Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования




Работа по созданию формы в костюме требует от специалиста тонкого проникновения в характер материалов: понимания их предназначения, чувства пластических и композицион­но-структурных возможностей. Выполнение практических заданий по архитектонике следу­ет рассматривать как тренинг, направленный на развитие тактильных ощущений материала и манипулятивных способностей, необходимых в дальнейшей работе для обогащения пласти­ческого и декоративного звучания в костюме текстильных материалов. Формообразование осуществляется за счет использования фактуры и деформационных свойств различных мате- / риалов (ткани, трикотажа, натуральной и искусственной кожи, меха и др.), их способности к изгибу, растяжению, сжатию и другим видам деформаций, геометрических свойств волокон и нитей (толщина, объемность, извитость, ворсистость и гладкость и др.). Для создания зри­тельных иллюзий объемности и движения формы, известных из произведений оп-арта (на­пример, работы основоположника этого направления в искусстве - художника Виктора Ва­зарели), используются свето-теневые эффекты и такие свойства, как цвет, фактура, блеск, прозрачность и т.п.

Создание рельефов поверхности костюма, ассоциирующихся со структурой переплете­ния трикотажа, драпировками, буфами, системами складок, из бумаги и из текстильных ма­териалов основывается на свойствах бумаги сгибаться под различными углами, в различных направлениях, подрезаться и т.д. Рельефы могут строиться на сочетании метрических и рит­мических, простых и сложных рядов, одностороннего и встречного направления. Средством


целенаправленного воздействия на материалы являются как традиционные методы, напри­мер типовые методы обработки швейных изделий, так и оригинальные приемы, изменяющие их физико-механические свойства (жесткость и гибкость, в том числе драпируемость; растя­жимость, упругость и эластичность; толщина и др.), в том числе оптические свойства (цвет, прозрачность, блеск, фактура) и внешние топологические характеристики (композиционно-смысловая пассивность, зрительная равнозначность, тонально-фактурная однородность и др.). В качестве технологических приемов формообразования и преобразования структуры материала используются надрез, сгиб, скручивание, склеивание, ручные и машинные строч­ки и швы, оплавление и т.д.

Задания. Трансформация объекта (формы, цвета, декора) по схеме выраженной стили­стики в материале и/или потери узнаваемости объекта, выявления новой функции.

Цель работы. Изучение влияния цвета и декора на восприятие формы; выявление пла­стических и конструктивных качеств материала; закрепление теоретических знаний по пре­образованию плоскости в рельеф, приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создания рельефов заданной формы.

Материалы и технические средства. Смешанная техника, текстиль, бумага, нетрадици­онные материалы.

Основные приемы работы.

1. Выход из плоскости в пространство. Принципы объемного формообразования из плос­кости. Построение объемно-пространственных форм из пластических материалов. Транс­формация структур.

2. Выполнение объемно-пространственной формы в материале. Использование цвета в объемных структурах.

3. Макетирование объемно-пространственной формы с различными конструктивными задачами методом наколки. Построение структур костюма в развитии.


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

АРХИТЕКТОНИКА {от греч. - строительное искусство) - в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника - единство фор­мы, конструкции и материала.

АРХИТЕКТУРНАЯ БИОНИКА- ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур

АСИММЕТРИЯ - противоположное СИММЕТРИИ понятие, снимающее условие ра­венства двух частей формы между собой.

АФФИННАЯ СИММЕТРИЯ- преобразования аффинной симметрии меняют про­странственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.

БИОМЕХАНИКА (от греч. bios - жизнь) изучает механические свойства живых тка­ней, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).

БИОНИКА (от греч. Ыоп - элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жиз­недеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершен­ствования существующих.

ГАРМОНИЯ {от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей одного целого.

ГИБКОСТЬ - способность материала изменять форму под действием изгибающей на­грузки.

ДРАПИРОВКА получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.

ДРАПИРУЕМОСТЬ - способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.

ЖЕСТКОСТЬ - способность материала сопротивляться изменению формы.

ИЗГИБ - деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приоб­ретает криволинейные ось и поверхность.

КИНЕТИЗМ {от греч. kinetiko's - приводящий в движение)- вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - адангардистское направление в современной пла­стике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920-30-х гг. (Татлин В.Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. (Н. Шеффер, X. Ле Парк).

КОМБИНАТОРИКА- это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

КОМПОЗИЦИЯ {от лат. compositio - соединение, связь) - средство раскрытия художе­ственного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.

КОНТРАСТ - резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур

КОНСТРУКТИВИЗМ {от лат. constructio - построение) - художественное направле­ние, появившееся в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., основоположники ко­торого провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию.

КРИВОЛИНЕЙНАЯ СИММЕТРИЯ - преобразования формы, полученные от исход­ной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.

КРУЧЕНИЕ - деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.


МАССА - ассоциативно воспринимаемая величина формы.

МОДУЛЬ — это единица меры. В дизайне модуль - это величина, принимаемая за осно­ву расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.

НЮАНС (от франц. nuance ~ оттенок, едва заметный переход) - незначительное раз­личие характеристик с элементами подобия.

ОП-АРТ {англ. Op-art - сокращенный вариант Optical art - оптическое искусство) - ху­дожественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные ил­люзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

ОБОЛОЧКОВЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСТЮМА - повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.

ПЕРЕСТАНОВКИ - объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и качественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.

ПРОПОРЦИИ- соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.

РАЗМЕЩЕНИЯ - объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их ка­чественному составу, порядку и чередованию.

РАСТЯЖЕНИЕ - изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраня­ет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.

РИТМ {от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой.

РИТМИЧЕСКИЙ РЯД (статический или метрический ритм) - это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с опре­делённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов ме­жду ними.

СДАВЛИВАНИЕ - деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложе­ния деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.

СДВИГ - преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорцио­нальна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направ­ление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости пере­мещения.

СЖАТИЕ - операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональ­на расстоянию от плоскости сжатия.

СИММЕТРИЯ- равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.

СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ- частный вид аффинной группы. Операция К- перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Операция L - слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К.

СКЛАДКА — это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамерен­ного сжатия.

СЛОМ- деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.


СОЧЕТАНИЯ - объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.

СТРУКТУРА - отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.

ТЕКТОНИКА КОСТЮМА - художественное выражение в форме работы материала и конструкции.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. transformatio - превращение) - метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.

ФОРМАЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА - всевозможные операции но изменению мор­фологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); из­менение материала, фактуры и цвета.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ- структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.

ФОРМОВОЧНАЯ способность текстильного материала - его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аалто А. Архитектура и гуманизм. - М.: Прогресс, 1978. - 219 с: ил.

Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 26 с.

Бердник И.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. - Ростов н/д: Феникс, 2000.

Божко Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования.- Киев: Выща шк., 1991.-245 с.

Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.А., Бузова. - М.: Изда­тельский центр Академия, 2004. - 448 с.

Вахрушева Л.Л. История дизайна и современной архитектуры. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.

Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для учащ. средних спец. учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Выща шк., 1988, - 192 с: ил.

Данилова О.Н., Зайцева Т.А., Кравцова Т.А. Учебная программа курса «Архитектоника объемных форм». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 15 с.

Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М.: Гном и Д, 2001.

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высш. шк., 2000.

Ермилова Д.Ю. История домов моды: Учеб. пособие для высш. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.

Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.- М.: Изд-во ЭКСМО,2003.-176с.:ил.

Каримов Г.А., Каримова И.С. Объемно-пространственная композиция: Учеб. пособие. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2003.

Квасов А. С. Художественное конструирование изделий из пластмасс: Учебник для ву­зов. - М.: Высш. шк., 1989. - 239 с: ил.

Клюев Б.В., Чистоклет Ю.М. Платье для Аэлиты. - М.: Сов. Россия, 1987. - 144 с.

Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. - М.: Легпром-бытиздат, 1987.

Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Основы моделирования и художественно­го оформления одежды. - М.: Легкая индустрия, 1979.

Колейчук В.Ф. Кинетизм. - М., 1994.

Композиция костюма / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Изда­тельский центр: Академия, 2003. - 432 с: ил.

Кравцова Т.А. Архитектоника объемных форм: Программа, методические указания к кон­трольной работе и практическим занятиям. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 23 с: ил.

Кунихико Касахара и Тоши Такахама. Оригами для знатоков. - Japan Pablications, Inc., «ALSIO», 1987.

Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский и др. - М.: Легпромбытиз-дат, 1991. -432 с: ил.

Мальцева Е.П. Материаловедедие текстильных и кожевенно-меховых материалов. - М.: Легпромбытиздат, 1989. -240 с: ил.

Мастерская природы / Авт.-сост. 3. Воронцова. - М.: Изобраз. искусство, 1981. - 32 с: ил.

Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для вузов.- М.: Московская гос. академия легкой пром-ти, 2002. - 216 с: ил.

Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. ИХ. - М.: Изд-во «Академия мо­ды», СПб.: Изд-во «Чарт пилот», 2001.

Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. - М.: ВНИИТЭ, 1974.

Милова Н.П., Мельник Н.Б. Основы композиции: Руководство. Ч. 1. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.

Милова Н.П. Наумова Н.В. Основы композиции: Руководство. Ч. 2. Линейная и тональ­ная композиции из геометрических фигур. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000.


Мир вещей / Вед. Ред. Т. Евсеева. - М.: Аванта+, 2003. - 444 с: ил.

Михайлов СМ. История дизайна: Учеб. для вузов. - 2-е изд. исправл. и доп. М.: Союз дизайнеров России, 2002. Т. 1. - 270 с: ил.

Михайлов СМ. История дизайна: Учеб. для вузов. 2-е изд. исправл. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. Т. 2. - 393 с, ил.

Михайлов СМ., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов / Под ред. СМ. Михай­лова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 240 с: ил.

Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - Лирус, 1995.

Объемно-пространственная композиция / Степанов А.В., Мальгин В.И., Иванова Г.И. и др., Под ред. А.В. Степанова. - М.: Архитектура-С, Стройиздат, 2003.

Основы теории проектирования костюма / Под ред. Т.В. Козловой. - М.: Легпромбытиз-дат, 1988.

Пармон Ф.М. Композиция костюма: Одежда, обувь, аксессуары: Учебник для вузов. -М.: Легпромбытиздат, 1997. - 264 с: ил.

Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легпромбытиздат, 1985. -264 с: ил.

Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 2. Сер. Трансформируемые конструкции. - М.: Изд-во МЛАГП, 1999.

Петушкова Г.И. Основы проектирования костюма: Учеб. пособие для вузов. Ч. 3. Круг. Сер. Трансформируемые конструкции. - М.: Изд-во МЛАГП, 2000.

Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. - М.: Сов. художник, 1989. - 456 с: ил.

Практикум по материаловедению швейного производства: Учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова, Д.Г. Петропавловский и др. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2003. - 416 с.

Прогноз развития ассортимента и объемов химических волокон и нитей II Текстильная промышленность, 2003. № 3.

Рисунок: Учебное пособие для вузов/ Ф.В. Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. -- М.: Легпромбытиздат, 1988. - 176 с: ил.

Савостицкий Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб. пособие для студ. СПС). - М.: Изд. центр «Академия»; Мастерство; Высш. шк., 2001. - 240 с.

Садыкова Ф.Х., Садыкова Д.М., Кудряшова Н.И. Текстильное материаловедение и осно­вы текстильного производства: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпром­бытиздат, 1989.-288 с.

Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1987.-288 с: ил.

Устин В.Г. Композиция в дизайне: Учеб. пособие. Основы построения формальной ком­позиции в дизайнерском творчестве. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.

Фалько Л.Ю., Кравцова Т.А., Лукашева И.А. Художественное конструирование одежды: Конспект лекций. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1999.

Художественное проектирование: Учеб. пособие / Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Ми-нервин и др. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. - М., 1983.

Чернышев О.В. Формальная композиция: Творческий практикум. - Минск: Харвест, 1999.

Щекалева М.А. Бионическая практика: Учебно-метод. пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.-28 с.

Энциклопедия искусства XX века / Авт.-сост. О.Б. Краснова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-352 с.

Groupes, mouvements, tendances de Tart contemporain depuis 1945. - P., 1990.

T. Hongy. New fibrers. Second edition. - Woodhed Publishing LTD, Camdridge, Eng-land,1997.-257c.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 3

Тема 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АРХИТЕКТОНИКЕ...................................................................... 4

Тема 2. ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИИ КОСТЮМА..................................... 18

Тема 3. ГАРМОНИЗАЦИЯ

ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СТРУКТУР............................................................. 33

Тема 4. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ....................................................................................... 43

Тема 5. КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ............................................... 53

Тема 6. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ

И ИНЖЕНЕРИИ.................................................................................................................. 59

Тема 7. КИНЕТИЗМ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ........................................................ 71

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.............................................. 83

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ............................................................................................. 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 98




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.