Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Для успешной работы над практическими заданиями объемно-пластического цикла не­обходимо профессиональное понимание специфики композиционных закономерностей объ­емного проектирования, поэтому практической работе предшествует самостоятельное изуче­ние теории формообразования. В цикле объемно-пластических работ практического курса архитектоники осуществляется изучение композиционных принципов и художественно-образных средств организации материальных форм из бумаги, текстильных и природных ма­териалов. Особенно много внимания уделяется работе с бумагой, картоном, пенокартоном, созданию коллажей, макетов, всевозможных разновидностей рельефов.

Конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, приви­вает практические навыки в конструировании, формирует способность нестандартного мышления. Основной методической целью учебных заданий по проектированию из бумаги является возможность свободно строить структурные элементы формы и гибко оперировать ими для установления необходимых композиционных связей. В реальной практике такая свобода ограничивается разнообразными функциональными, конструктивными, технологи­ческими требованиями к формообразованию.

Из текстильных материашов выполняются различные драпировки, макеты одежды. В ра­боте с текстильными материалами следует стремиться к поиску новых решений, основанных на образно-ассоциативных впечатлениях. Экспериментируя с техническими приемами, необ­ходимо находить в них новые скрытые возможности. Каждый новый этап обучения начина­ется с освоения художественных материалов и техник, традиционных и самых современных. В процессе всего курса обучения необходимо ознакомиться со свойствами различных худо­жественных материалов, причем приветствуется наиболее нетрадиционное использование первичных материалов, что, в свою очередь, провоцирует изобретательность, а значит и раз­витие творческих способностей. Обязательно используются самые современные средства, которые подсказывают новейшие технологии выполнения заданий, в том числе компьютеры.

Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изде­лия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превра­титься в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм реко­мендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет вы­полнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.

Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельеф­ные поверхности разнообразных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо ис­пользовать различные ритмы (метр, ритм простой, сложный, убьюающий, нарастающий и т.д.).

Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных воз­можностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразова­нию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практиче­ских навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы.

Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) разме­ром 10x10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.


Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным ка­рандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специаль­ных лезвий для работы с бумагой- (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, за­вернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака.



Основные приемы работы.

Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сор­та - ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание ре­зинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно проклеенной бумаги верхний слой не­избежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или ле­кала. Формировать объем hjokho по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх.

Упражнение L Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, про­гнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (параллельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам.

Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка про­гнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий. Сформировав заготовку, получить форму гармошки.

Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом.

Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо поль­зоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позво­ляют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом.

Упражнение 5. С интервалом 1,0-1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помощью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены.

Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10.0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны - 2,0 и 4,0 см. От центра круга сквозной просечкой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку но надре­зам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку.

Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.