КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип действия индуктивного датчика. Основные соотношения
Основные понятия ИНДУКТИВНЫЕ И ИНДУКЦИОННЫЕ ДАТЧИКИ Принцип действия индуктивных датчиков основан на изменении индуктивности L (коэффициента самоиндукции) или взаимоиндуктивности обмотки с сердечником вследствие изменения магнитного сопротивления R Mмагнитной цепи датчика, в которую входит сердечник. Индуктивные датчики относятся к классу параметрических. Измеряемое механическое перемещение на входе датчика вызывает изменение параметров магнитной и электрической цепей его, что в свою очередь вызывает изменение выходной величины — электрического тока I. С помощью индуктивных датчиков можно контролировать механические перемещения, механические силы, температуру, свойства магнитных материалов; определять наличие дефектов или нежелательность примесей в телах материалов; контролировать диаметр стальной проволоки, толщину немагнитных покрытий на стали, движение жидкости и газов в резервуарах и др. Индуктивные датчики имеют ряд достоинств: простота и прочность конструкций, надежность в работе (отсутствие скользящих контактов); возможность подключения к источникам промышленной частоты; относительно большая величина мощности на выходе преобразователя (до нескольких десятков ватт), что дает возможность подключать контрольный прибор непосредственно к преобразователю; значительная чувствительность и большой коэффициент усиления (для дифференциальных индуктивных датчиков он нередко достигает нескольких сотен вольт на 1 мм). К недостаткам индуктивных датчиков следует отнести; влияние колебания частоты питающего напряжения на точность работы и возможность работы лишь на переменном токе. Индуктивные датчики используются на относительно низких частотах (до 3000—5000 Гц), так как на высоких частотах резко растут потери в стали на перемагничивание и вихревые токи. В отличие от индуктивных датчиков индукционные относятся к разряду генераторных преобразователей, так как при воздействии входной величины они способны генерировать электрическую энергию. Индукционные датчики подробно рассматриваются в § 7. 7. Рассмотрим принцип действия и основные зависимости простейшего (одинарного) индуктивного датчика ОИД на одном сердечнике, изображенного на рис. 7. 1, а. На сердечнике 1 располагается обмотка 3, подключаемая к источнику переменного тока через сопротивление нагрузки (сопротивление измерительного прибора) 4. Ток I в обмотке 3 возбуждает переменный магнитный поток Ф~. Между полюсами сердечников и перемещающимся якорем 2 имеется воздушный зазор dB. Сердечник 1 и якорь 2 образуют магнитопровод датчика. Переменный магнитный поток Ф~, проходит через них и через два воздушных зазора dB, входящих в магнитную цепь датчика. Якорь механически связывается с объектом, перемещение которого необходимо контролировать, и в процессе работы смещается относительно сердечника в направлениях, указанных стрелками. Физика процесса преобразования (механического перемещения в электрический сигнал) состоит в том, что вследствие перемещения якоря и изменения величины воздушного зазора изменяются магнитное сопротивление магнитной цепи датчика и, следовательно, индуктивное и полное сопротивления обмотки Z. Соответственно (при данном постоянном напряжении питания) изменится величина тока I~, которая измеряется прибором 4, одновременно являющимся нагрузкой данной схемы. В итоге приходим к выводу, чго выходная величина — ток I~ — зависит от входной величины — длины воздушного зазора В, т. е. I ~ = f (dB). Эта зависимость называется выходной характеристикой датчика (рис. 7. 1, б). Если обозначить усилие, действующее на стороны контролируемого объекта и вызывающее перемещение якоря, через F, то в индуктивном датчике будем иметь следующую цепь преобразований: F ®sB® R M® L ® X L® Z ® I ~ где dB — длина воздушного зазора; RM — магнитное сопротивление цепи (сердечника, якоря и двух воздушных зазоров); L — индуктивность катушки датчика; XL — индуктивное сопротивление катушки датчика; Z — полное сопротивление катушки датчика. Теперь найдем выражение, определяющее зависимость тока в обмотке датчика от зазора dB. По закону Ома величина тока в нагрузке (А) I~ H = U~/Z, (7. 1) где Z — полное сопротивление катушки, Ом, (7. 2)
здесь w — угловая частота питающего напряжения, рад/с; R — активное сопротивление катушки и нагрузки, Ом. Индуктивность катушки (Г) датчика (без учета потока рассеяния) с числом витков w L = w Ф/ I~. (7. 3) где Ф — магнитный поток, Вб; І~ — ток, протекающий в катушке, А. Магнитный поток Ф = I ~w/ R М. Ц, (7. 4) где R М. Ц= R М. СТ+ R мd Г-1, т. е. магнитное сопротивление магнитной цепи датчика слагается из магнитного сопротивления стали R м.ст (сердечника и якоря) и магнитного сопротивления R мdдвух воздушных зазоров. Для рассматриваемого примера простейшего датчика (рис. 7. 1) это магнитное сопротивление магнитной цепи (Г-1) R М. Ц = R М. CT + R мd = l CT/(mCT S M) + 2dB /(m0 S M), (7. 5) где l ст — суммарная длина средней магнитной силовой линии в стали сердечника и якоря, м; SM— площадь поперечного сечения магнитопровода, равная активной площади поперечного сечения сердечника в зоне воздушного зазора, м2; dв — длина воздушного зазора, м; mCT, m0 — соответственно значения магнитной проницаемости материала магнитопровода и воздушного зазора; для воздуха m0 = 4p10-7, Г/м. Формула (7. 4) после соответствующих преобразований принимает вид (7. 6)
Подставляя (7. 6) в (7. 3), получим значение для индуктивности (7. 7) Индуктивное сопротивление катушки (7. 8) Подставляя (7. 8) в (7. 2), получим значение полного сопротивления катушки (7. 9)
Зависимость Z = f (В) приведена на рис. 7. 1, в. Величина тока, протекающего в катушке под действием приложенного переменного напряжения U~, (7. 10)
Из (7. 10) видно, что величина тока в катушке датчика зависит от длины воздушного зазора dB, частоты напряжения источника питания со и величины активного сопротивления R при неизменных конструктивных параметрах датчика. На рис. 7. 1, б показана характеристика I ~ = f (dB) простейшего датчика. Эта зависимость выходной величины датчика от входной в установившемся режиме (когда переходные процессы, возникшие в электрической цепи от перемещения якоря, закончились) представляет собой статическую характеристику датчика и является в общем случае нелинейной функцией. Участок А — Б на рис. 7. 1, б является рабочим участком статической характеристики датчика. В большинстве конструкций индуктивных датчиков при ненасыщенном магнитопроводе величина воздушного зазора такова, что магнитное сопротивление зазора значительно больше магнитного сопротивления стального магнитопровода, т. е. R мd>> R м. ст, а активное сопротивление катушки значительно меньше индуктивного сопротивления, т. е. R <<w L. Следовательно, величинами R м. ст и R можно пренебречь и тогда формулы (7. 7) и (7. 10) могут быть записаны в упрощенном виде: для индуктивности (Г) (7. 11) для тока (А) (7. 12) где со = 2p f —угловая частота переменного тока в обмотке датчика, рад/с. При неизменных амплитуде и частоте питающего напряжения значение (7. 13)
и ток в цепи I~ = К IdBможет меняться только за счет изменения длины воздушного зазора . Коэффициент К Iназывается коэффициентом передачи датчика по току. При принятых упрощениях характеристика датчика получается линейной (см. штриховую линию на рис. 7. 1, б). Как видно из рис. 7. 1, б, идеализированная характеристика 1 датчика, построенная по (7. 12), прямолинейна, тогда как реальная характеристика 2, построенная по (7. 10), имеет два нелинейных участка (верхний и нижний — «загибы»). Нижний участок («загиб») характеризуется наличием магнитного сопротивления сердечника и якоря, которые при очень малых зазорах оказываются того же порядка, что и сопротивление зазора (R ст≠0), и пренебрегать им нельзя. Верхний участок («загиб») характеризуется наличием активного сопротивления обмотки, которое ограничивает нарастание тока в цепи I уст = U ~ /R [когда активное сопротивление становится сравнимым с индуктивным ( R≠0)при больших зазорах]. Величину первоначального зазора d нужно выбирать в середине линейного участка характеристики датчика (точка В на рис. 7. 1, б). При применении датчика в зоне значений величины зазора, при которых реальная характеристика линейна и совпадает с идеальной, можно пользоваться выведенными упрощенными формулами (7. 11) и (7. 12). Чувствительность датчика (7. 14)
где ∆ Z/Z — относительное изменение полного сопротивления катушки датчика; ∆d — приращение воздушного зазора. При R< <w L формула (7. 2) примет вид тогда производная при w= const (7. 15)..
Подставляя в (7. 15) значение индуктивности из (7. 11) L = = w2m0 S M(2dB), получим или, переходя к конечным приращениям, ∆Z/∆dB = w w 2m0 S M/(2d2B). (7. 16) Для получения чувствительности выражение (7. 16) разделим на Z, т. е. S д=1/σB0, (7. 17) где σB0 — начальный воздушный зазор, характеризующий выбор точки. Выражение (7. 17) показывает, что с увеличением зазора чувствительность датчика резко уменьшается. Чувствительность датчика определяется конструктивными параметрами l CT, μот. σB0. Рассмотренный датчик простейшего типа (см. рис. 7. 1, a) имеет ряд существенных недостатков: 1) фаза тока на выходе датчика не меняется на противоположную при изменении направления перемещения якоря; 2) при необходимости измерять перемещения якоря в обоих направлениях надо устанавливать начальный воздушный зазор δВ0 и, следовательно, начальный ток I 0, что создает неудобство в работе и в процессе измерения приводит к погрешностям от колебаний питающего напряжения и температуры окружающей среды; 3) на кривой Z = f (δΒ) (см. рис. 7. 1, в) можно выделить небольшой участок 2Δ≤(0, 1÷0, 15)δΒ0 с приближенной линейной характеристикой; 4) ток в нагрузке (приборе) зависит от амплитуды и частоты питающего напряжения; 5) в процессе работы датчика на якорь действует сила притяжения к магнитопроводу, которая ничем не уравновешивается и, естественно, вносит погрешности в работу датчика (эта сила, действуя на контролируемую деталь, перемещение которой передается якорю, может изменить положение детали). Указанные недостатки ограничивают область применения простейшего индуктивного датчика ОИД. Обычно на практике такие датчики применяются в тех случаях, когда необходимо ступенчатое релейное управление, например в качестве бесконтактных датчиков положения, концевых выключателей, вспомогательных механизмов прокатных станов, тележек (при прохождении стальной оси тележки над магнитопроводом срабатывает реле), датчиков положения кабин лифтов и др. Конструктивно датчик выполняют таким образом, чтобы якорь его перемещался не в плоскости магнитопровода, а параллельно этой плоскости.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |