Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип действия индуктивного датчика. Основные соотношения




Основные понятия

ИНДУКТИВНЫЕ И ИНДУКЦИОННЫЕ ДАТЧИКИ

Принцип действия индуктивных датчиков основан на изменении индуктивности L (коэффициента самоиндукции) или взаимоиндук­тивности обмотки с сердечником вследствие изменения магнитного сопротивления R Mмагнитной цепи датчика, в которую входит сер­дечник. Индуктивные датчики относятся к классу параметриче­ских. Измеряемое механическое перемещение на входе датчика вызывает изменение параметров магнитной и электрической цепей его, что в свою очередь вызывает изменение выходной величины — электрического тока I.

С помощью индуктивных датчиков можно контролировать ме­ханические перемещения, механические силы, температуру, свой­ства магнитных материалов; определять наличие дефектов или не­желательность примесей в телах материалов; контролировать диа­метр стальной проволоки, толщину немагнитных покрытий на ста­ли, движение жидкости и газов в резервуарах и др.

Индуктивные датчики имеют ряд достоинств: простота и проч­ность конструкций, надежность в работе (отсутствие скользящих контактов); возможность подключения к источникам промышлен­ной частоты; относительно большая величина мощности на выходе преобразователя (до нескольких десятков ватт), что дает возмож­ность подключать контрольный прибор непосредственно к преобра­зователю; значительная чувствительность и большой коэффициент усиления (для дифференциальных индуктивных датчиков он не­редко достигает нескольких сотен вольт на 1 мм).

К недостаткам индуктивных датчиков следует отнести; влияние колебания частоты питающего напряжения на точность работы и возможность работы лишь на переменном токе.

Индуктивные датчики используются на относительно низких ча­стотах (до 3000—5000 Гц), так как на высоких частотах резко растут потери в стали на перемагничивание и вихревые токи.

В отличие от индуктивных датчиков индукционные относятся к разряду генераторных преобразователей, так как при воздействии входной величины они способны генерировать электрическую энер­гию. Индукционные датчики подробно рассматриваются в § 7. 7.

Рассмотрим принцип действия и основные зависимости простей­шего (одинарного) индуктивного датчика ОИД на одном сердеч­нике, изображенного на рис. 7. 1, а. На сердечнике 1 располагается обмотка 3, подключаемая к источнику переменного тока через сопротивление нагрузки (со­противление измерительного прибора) 4. Ток I в обмотке 3 возбуждает перемен­ный магнитный поток Ф~. Между полю­сами сердечников и перемещающимся якорем 2 имеется воздушный зазор dB. Сердечник 1 и якорь 2 образуют магни­топровод датчика. Переменный магнит­ный поток Ф~, проходит через них и через два

воздушных зазора dB, входящих в магнитную цепь датчика. Якорь механи­чески связывается с объектом, перемеще­ние которого необходимо контролировать, и в процессе работы смещается относи­тельно сердечника в направлениях, ука­занных стрелками.

Физика процесса преобразования (ме­ханического перемещения в электриче­ский сигнал) состоит в том, что вследст­вие перемещения якоря и изменения ве­личины воздушного зазора изменяются магнитное сопротивление магнитной цепи датчика и, следовательно, индуктивное и полное сопротивления обмотки Z. Соот­ветственно (при данном постоянном на­пряжении питания) изменится величина тока I~, которая измеряется прибором 4, одновременно являющим­ся нагрузкой данной схемы. В итоге приходим к выводу, чго выход­ная величина — ток I~ — зависит от входной величины — длины воздушного зазора В, т. е. I ~ = f (dB). Эта зависимость называется выходной характеристикой датчика (рис. 7. 1, б).

Если обозначить усилие, действующее на стороны контролируе­мого объекта и вызывающее перемещение якоря, через F, то в индуктивном датчике будем иметь следующую цепь преобразований:

F ®sB® R M® L ® X L® Z ® I ~

где dB — длина воздушного зазора; RM магнитное сопротивление цепи (сердечника, якоря и двух воздушных зазоров); L — индук­тивность катушки датчика; XL индуктивное сопротивление катушки датчика; Z — полное сопротивление катушки датчика.

Теперь найдем выражение, определяющее зависимость тока в обмотке датчика от зазора dB.

По закону Ома величина тока в нагрузке (А)

I~ H = U~/Z, (7. 1)

где Z — полное сопротивление катушки, Ом,

(7. 2)

 

здесь w — угловая частота питающего напряжения, рад/с; R — ак­тивное сопротивление катушки и нагрузки, Ом.

Индуктивность катушки (Г) датчика (без учета потока рассея­ния) с числом витков w

L = w Ф/ I~. (7. 3)

где Ф — магнитный поток, Вб; І~ — ток, протекающий в катушке, А. Магнитный поток

Ф = I ~w/ R М. Ц, (7. 4)

где R М. Ц= R М. СТ+ R мd Г-1, т. е. магнитное сопротивление магнитной цепи датчика слагается из магнитного сопротивления стали R м.ст (сердечника и якоря) и магнитного сопротивления R мdдвух воз­душных зазоров.

Для рассматриваемого примера простейшего датчика (рис. 7. 1) это магнитное сопротивление магнитной цепи (Г-1)

R М. Ц = R М. CT + R мd = l CT/(mCT S M) + 2dB /(m0 S M), (7. 5)

где l ст — суммарная длина средней магнитной силовой линии в ста­ли сердечника и якоря, м; SM— площадь поперечного сечения маг­нитопровода, равная активной площади поперечного сечения сер­дечника в зоне воздушного зазора, м2; dв — длина воздушного за­зора, м; mCT, m0 — соответственно значения магнитной проницаемо­сти материала магнитопровода и воздушного зазора; для воздуха m0 = 4p10-7, Г/м.

Формула (7. 4) после соответствующих преобразований прини­мает вид

(7. 6)

 

Подставляя (7. 6) в (7. 3), получим значение для индуктивности

(7. 7)

Индуктивное сопротивление катушки

(7. 8)

Подставляя (7. 8) в (7. 2), получим значение полного сопротив­ления катушки

(7. 9)

 

 

Зависимость Z = f (В) приведена на рис. 7. 1, в. Величина тока, протекающего в катушке под действием прило­женного переменного напряжения U~,

(7. 10)

 

 

Из (7. 10) видно, что величина тока в катушке датчика зависит от длины воздушного зазора dB, частоты напряжения источника пи­тания со и величины активного сопротивления R при неизменных конструктивных параметрах датчика.

На рис. 7. 1, б показана характеристика I ~ = f (dB) простейшего датчика. Эта зависимость выходной величины датчика от входной в установившемся режиме (когда переходные процессы, возникшие в электрической цепи от перемещения якоря, закончились) пред­ставляет собой статическую характеристику датчика и является в общем случае нелинейной функцией. Участок АБ на рис. 7. 1, б является рабочим участком статической характеристики датчика.

В большинстве конструкций индуктивных датчиков при ненасы­щенном магнитопроводе величина воздушного зазора такова, что магнитное сопротивление зазора значительно больше магнитного сопротивления стального магнитопровода, т. е. R мd>> R м. ст, а ак­тивное сопротивление катушки значительно меньше индуктивного сопротивления, т. е. R <<w L. Следовательно, величинами R м. ст и R можно пренебречь и тогда формулы (7. 7) и (7. 10) могут быть за­писаны в упрощенном виде:

для индуктивности (Г)

(7. 11)

для тока (А)

(7. 12)

где со = 2p f —угловая частота переменного тока в обмотке датчика, рад/с. При неизменных амплитуде и частоте питающего напряже­ния значение

(7. 13)

 

и ток в цепи I~ = К IdBможет меняться только за счет изменения длины воздушного зазора . Коэффициент К Iназывается коэф­фициентом передачи датчика по току.

При принятых упрощениях характеристика датчика получается линейной (см. штриховую линию на рис. 7. 1, б). Как видно из рис. 7. 1, б, идеализированная характеристика 1 датчика, построенная по (7. 12), прямолинейна, тогда как реальная характеристика 2, построенная по (7. 10), имеет два нелинейных участка (верхний и нижний — «загибы»). Нижний участок («загиб») характеризуется наличием магнитного сопротивления сердечника и якоря, которые при очень малых зазорах оказываются того же порядка, что и со­противление зазора (R ст≠0), и пренебрегать им нельзя. Верхний участок («загиб») характеризуется наличием активного сопротив­ления обмотки, которое ограничивает нарастание тока в цепи I уст = U ~ /R [когда активное сопротивление становится сравнимым с индуктивным ( R≠0)при больших зазорах].

Величину первоначального зазора d нужно выбирать в середи­не линейного участка характеристики датчика (точка В на рис. 7. 1, б). При применении датчика в зоне значений величины зазора, при которых реальная характеристика линейна и совпадает с иде­альной, можно пользоваться выведенными упрощенными формула­ми (7. 11) и (7. 12).

Чувствительность датчика

(7. 14)

 

 
 

где ∆ Z/Z — относительное изменение полного сопротивления ка­тушки датчика; ∆d — приращение воздушного зазора. При R< <w L формула (7. 2) примет вид

тогда производная при w= const

(7. 15)..

 

 
 

Подставляя в (7. 15) значение индуктивности из (7. 11) L = = w2m0 S M(2dB), получим

или, переходя к конечным приращениям,

∆Z/∆dB = w w 2m0 S M/(2d2B). (7. 16)

Для получения чувствительности выражение (7. 16) разделим на Z, т. е.


или

S д=1/σB0, (7. 17)

где σB0 — начальный воздушный зазор, характеризующий выбор точки. Выражение (7. 17) показывает, что с увеличением зазора чувствительность датчика резко уменьшается. Чувствительность датчика определяется конструктивными параметрами l CT, μот. σB0.

Рассмотренный датчик простейшего типа (см. рис. 7. 1, a) имеет ряд существенных недостатков:

1) фаза тока на выходе датчика не меняется на противополож­ную при изменении направления перемещения якоря;

2) при необходимости измерять перемещения якоря в обоих на­правлениях надо устанавливать начальный воздушный зазор δВ0 и, следовательно, начальный ток I 0, что создает неудобство в ра­боте и в процессе измерения приводит к погрешностям от колеба­ний питающего напряжения и температуры окружающей среды;

3) на кривой Z = fΒ) (см. рис. 7. 1, в) можно выделить неболь­шой участок 2Δ≤(0, 1÷0, 15)δΒ0 с приближенной линейной харак­теристикой;

4) ток в нагрузке (приборе) зависит от амплитуды и частоты питающего напряжения;

5) в процессе работы датчика на якорь действует сила притя­жения к магнитопроводу, которая ничем не уравновешивается и, естественно, вносит погрешности в работу датчика (эта сила, дей­ствуя на контролируемую деталь, перемещение которой передается якорю, может изменить положение детали).

Указанные недостатки ограничивают область применения про­стейшего индуктивного датчика ОИД. Обычно на практике такие датчики применяются в тех случаях, когда необходимо ступенча­тое релейное управление, например в качестве бесконтактных дат­чиков положения, концевых выключателей, вспомогательных ме­ханизмов прокатных станов, тележек (при прохождении стальной оси тележки над магнитопроводом срабатывает реле), датчиков положения кабин лифтов и др. Конструктивно датчик выполняют таким образом, чтобы якорь его перемещался не в плоскости маг­нитопровода, а параллельно этой плоскости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.