![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребёнка уже сейчас
Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу как с личностью. И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения. К трём годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных, отчего речь детей ещё недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время еды). Следует отметить, что к трём годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме «Р» и шипящих, или даже все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Например, ребёнок заменяет шипящие и свистящие на «Т» и «Д» («санки» - «танки»). Наблюдается также неправильное формирование отдельных звуков (межзубное, призубное, боковое произношение свистящих). Речь некоторых детей крайне неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем. К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка: усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов, начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространённые предложения, бессоюзные сложносочинённые предложения. Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребёнка. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш тренирует и артикуляционный аппарат. С детьми четвёртого года жизни воспитатели проводят работу по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: «М», «П», «Б», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «X», «И», «Ф», «В», «С», «3», «Ц»; учат чётко и внятно произносить слова и фразы, развивают слуховое внимание детей. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков взрослый осуществляет, предлагая ребёнку отчётливо называть игрушки, животных, предметы, изображённые на рисунках в книгах, а также в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определёнными звуками. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют стихи типа небылиц, перевертышей, загадок. Отгадывать загадки дети будут лучше и быстрее, если отгадка есть среди двух - трёх предметов, лежащих на столе. Дети этого возраста лучше запоминают загадки, если предварительно слышат рассказ о предмете-отгадке. Для постановки речевого дыхания используются игры на развитие плавности и продолжительности выдоха (дуем через соломинку в стакан с водой, надуваем шары, пускаем мыльные пузыри, играем на духовых музыкальных инструментах). Развитие силы голосового аппарата осуществляется при чтении чистоговорок, считалок с различной силой голоса (тихо -громко). В качестве подготовительного упражнения для развития, выработки нужного темпа речи можно предложить ребёнку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью. Взрослые должны поддерживать разговор с ребёнком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, одежде, игрушках, домашних животных. Постоянно занимайтесь со своими детьми, беседуйте с ними. Эти упражнения создадут базу для дальнейшего развития ребёнка.
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, ребёнок способен до конца выслушивать ответы взрослых. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста много прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов, отражающих временные и пространственные отношения; начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Всё шире ребёнок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи). Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из двух - трёх и более простых распространённых предложений. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений приводит к тому, что дети начинают чаще допускать речевые ошибки («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова, допускают ошибки в структуре предложений. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие всё ещё не могут без помощи взрослого связно, последовательно и точно пересказать сказку, рассказ. У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя неправильности произношения у своих сверстников, могут, однако, не замечать нарушений звучания в собственной речи. Это говорит о недостаточном самоконтроле. В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Стремление сочинять небольшие стихи закономерно, оно развивает речевой слух и требует поэтому всякого поощрения со стороны взрослых. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей полностью исчезает смягчённое произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивает и правильно произносит шипящие звуки, «Л», «Р», «РЬ»; отчётливо произносит многосложные слова, правильно ставит ударение. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение свистящих и шипящих (в одних случаях правильно, в других нет), неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох. На данном возрастном этапе закрепление звуков осуществляется в такой последовательности: «С», «3», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «Р». При работе над каждым звуком малыш выделяет его интонационно и длительно в словах (С-С-САД, ЛИС-С-СА). Игры и упражнения для детей от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развития фонематического слуха - умения слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков. На какие недостатки в речи следует обращать внимание прежде всего? Межзубное произношение свистящих, боковое произношение шипящих, горловое произнесение «Р», двугубное произнесение «Л» - все эти недостатки требуют логопедической помощи. После того как звук поставлен, начинается его автоматизация в словах, фразах, стихотворениях, потешках, загадках, считалках, небольших рассказах, насыщенных данным звуком. На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года жизни ребёнок более тонко дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные», а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий - низкий и т.д.); синонимы (ходить - идти - топать - вышагивать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между - в середине). Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 - 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит - учитель, железо -железный, ходить - выходить - переходить - обходить). Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», не «ложить», а «класть»). В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользоваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р», «РЬ». С их усвоением дети начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «Л». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них возникают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 - 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога. С детьми, имеющими недостатки произношения, проводятся логопедические занятия. Регулярность таких занятий 2 -3 раза в неделю. Направлены же они на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематическое восприятие, на постановку звуков, введение их в речь. Детям, не усвоившим фонологическую систему родного языка, занятия языком иностранным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в развитии Вашего ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё постоянное внимание и участие.
Ребёнок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребёнка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки. На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается чёткость и завершенность изложения. Ребёнок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил - ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью. Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шёпотом; могут изменять темп речи с учётом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты. Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование речи связной - все эти процессы будут продолжаться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. ♦ Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным. ♦ При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. ♦ Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. ♦ При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. ♦ При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие: 1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения. 2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
дудочке.
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот. А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха! Сезонные игрушки: зимой - снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние листочки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты. Для мальчиков - вертолётики и самолётики. А для девочек - улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних. Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания. Дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
Такую игру мы называем «Осенний туман». А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо? Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесённое вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребёнка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребёнка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего дня:
усталости и стабилизации внимания. Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребёнок может поиграть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых: Идёт коза рогатая
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |