Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребёнка уже сейчас




Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигай­те в нём желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу как с личностью.

И первостепенное внимание следует уделять раз­витию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения.

К трём годам произносительная сторона речи детей ещё не­достаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться сво­им голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требу­ет ситуация (при подготовке ко сну, во время еды).

Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произноси­тельной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

К трём годам происходит интенсивное увеличение слова­ря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые фор­мы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложе­ния, бессоюзные сложносочинённые предложения. Одновре­менно с развитием словаря развивается мышление, память, во­ображение ребёнка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для раз­вития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фра­зы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат.

С детьми четвёртого года жизни воспитатели проводят ра­боту по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «И», «Ф», «В», «С», «3», «Ц»; учат чётко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание де­тей. Уточнение и закрепление правильного произношения зву­ков взрослый осуществляет, предлагая ребёнку отчётливо назы­вать игрушки, животных, предметы, изображённые на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучива­ния загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определёнными звуками. Развитию слухового внимания и рече­вого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух - трёх предметов, лежащих на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предвари­тельно слышат рассказ о предмете-отгадке.

Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах).

Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо -громко). В качестве подготовительного упражнения для разви­тия, выработки нужного темпа речи можно предложить ребёнку произносить строчки из народных потешек с различной скоро­стью. Взрослые должны поддерживать разговор с ребёнком, бе­седовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игруш­ках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти упражнения создадут базу для даль­нейшего развития ребёнка.

 

 

 

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и назы­вать наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку воз­можность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обо­значающих признаки и качества предметов, отражающих вре­менные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).

Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоиме­ния, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются соби­рательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи).

Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из двух - трёх и более простых распространённых предложений.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре пред­ложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологиче­ской речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрос­лого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рас­сказ.

У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуко­вому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправиль­ности произношения у своих сверстников, могут, однако, не за­мечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи зако­номерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц ар­тикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артику­ляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ»; отчётливо произно­сит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у неко­торых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и ши­пящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и мало­знакомых.

Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возмож­ность различать в речи взрослых повышение и понижение гром­кости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонацион­ными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется вы­дох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществ­ляется в такой последовательности: «С», «3», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р». При работе над каждым звуком малыш вы­деляет его интонационно и длительно в словах (С-С-САД, ЛИС-С-СА).

Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в со­ставе слова, выделять его из группы других звуков. На какие не­достатки в речи следует обращать внимание прежде всего?

Межзубное произношение свистящих, боковое произно­шение шипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произ­несение «Л» - все эти недостатки требуют логопедической по­мощи. После того как звук поставлен, начинается его автомати­зация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком.

На этом возрастном этапе продолжается совершенствова­ние всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произноше­ние, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явле­ниях, но и начинает устанавливать причинно-следственные свя­зи между ними, временные, пространственные, возрастные от­ношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоцио­нальное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и бо­лее критичное отношение к речи сверстников.

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффик­сов). К концу шестого года жизни ребёнок более тонко диффе­ренцирует собирательные существительные (не просто «живот­ные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей провер­кой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий - низкий и т.д.); синонимы (ходить - идти - топать - вышаги­вать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употребле­нии союзов, предлогов (между - в середине).

Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 - 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правиль­но родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит - учитель, железо -железный, ходить - выходить - переходить - обходить).

Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зави­сит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», не «ложить», а «класть»).

В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользоваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляци­онного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей ещё только заканчивается пра­вильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р», «РЬ». С их усвое­нием дети начинают чётко и внятно произносить слова различ­ной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нор­мированным произношением звуков. Может встречаться горло­вой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые ши­пящие, двугубный «Л». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них воз­никают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 - 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога.

С детьми, имеющими недостатки произношения, прово­дятся логопедические занятия. Регулярность таких занятий 2 -3 раза в неделю. Направлены же они на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на по­становку звуков, введение их в речь. Детям, не усвоившим фо­нологическую систему родного языка, занятия языком ино­странным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в разви­тии Вашего ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё посто­янное внимание и участие.

 

Ребёнок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузо­вая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок всё шире поль­зуется словами, указывающими на профессиональную принад­лежность, отмечая при этом действия и операции, которые со­вершают взрослые в процессе труда, качество их работы, ис­пользует эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает упот­реблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет прича­стные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей доста­точности словарного запаса ребёнка и умения правильно поль­зоваться им.

Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребёнка, их умение правильно пользоваться раз­личными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки.

На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, ло­гически последовательной. При пересказах, описаниях отмеча­ется чёткость и завершенность изложения.

Ребёнок способен самостоятельно дать описание картин­ки, предмета, пересказать содержание небольшого литературно­го произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чув­ства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил - ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью.

Произносительная сторона речи достигает довольно высо­кого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шёпотом; могут изменять темп речи с учётом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выра­зительности; следовать нормам литературного произношения.

Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключи­тельное значение для усвоения грамоты.

Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют про­блемы речевого плана.

Вот лишь некоторые из них:

вместо точного называния предмета - описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);

нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;

неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие, двугубный «л»). Пока ребёнок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному;

недостаточная дифференциация таких звуков, как «ч» и «ть», «с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и «ц», «ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и «л» и др.;

трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, чистильщик, экскурсовод и др.)

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грам­матически правильной речи, совершенствование речи связной - все эти процессы будут продолжаться и в школе. И здесь глав­ными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

♦ Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматиче­ского, является

произвольным.

♦ При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос,

вдох по продолжительности почти равен выдоху.

♦ Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается

быстро, выдох замедлен.

♦ При неречевом дыхании за вдохом сразу следует вы­дох, затем пауза.

♦ При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем

плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормаль­ной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием об­щей ослабленности, аденоидных разращений, различных сер­дечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное во­зобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как прави­ло, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плав­ность речи, так как дети на середине фразы вынуждены доби­рать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укорочен­ный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

 

Основными задачами в работе над развитием рече­вого дыхания являются следующие:

1. Вырабатывать свободный плавный удлинён­ный выдох, используя

специальные игровые упражнения.

2. Путём подражания речи взрослого воспиты­вать умение

произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном

выдохе.

 

Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможе­те помочь своему ребёнку выработать правильное рече­вое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:

 

Дутьё через соломинку в стакан с водой.

Надувание воздушных шаров.

Дутьё на разноцветные вертушки.

Игра на духовых музыкальных инструментах, например,

дудочке.

Пускание мыльных пузырей.

Дутьё на одуванчики весной.

 

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.

А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!

Сезонные игрушки: зимой - снежинки, прикреплён­ные ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние лис­точки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бу­мажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, ле­тающие над облачками из ваты. Для мальчиков - верто­лётики и самолётики. А для девочек - улетающие по во­ле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от со­перников; мальчики на быстрых самокатах. Как все ин­тересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.

Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта ды­хания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:

 

вдох и выдох через нос;

вдох и выдох через рот;

вдох через нос, выдох через рот;

вдох через рот, выдох через нос.

 

Такую игру мы называем «Осенний туман».

А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдо­хе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте на­помнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пе­ние» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?

Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесённое вслух слово к тому же быстрее запомина­ется. Да и взрослый получает возможность контроля за

высказы­ванием ребёнка. Развивая мелкие, дифференцированные движе­ния рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка.

Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего дня:

во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;

в качестве дополнительной паузы, наряду с физкуль­турной минуткой, для снятия

усталости и стабилизации внимания.

Каждое новое упражнение должно быть отработано, дове­дено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребёнок может поиграть самостоятельно, обнародовать свой ус­пех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого уп­ражнения.

В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.

Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых:

Идёт коза рогатая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.