Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистическая окраска слова




ГРАММАТИКА И НОРМЫ

Вопросы для повторения

КУПАВКИ

На опушке с краю леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие золотом миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием солнца – такие лучистые радостные, до яркого блеска умытые росой, с тонким травянистым запахом, бережно хранимым завитками лепестков. И название у этих милых цветов под стать их красоте, овеяно берендеевской сказкой: купальницы, купавки.

Разбежались купавки по росистой рослой траве, как беспечные, шаловливые дети, бессознательно любующиеся собой, своей прелестной непринужденной грацией. Каждому, верно, приходилось видеть таких здоровых и красивых ребятишек, щедро одаренных природой и нежным родительским попечением, резвящихся в городском сквере или на деревенской улице. Так и цветы купавки. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли, впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски – кроткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения.

Задания к тексту

 

1. Чем объясняется насыщенность текста прилагательными и какова их роль в тексте?

2. Какие лексико-грамматические разряды имен прилагательных преобладают в тексте? Почему?

3. Приведите примеры употребления слов в переносном значении.

4. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства. Является ли наличие изобразительно-выразительных средств показателем того, что текст относится к художественному стилю?

1. Почему многие лингвисты говорят об особом месте «художественного стиля» среди других функциональных стилей речи?

2. Какую функцию выполняет художественная литература как вид искусства?

3. Перечислите специфические особенности художественного стиля.

4. Какой тип мышления в нем преобладает?

5. Каково соотношение в художественном стиле книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной и т. д.?

6. Предпочтение какой лексике (конкретной или абстрактной) отдается в художественном тексте? Зависит ли это от жанровых особенностей произведения и задач автора?

7. Какая часть речи преобладает в текстах художественной литературы? Почему?

РАЗДЕЛ II

 

Вопросы и задания к разделу

 

1. Что такое норма?

2. Что понимается под историческим характером нормы? Дайте развернутый ответ.

3. Какие типы норм вы знаете? Перечислите их.

4. Какую речь называют ненормированной?

5. Что такое вариант нормы? Каковы причины появления вариантов в литературном языке?

6. Как соотносятся норма и вариант?

Упражнение 33. Из толковых словарей современного русского литературного языка выпишите десять слов, имеющих стилистическую помету разговорное, и десять слов со стилистической пометой просторечное. Определите различия между разговорными и просторечными языковыми средствами. Укажите ситуации общения, в которых могут быть использованы разговорные и просторечные слова, используя несколько нормативных словарей русского языка (или несколько изданий одного и того же словаря, например, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова / первое издание – 1949 год/), выясните, всегда ли к одному и тому же слову даются одинаковые стилистические пометы. Чем это объясняется?

Упражнение 34. Определите стилистическую окраску и степень экспрессивности приведенных ниже слов. Всегда ли суффикс -ищ- является показателем стилистической и экспрессивной окрашенности слов? Мотивируйте свой ответ.

I. Арбузище, басище, бычище, великанище, сестрище, голенище, детище, дождище, домище, займище, идолище, кострище (место для костра), кострище (большой костер), кнутовище, кусище.

II. Логовище, огнище (место для костра), огнище (большой костер), плечище, пожарище (место после пожара), пожарище (большой пожар), полчище, прозвище, святилище, снежище, сонмище, топорище (большой топор), топорище (ручка топора), туловище, училище.

Упражнение 35. Приведите примеры слов различных частей речи, стилистическую и экспрессивную окраску которым придают:

а) приставки, б) суффиксы, в) редупликации (повторы). Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окрашенностъ этих слов.

Упражнение 36. Пользуясь толковыми словарями современного русского литературного языка, определите, какие из приведенных ниже слов имеют нейтральную стилистическую окраску, а какие являются стилистически окрашенными. Укажите окрашенностъ последних. Если слова характеризуются двуплановой стилистической окрашенностью, дайте их подробную стилистическую характеристику.

Абонемент, абориген, абрис, агитаторша, алиби, баба, безалаберный, белобрысый, бяка, вдолбить, великосветский, версификатор, выкамаривать, давеча, дама, дева, девка, деяние, добро, ежели, зазеваться, кисть, кровинушка, мальчуган, молвить, рвач, рохля, хват.

Упражнение 37. Охарактеризуйте стилистическую и экспрессивную окраску, а также стилистическую функцию выделенных слов и грамматических форм в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами мягкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.