиеся к детям и подросткам.

Приведем в извлечениях известную таблицу Фирордта (табл. 25)83.

Таблица 25 Средняя мышечная сила (наибольшая тяжесть, поднимаемая обеими руками), кг

 

Возраст,   Мальчики     Девочки  
лет Обе руки Правая Левая Обе руки Правая Левая
  17,0 7,7 4,6 11,8 3,6 2,8
  20,0 8,5 5,0 15,5 4,7 4,0
  26,0 9,8 8,4 16,2 5,6 4,8
  29,2 10,7 9,2 19,5 8,2 6,7
  33,0 13,9 11,7 23,0 10,1 7,0
  39,8 16,6 15,0 26,7 11,0 8,1
  47,9 21,4 18,8 33,4 13,6 11,3
  57,1 27,8 22,6 35,6 15,0 14,1
  63,9 32,3 26,8 37,7 17,3 16,6

Для нас интересны сопоставления средней мышечной силы правой и левой рук (сравнительно с их общей средней силой). Легко заметить, что у мальчиков всех воз­растов средняя мышечная сила правой руки превосходит аналогичную силу левой

81 Ананьев Б. Г. Пространственное различение.

82 Его же. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопр. психол. — 1963 — № 5.

83 Приведено по кн.: Исраэлен Л. Г. Анагомо-физиологические даты детского возраста. — М.: Медгиз,
1959. - С. 68.


Человек как предмет познания

руки. Но эта разность не является постоянной величиной. В 8-9 лет разность превы­шает 3 кг, а в 15-16 лет — 5 кг. Однако между этими периодами располагаются перио­ды уменьшения разности за счет увеличения относительной силы левой руки в возра­сте 10,11 и особенно 13 лет.

У девочек мы также обнаруживаем превосходство величин средней мышечной силы правой руки по сравнению с аналогичными величинами левой руки, однако раз­ность не бывает столь большой, как у мальчиков в 14-15 лет. Максимальная разность отмечается в 12 лет, после чего постепенно сглаживается различие в средней мышеч­ной силе обеих рук. За исключением периода 11-12-13-14 лет, во все остальные годы для девочек (8, 9, 10, 15, 16 лет) характерна минимальная разность (меньше 1 кг).

Динамометрические измерения Фирордта являются классическими, и тем боль­ший интерес представляет проделанная нами обработка его данных с точки зрения изменения соотношения мышечной силы обеих рук, обнаруживающая сдвиги типа усиления или, напротив, ослабления функциональной асимметрии обеих рук (по мы­шечной с и л е). П о м и м о общевозрастных характеристик, свойственных периоду созре­вания и отличающихся лишь по срокам (у девочек период усиления асимметрии на­ступает раньше, чем у мальчиков), показательны половые различия в самом типе раз­вития взаимодействия обеих рук, регулируемого взаимодействием обоих полушарий. У девочек можно отметить более стабильный характер этого взаимодействия и срав­нительную постепенность как в возрастании, так и в убывании разности средней мы­шечной силы обеих рук.

В этой связи особый интерес представляют данные Н. Крамаренко84, который спе­циально сопоставлял мышечную силу обеих рук у мальчиков и девочек в тех же возра­стах (8-16 лет) и вычислял разность между обеими руками.

Возрастная закономерность, в общем, заключается в постепенном нарастании силы левой руки, своего рода «подтягивании» ее до уровня мышечной силы правой руки. Это важно отметить с точки зрения билатерального регулирования, так как та­кое подтягивание противоречиво совмещается с усилением правшества в результате обучения и использования графических действий разного рода (письма, рисования, черчения). Однако эта общая закономерность онтогенетического развития более вы­ражена у девочек, менее — у мальчиков. У мальчиков верхняя граница уравновешива­ния силы левой и правой рук датируется возрастом в 13 лет, после чего происходит снижение силы левой руки. У девочек более высокая верхняя граница (в процентах сравнительно с верхней границей у мальчиков, равной 90 %) наступает в 15-16-лет. Лишь в 25 лет величины сенсомоторных функций сближаются и стабилизируются.

Более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями.

Изменение степени доминирования прослежено в нашей лаборатории Г. П. Позд-новой, изучавшей развитие у детей кинестезии рук в процессе обучения их ручному тру­ду. По сравнению с первым годом такого обучения у второклассников расхождения меж­ду кинестезией правой и левой рук возрастают. Однако, как отмечает Г. П. Позднова, «у учащихся третьего класса точность движений правой руки больше, чем левой, но

84 Крамаренко Н. Типы телосложения. — М, 1 9 2 7.


Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека

такой большой разницы между правой и левой руками, как было в первом и втором классах, мы здесь не наблюдаем... Правая рука третьеклассника мало чем отличается от правой руки второклассника, расхождения в точности ее движений всего на 1, 7 мм. Точность же движений левой руки у третьеклассника выше на 5,6 мм»85.

В графических действиях (письмо, рисование) правостороннее доминирование фиксируется более устойчиво, чем в трудовых операциях, способствующих соотне­сенности действий обеих рук и, как показали опыты Г. П. Поздновой, более фиксиро­ванному развитию левой руки у правшей. Еще в большей мере изменяется степень доминирования при переходе от рабочих движений рук к их гностическим движени­ям (ощупыванию предметов в процессе активного осязания). Ранее было установлено серией наших работ, что у многих двигательных правшей левая рука оказывается ве­дущей в осязательном отношении. Явления доминантности в сенсорных функциях вообще сложны и противоречивы.

Хотя сенсорное развитие тесно связано с моторным, оно все же развертывается по иным путям. Дело в том, что каждое из больших полушарий благодаря контра- и ипсе-латальным проекционным путям принимает и обрабатывает сенсорную информацию. К тому же дублирующим механизмом передачи сигналов из одного полушария в дру­гое являются комиссуральные пути.

Явления функциональных асимметрий в сенсорном развитии глубоко своеобраз­ны. Более 20 лет в нашей университетской лаборатории ведется их изучение многими методами, включая различные модификации условных рефлексов и электрофизиоло­гические методы. Впервые были изучены не только зрительные и осязательные, но и другие функциональные асимметрии, включая обонятельные и вибрационные. Эти явления прослежены с первых лет жизни человека до глубокой старости, причем в раз­ных видах деятельности.

Установлено, что на первом году жизни работа всех парных рецепторов (обоих глаз, ушей и т. д.) более или менее симметрична. Начиная со второго полугодия отме­чается переход от неусточивой симметрии к неустойчивой асимметрии, но без какого-либо преобладания лишь одной из сторон. В преддошкольном и дошкольном возрас тах постепенно усиливаются и развертываются различные виды функциональных асимметрий. Однако эти асимметрии подвижны и сменяют друг друга, не образуя прочного.стереотипа. В школьных возрастах положение меняется в отношении функ­ций, включенных в системы зрительно-моторной координации. Усвоенная с образова­нием навыков письма и чтения система отсчета (слева направо) переносится на чтение и построение рисунка, а затем и чертежа. Взрослый человек использует этот стереотип при слежении, при считывании показаний на индикационных устройствах и т. д.

Тем не менее во всех школьных возрастах, характеризуемых возрастанием сенсор­ных асимметрий, не обнаружено того глобального правшества, которое характерно для психомоторики и речи. Напротив, парадоксальное явление соразмерного развития правшества и левшества в различных функциях (даже одной модальности) оказалось нормой развития. Так, например, в семилетнем возрасте чаще всего совмещаются сим­метрия остроты зрения обоих глаз, левшество в бинокулярном поле зрения, правше-85 Позднова Г. П. Формирование у детей двигательных навыков на уроках труда // Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения: Сб. — М.: Изд. А П Н РСФСР, 1960. — С. 259.


Человек как предмет познания

ство в линейном глазомере. В 10-летнем возрасте право- и левостороннее доминиро­вание в поле зрения встречается одинаково часто, но в линейном глазомере учащают­ся случаи левшества. В 14-15 лет снова происходит смена доминантности в каждой из этих функций.

По данным Е. Ф. Рыбалко, в наибольшей степени асимметрия выражена в поле зрения (99,4 %), к чему мы обратимся специально несколько позже. Для глазомерной деятельности также характерна асимметрия (93 %). В наименьшей мере асимметрия проявляется в остроте зрения (33,9 %). Чем сложнее различительно-пространствен­ная деятельность, осуществляемая зрительной системой, тем чаще проявляется асим­метрия ее функций. Онтогенетическую эволюцию монокулярных асимметрий у детей дошкольного и школьного возраста характеризуют данные табл. 26, составленной Е. Ф. Рыбалко86.

Таблица 26 Объединенные данные по монокулярной асимметрии зрения у детей дошкольного и школьного возраста, % от общего количества случаев

 

Возраст, Острота зрения Поле зрения Глазомер на расст. 5 км
лет Левост. Правост. Сим. Левост. Правост. Сим. Левост. Правост. Сим.
4 года 9 10 11 12 13 14-15 12,5 45,5 23 5 14 20 5 33 20 7,7 15 23 13 24 0 13 22 37,5 45,5 69,3 0 0 {66 45 80 50 60 80 80 70 0 0 50 20 50 40 20 20 30 0 0 5 0 0 0 0 0 0 33 33 {33 51 56 58 {36 46 37 67 50 43 40 34 46 53 0 17 6 4 8 8 10
В среднем 17,2 16,7 66,1   33,4 0,6 42,5 50,5  

Имеется, следовательно, определенное противоречивое совмещение различных видов взаимодействия монокулярных систем. Вследствие подобного уравновешива­ния противоречивых асимметрий по нейродинамическим законам взаимной индук­ции в обоих полушариях головного мозга вновь возникает симметрия на более высо­ких, чем в раннем детстве, уровнях, что способствует пластичной организации сенсо-моторных актов.

Интересно отметить, что в силу сенсорной регуляции двигательных актов и в них начинает расшатываться становящееся чрезмерным правшество, особенно в связи

86 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. О с о б е н н о с т и в о с п р и я т и я п р о с т р а н с т в а у детей. — М.: П р о с в е щ е н и е, 1 9 6 4. — С. 248.


Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека

с обучением ручному труду, гимнастике, игре на музыкальных инструментах. Имеют место преодоление отставания левой руки от правой и относительное сглаживание различий в кинестезии обеих рук, относящихся к статическому и динамическому на­пряжению. Соответственно перестраиваются и механизмы зрительно-моторной ко­ординации, обеспечивающие точность движений.

Имеется известная связь онтогенетического порядка между состоянием зритель­ных и моторных реакций. Особенный интерес имеют сравнительно-возрастные дан­ные, полученные Г. Майлсом (на возрастных группах от 10 до 89 лет), относительно зрительного контроля точности движения руки. Онтогенетическую эволюцию скоро­сти моторных реакций руки и ноги характеризуют данные табл. 21ю.

Таблица 27




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.