Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Где игрушечки-погремушечки?




Вот бабушка проснулась

Вот дедушка проснулся

Утро! Всем вставать пора!

Вот деточка моя - вот вся моя семья.

Безымянный - вот какой!

О, баю, баю, баю, Живёт дядя на краю.

Родных братцев потешать!

А тебе - печь топить.

С этим братцем песни пел!

Где ты был?

Вот моя ладошка.

Сорока -белобока

Сорока-белобока

Недосуг поливать - надо в ладушки играть.

Ой, ладушки, лады, не поливаны сады.

Большую-пребольшую!!!

Того забодает.

За малыми ребятами.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт,

Мама учит малыша осознанному движению руками, ими­тируя движения крыльев птиц:

Гуси летели, лебеди летели,

Аисты летели, журавли летели...

Лунь плывёт, карп плывёт,

Лещ плывёт, сазан плывёт...

Движения рук при этом напоминают плавательные.

А вот как можно приговаривать, разводя руки ребёнка в сторону:

Тятеньке - сажень, маменьке - сажень,

Брату - сажень,

А Колюшке - такую,

А вот всем известные «ладушки» следует предварять весё­лой потешкой:

Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потеш­ки «Сорока-белобока»:

Кашу варила,

Деток кормила...(далее следует перечисление заслуг пальцев и «наказывается»

нерадивый, ленивый пальчик)

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному - ложку,

Другому - ложечку,

Третьему - поварёшечку... И т.д.

А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листе бу­маги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждо­му пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики и чёлочки. Получилось? А теперь потешки:

Вот Семён-большак,

Вот Васька-указка,

Вот Гришка-серёдка,

Вот палец безымянный,

Вот крошка Тимошка –

Мальчик-пальчик,

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

Большаку - дрова рубить,

А тебе - воды носить,

А малышке - песни петь,

Песни петь и танцевать

Он не беден, не богат, У него много ребят...

(считаем пальцы, загибая их) Вот как пальчики шагают:

И мизинец, и большой,

Указательный и средний,

А можно представить, что пальчики - это семья ребёнка:

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди

укладываются спать и просыпаются:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Спит малыш наш до утра...

И сладко потянулся,

И всем нам улыбнулась,

Вот папочка проснулся...

И мамочка проснулась...

А деточка проснулся и заплакал:

У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки - две семьи. Одна семья идёт в гости к другой. И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым

усвоение ребёнком счёта:

ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (тре­тий) ПАЛЬЦА (загибают четвёртый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребёнка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (ещё один) ЧЕТЫРЕ (загнули восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний за­гибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо

десяти.

Интонация - это сложный комплекс, включающий не­сколько выразительных средств звучащей речи.

♦ Мелодика - повышение и понижение голоса при произне­сении фразы,

что придаёт речи различные оттенки: певу­честь, мягкость, нежность и

др. Именно это позволяет из­бежать монотонности. Мелодика

присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные

звуки, из­меняясь по высоте и силе.

♦ Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от со­держания

высказывания с учётом пауз между речевыми отрезками.

♦ Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных,

образующих слоги. Иначе говоря, чередование сле­дующих их качеств:

долготы и краткости, повышения и по­нижения голоса.

♦ Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла

высказывания, паузами, повышением голоса, большей

на­пряжённостью и долготой произношения группы слов.

♦ Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса,

большей напряжённостью и долготой произноше­ния отдельных слов,

особо значимых в высказывании.

♦ Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно

эмоциональные оттенки: грустный, весёлый, мрачный и т.д.

При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интона­ции мысль приобретает законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное зна­чение, не меняющее его основного смысл высказывания.

Интонационно невыразительная речь может быть следст­вием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нару­шений речи.

Ребёнок должен уметь правильно пользоваться интонаци­онными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведётся, в основном, путём подражания.

При заучивании стихотворения, при рассказывании или пе­ресказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребёнка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в само­стоятельной своей речи начинают использовать нужные интона­ции. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребёнком лю­бое стихотворение, например:

Маша варежку надела:

- Ой, куда я пальчик дела?

Нет ведь пальчика, пропал,

В своп домишко не попал.

Маша варежку сняла:

-Поглядите-ка, нашла!

Ищешь - ищешь, не найдёшь,

Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

 

Получилось? Здорово!

Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребёнок об­ладает собственной скоростью протекания во времени психиче­ских процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Это отри­цательно отражается на внятности, чёткости речи. Артикуляция звуков ухудшается.

Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатыва­ются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети нау­чились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчётливо, выразительно и красиво. Учите детей от­хлопывать ритмы. Например, такие:

 

ПРОСТЫЕ РИТМЫ:!! -!;! -!!;!! -! -!;! -! -!!;! -!!!;! -!!!! -!;

!!! -!! -!;! -!!! -!!!

Сложные ритмы:!!! -! -!;!! -!!! -!;!! -!!! -!!!;!!! -!! -!!;! -!!! -! -!!!

Вы уже задумываетесь над тем, как научить ребёнка чи­тать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая по­степенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.

 

♦ Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).

♦ Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).

♦ Трёхсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).

♦ Трёхсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).

♦ Трёхсложные слова с размером анапест (берега, пироги).

 

В такой же последовательности вводятся слова со стече­ниями согласных.

Слова со структурой ГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведённые СГСГ.

Существенное значение имеет расположение стечения со­гласных по отношению к ударному слогу (в предударной пози­ции читать их легче).

Без внимания к звучащей материи у ребёнка не сформиру­ется правильное произношение, не выработаются навыки звуко­вого анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.