КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вес полушарий головного мозга детей 3 страница
76 Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопр. психол. — 1963. — № 5. 77 Симерницкая Э. Г. Вызванные потенциалы коры больших полушарий человека как показатель специфи 78 Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — М.: Учпедгиз, 1962. — С. 209. Человек как предмет познания В. Е. Бушуровой и др.) и свидетельствует об условнорефлекторном происхождении латерального доминирования. Но нельзя исключить действие наследственного фактора, облегчающего условно-рефлекторное образование праворукости, особенно учитывая статистическую достоверность наследственной передачи леворукости, как это показал В. Людвиг. По данным А. Бете, которые оспариваются В. Людвигом, но без достаточных оснований, первоначальное количество праворуких детей в дошкольном возрасте невелико, не превышает число леворуких и лишь к концу периода приближается к обычному для детства соотношению. А. Бете испытывал на праворукость 95 детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, причем проверялись разные действия — от подачи руки и указательного жеста до хватания симметрично расположенных конфет и стрижки ножницами. Оказалось, что в возрасте с 2 до 4 лет левая рука использовалась в 40,5 % случаев, правая — в 38,1 % и одновременно обе руки — в 21,4 %. В следующий период (4-6 лет) картина резко меняется: правая рука используется уже в 75,4 %, левая — в 18,9 %, а обе руки одновременно — в 5,7 % случаев. Многие экспериментальные исследования (Гезелл и Амоса, Бете, Пейпера, Кларка, Ярмоленко, Тамуриди и сотрудников нашей лаборатории) показали, что до конца первого года жизни продолжается неустойчивое однорукое манипулирование (то левой, то правой рукой) с постепенным переходом к праворукости (в период с 2,5 до 4 лет). На основании этих данных можно установить, что психомоторное развитие, несмотря на наследственное предрасположение к правшеству и левшеству, начинается с неустойчивой симметрии двигательных функций обеих рук, а затем переходит к неустойчивой асимметрии и лишь позже фиксируется в определенной позиции правшества. Законы индуктивных отношений между обоими полушариями (осуществляемых комиссуральными механизмами) определяют состояние моторного аппарата каждой отдельной руки. Новейшие электрофизиологические исследования А. Я. Колодной (как и ранее проведенные в нашей лаборатории исследования М. Г. Бычкова и др.) показали сопутствующую активность симметричной мышцы другой руки при выработке дифференцировок на цвета (оранжевый и зеленый). По поводу полученных ею данных А. Я. Колодная пишет следующее: «Появление сопутствующей активности симметричной мышцы другой руки обусловлено парной работой полушарий, а именно кортикальной организацией возбудительного процесса с одного полушария на другое, протекающей по комиссуральным волокнам. То, что сопутствующая активность наблюдалась только в самом начале выработки дифференцировок, может быть показателем фазы генерализации, в период которой происходит иррадиация возбуждения с одного полушария на другое...»79 Она нашла также, что имеются различия в сопутствующей мышечной активности у правшей и левшей. Представляет интерес предположение, что эта сопутствующая активность «появляется в субдоминантном полушарии вследствие облегченной иррадиации с доминантного, благодаря большей силе этого процесса в последнем»80. Это 79 Колодная А. Я. Изменения электрической активности мышц при выработке двигательных дифференци- 80 Там же. Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека предположение также согласуется с ранее полученными в наших исследованиях данными о большей эффективности билатерального переноса с ведущего органа (как двигательного, так и рецепторного) на неведущий, чем обратного переноса с неведущего органа на ведущий81. В выравнивании уровня аналитико-синтетической деятельности обоих полушарий проявляется регуляторная природа билатеральных связей. Уместно отметить, что в своей интерпретации А. Я. Колодная прямо ссылается на наши исследования и применяет для объяснения разработанную нами гипотезу билатерального регулирования. Имеются и другие электрофизиологические данные, рассмотренные нами в одной из предшествующих работ82, которые дают возможность понять механизм управления движением каждой руки обоими полушариями, т. е. их билатеральной регуляции. Именно этот механизм складывается в онтогенетическом развитии и на каждом новом его этапе проявляется все более активно, определяя, в частности, соразмерный рост мышечной силы каждой из рук. С этой точки зрения вполне правомерно интерпретировать динамометрические данные, относящиеся к детям и подросткам. Приведем в извлечениях известную таблицу Фирордта (табл. 25)83. Таблица 25 Средняя мышечная сила (наибольшая тяжесть, поднимаемая обеими руками), кг
Для нас интересны сопоставления средней мышечной силы правой и левой рук (сравнительно с их общей средней силой). Легко заметить, что у мальчиков всех возрастов средняя мышечная сила правой руки превосходит аналогичную силу левой 81 Ананьев Б. Г. Пространственное различение. 82 Его же. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопр. психол. — 1963 — № 5. 83 Приведено по кн.: Исраэлен Л. Г. Анагомо-физиологические даты детского возраста. — М.: Медгиз, Человек как предмет познания руки. Но эта разность не является постоянной величиной. В 8-9 лет разность превышает 3 кг, а в 15-16 лет — 5 кг. Однако между этими периодами располагаются периоды уменьшения разности за счет увеличения относительной силы левой руки в возрасте 10,11 и особенно 13 лет. У девочек мы также обнаруживаем превосходство величин средней мышечной силы правой руки по сравнению с аналогичными величинами левой руки, однако разность не бывает столь большой, как у мальчиков в 14-15 лет. Максимальная разность отмечается в 12 лет, после чего постепенно сглаживается различие в средней мышечной силе обеих рук. За исключением периода 11-12-13-14 лет, во все остальные годы для девочек (8, 9, 10, 15, 16 лет) характерна минимальная разность (меньше 1 кг). Динамометрические измерения Фирордта являются классическими, и тем больший интерес представляет проделанная нами обработка его данных с точки зрения изменения соотношения мышечной силы обеих рук, обнаруживающая сдвиги типа усиления или, напротив, ослабления функциональной асимметрии обеих рук (по мышечной с и л е). П о м и м о общевозрастных характеристик, свойственных периоду созревания и отличающихся лишь по срокам (у девочек период усиления асимметрии наступает раньше, чем у мальчиков), показательны половые различия в самом типе развития взаимодействия обеих рук, регулируемого взаимодействием обоих полушарий. У девочек можно отметить более стабильный характер этого взаимодействия и сравнительную постепенность как в возрастании, так и в убывании разности средней мышечной силы обеих рук. В этой связи особый интерес представляют данные Н. Крамаренко84, который специально сопоставлял мышечную силу обеих рук у мальчиков и девочек в тех же возрастах (8-16 лет) и вычислял разность между обеими руками. Возрастная закономерность, в общем, заключается в постепенном нарастании силы левой руки, своего рода «подтягивании» ее до уровня мышечной силы правой руки. Это важно отметить с точки зрения билатерального регулирования, так как такое подтягивание противоречиво совмещается с усилением правшества в результате обучения и использования графических действий разного рода (письма, рисования, черчения). Однако эта общая закономерность онтогенетического развития более выражена у девочек, менее — у мальчиков. У мальчиков верхняя граница уравновешивания силы левой и правой рук датируется возрастом в 13 лет, после чего происходит снижение силы левой руки. У девочек более высокая верхняя граница (в процентах сравнительно с верхней границей у мальчиков, равной 90 %) наступает в 15-16-лет. Лишь в 25 лет величины сенсомоторных функций сближаются и стабилизируются. Более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями. Изменение степени доминирования прослежено в нашей лаборатории Г. П. Позд-новой, изучавшей развитие у детей кинестезии рук в процессе обучения их ручному труду. По сравнению с первым годом такого обучения у второклассников расхождения между кинестезией правой и левой рук возрастают. Однако, как отмечает Г. П. Позднова, «у учащихся третьего класса точность движений правой руки больше, чем левой, но 84 Крамаренко Н. Типы телосложения. — М, 1 9 2 7. Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека такой большой разницы между правой и левой руками, как было в первом и втором классах, мы здесь не наблюдаем... Правая рука третьеклассника мало чем отличается от правой руки второклассника, расхождения в точности ее движений всего на 1, 7 мм. Точность же движений левой руки у третьеклассника выше на 5,6 мм»85. В графических действиях (письмо, рисование) правостороннее доминирование фиксируется более устойчиво, чем в трудовых операциях, способствующих соотнесенности действий обеих рук и, как показали опыты Г. П. Поздновой, более фиксированному развитию левой руки у правшей. Еще в большей мере изменяется степень доминирования при переходе от рабочих движений рук к их гностическим движениям (ощупыванию предметов в процессе активного осязания). Ранее было установлено серией наших работ, что у многих двигательных правшей левая рука оказывается ведущей в осязательном отношении. Явления доминантности в сенсорных функциях вообще сложны и противоречивы. Хотя сенсорное развитие тесно связано с моторным, оно все же развертывается по иным путям. Дело в том, что каждое из больших полушарий благодаря контра- и ипсе-латальным проекционным путям принимает и обрабатывает сенсорную информацию. К тому же дублирующим механизмом передачи сигналов из одного полушария в другое являются комиссуральные пути. Явления функциональных асимметрий в сенсорном развитии глубоко своеобразны. Более 20 лет в нашей университетской лаборатории ведется их изучение многими методами, включая различные модификации условных рефлексов и электрофизиологические методы. Впервые были изучены не только зрительные и осязательные, но и другие функциональные асимметрии, включая обонятельные и вибрационные. Эти явления прослежены с первых лет жизни человека до глубокой старости, причем в разных видах деятельности. Установлено, что на первом году жизни работа всех парных рецепторов (обоих глаз, ушей и т. д.) более или менее симметрична. Начиная со второго полугодия отмечается переход от неусточивой симметрии к неустойчивой асимметрии, но без какого-либо преобладания лишь одной из сторон. В преддошкольном и дошкольном возрас тах постепенно усиливаются и развертываются различные виды функциональных асимметрий. Однако эти асимметрии подвижны и сменяют друг друга, не образуя прочного.стереотипа. В школьных возрастах положение меняется в отношении функций, включенных в системы зрительно-моторной координации. Усвоенная с образованием навыков письма и чтения система отсчета (слева направо) переносится на чтение и построение рисунка, а затем и чертежа. Взрослый человек использует этот стереотип при слежении, при считывании показаний на индикационных устройствах и т. д. Тем не менее во всех школьных возрастах, характеризуемых возрастанием сенсорных асимметрий, не обнаружено того глобального правшества, которое характерно для психомоторики и речи. Напротив, парадоксальное явление соразмерного развития правшества и левшества в различных функциях (даже одной модальности) оказалось нормой развития. Так, например, в семилетнем возрасте чаще всего совмещаются симметрия остроты зрения обоих глаз, левшество в бинокулярном поле зрения, правше-85 Позднова Г. П. Формирование у детей двигательных навыков на уроках труда // Воспитание и развитие детей в процессе начального обучения: Сб. — М.: Изд. А П Н РСФСР, 1960. — С. 259. Человек как предмет познания ство в линейном глазомере. В 10-летнем возрасте право- и левостороннее доминирование в поле зрения встречается одинаково часто, но в линейном глазомере учащаются случаи левшества. В 14-15 лет снова происходит смена доминантности в каждой из этих функций. По данным Е. Ф. Рыбалко, в наибольшей степени асимметрия выражена в поле зрения (99,4 %), к чему мы обратимся специально несколько позже. Для глазомерной деятельности также характерна асимметрия (93 %). В наименьшей мере асимметрия проявляется в остроте зрения (33,9 %). Чем сложнее различительно-пространственная деятельность, осуществляемая зрительной системой, тем чаще проявляется асимметрия ее функций. Онтогенетическую эволюцию монокулярных асимметрий у детей дошкольного и школьного возраста характеризуют данные табл. 26, составленной Е. Ф. Рыбалко86. Таблица 26 Объединенные данные по монокулярной асимметрии зрения у детей дошкольного и школьного возраста, % от общего количества случаев
Имеется, следовательно, определенное противоречивое совмещение различных видов взаимодействия монокулярных систем. Вследствие подобного уравновешивания противоречивых асимметрий по нейродинамическим законам взаимной индукции в обоих полушариях головного мозга вновь возникает симметрия на более высоких, чем в раннем детстве, уровнях, что способствует пластичной организации сенсо-моторных актов. Интересно отметить, что в силу сенсорной регуляции двигательных актов и в них начинает расшатываться становящееся чрезмерным правшество, особенно в связи 86 Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. О с о б е н н о с т и в о с п р и я т и я п р о с т р а н с т в а у детей. — М.: П р о с в е щ е н и е, 1 9 6 4. — С. 248. Глава 6. Нейропсихическая регуляция индивидуального развития человека с обучением ручному труду, гимнастике, игре на музыкальных инструментах. Имеют место преодоление отставания левой руки от правой и относительное сглаживание различий в кинестезии обеих рук, относящихся к статическому и динамическому напряжению. Соответственно перестраиваются и механизмы зрительно-моторной координации, обеспечивающие точность движений. Имеется известная связь онтогенетического порядка между состоянием зрительных и моторных реакций. Особенный интерес имеют сравнительно-возрастные данные, полученные Г. Майлсом (на возрастных группах от 10 до 89 лет), относительно зрительного контроля точности движения руки. Онтогенетическую эволюцию скорости моторных реакций руки и ноги характеризуют данные табл. 21ю. Таблица 27
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |