Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности




Философия антропокосмизма и ноосферного будущего о задачах современности.

В изучении будущего философия пользуется методами экстраполяции, компьютерного моделирования, экспертных оценок, исторических аналогий, сценариев комплексного изучения будущего. В будущем в познавательных целях выделяются три периода: непосредственное, обозримое и отдаленное. В непосредственном будущем мы знаем и что, и чем делать. Надо, например, наладить прощупывание Космоса на своем пути, ведь даже из опасных планете астероидов мы еще знаем лишь третью часть. Хорошо, что в 2004 году обнаружили астероид Апофиз, который 3 апреля 2029 может разрушить всю спутниковую систему, пройдя между Землей и Луной, а в 2036 эта глыба в 100 миллионов тонн на огромной скорости врежется в Землю между Уралом и Никарагуа, если мы заранее не предотвратим ее попадание. Планета вступает в целый пояс таких астероидов, чего не было 11,5 тысяч лет. Пора объявить мораторий на все наши земные разборки групповых эгоистов (между классами, олигархами, государствами, нациями, религиозными конфессиями). Потом, когда забудутся обиды, если потомки захотят вернуться к этим глупостям, они доспорят, чья правда лучше, но пока не до того! И так слишком много времени и сил зря потеряно и глобальные проблемы приходится решать во все более худших условиях. Давайте все по очереди решать, в порядке большей неотложности и вместе с тем заранее, с опережением.

В обозримом будущем мы знаем что предстоит делать, но не все знаем о том, чем и как будут решены задачи. Мы знаем, например, что если в эти 5 лет не покрасим комету Галлея с одной стороны так, чтобы, огибая близко Солнце, ледяная кома планеты подтаяла и, благодаря сместившемуся центру тяжести, комета прошла опять далеко от Земли, то потом ее не догоним, и останется ждать 2061 года, когда придется расстреливать, чтобы гибли от осколков города, но планета осталась цела. Но мы еще не знаем, какой лучше создать космический «бульдозер» для расчистки дороги планеты от столкновений, как нам создать из поясов астероидов еще хотя бы одну планету с Луной, чтобы застраховаться от гибели, если проглядим угрозы от комет и астероидов. После того, как обезопасим дорогу планеты от столкновений, будем решать новые задачи, чтобы не было никогда последнего поколения людей, не было ни в каком виде Апокалипсиса! Для этого надо каждому поколению делать все необходимое и достаточное, чтобы сегодня не закрыть дорогу в будущее.

В отдаленном будущем мы больше знаем о том, чего не должно быть, чем что будут делать потомки. Мы считаем, что они должны постараться удержать Луну на орбите, поддержать ядерные процессы на Солнце, чтобы не погасло, взрывами рядом с ним направить полет его в нужную человечеству часть галактики, чтобы миновать черные дыры, находящиеся на нашем пути, и улететь от катастрофы столкновения с огромной Туманностью Андромеды и еще одной обнаруженной галактикой, а затем по открытым уже туннельным переходам вслед за освоением ближнего и дальнего Космоса нашей Метагалактики перейти в новую, недавно появившуюся Метагалактику, таким образом осуществляя мечту философов-космистов о бессмертии человечества. Но каким ваши внуки будут представлять свое будущее и какие задачи какими техническими средствами они захотят и смогут решать – нам еще знать не дано, поскольку научные открытия следуют лавинообразно и техника меняет мир и человека столь решительно и быстро, что самые смелые футурологи не могут угнаться.

Люди Земли должны сегодня сделать все от нас зависящее, чтобы не было никогда последнего поколения культурных людей. Если за 20 лет не пошлем к ближайшим на пути черным дырам беспилотные корабли, чтобы узнать, на каком расстоянии и с какой скоростью Земле надо проскочить, подобно кораблю Одиссея между Сциллой и Харибдой, то потомкам останется надеяться на везение. Все надо привыкнуть делать вовремя. Пусть сложнее становится жизнь каждого поколения, но интереснее и посильнее. Наш долг сделать все, чтобы дети жили лучше, были умнее и культурнее, а их дети еще дальше продвинулись в культурогенезе. И пусть скорее научимся смеясь и с легкой грустью по невозвратным прелестям прощаться с прошлым, оставляя в нем тяжелое наследство предрассудков, вредных привычек и дикости не живущих, а лишь выживающих людей!

В начале 20 века независимо друг от друга В.И.Вернадский, Э.Леруа и П.Тейяр де Шарден пришли к выводу, что за 20 век человечество станет равномощным биосфере и другим сферам Земли, и поэтому человечество должно создать ноосферу – сферу разумного взаимодействия природы и общества, где целенаправленная человеческая деятельность становится определяющим фактором геологического и биологического развития планеты. Ноосфера как особая оболочка земного шара, становящаяся новым этапом развития биосферы, атмосферы и гидросферы, где могущество вооруженного наукой и техникой человечества будет направлено на помощь силам природы в планетарном масштабе. Все природные процессы стали уже протекать не так, как протекали бы в отсутствии человечества на планете. Человек несет особую ответственность за состояние природы Земли. Зародившись на Земле, ноосфера превратится в особую космическую силу. Став мощным фактором мироздания на практике, человек еще не проникся в полной мере чувством ответственности за планету и ее природную среду. Необходимо как можно скорее организовать взаимодействие общества с природой, остановив бездумное хищничество, приводящее к разрушению природных связей всех сфер и тем самым подрывающее основы самого существования человека. Состав атмосферы, гидросферы и биосферы, почвенный и растительный покров Земли, характер ее излучения уже быстро меняется под воздействием человечества. В своем труде «Научная мысль как планетное явление» В.Вернадский отдает приоритет философско-научному скептицизму в процессе прогрессивного развития знания. Он выделяет три пласта реальности по свойствам пространства-времени (космические явления, земные и в микромире). Развитие биосферы Земли В.Вернадский связал с космическими, геологическими, биогенными антропогенными процессами. Организованность биосферы имеет тенденцию к возрастанию. С развитием науки биосфера переходит на еще более высокий уровень организованности ноосферы, где природные и социальные законы должны составить единое целое. Эволюционный процесс соединяет с помощью человечества космическую, микроскопическую и планетарную реальность в ноокосмогенез. Человечество окультурит вслед за природой Земли ближний, затем и дальний Космос. Этот процесс должен идти во благо, а не вред природе, с которой надо достичь гармоничного единства, в котором система отношений управляется гуманным разумом.

Стремление дать теоретическое миропонимание называется картиной мира. В любой картине мира виден синтез представлений об общем устройстве мироздания, механизме его функционирования и принципах развития. Картина мира оформляет тип мировоззрения человека, народа, эпохи. Первая историческая форма целостного восприятия мира и ориентации в нем есть мифология. Важной функцией мифа было в древности закрепление сложившихся в обществе традиций и норм отношений в обществе и природе. Характерной чертой мифологической картины мира стал перенос основных черт человеческого рода на мироздание. Став началом познания мира в его целостности, благодаря действительному родству человека с другими предметами и явлениями природы мифология многое прояснила, сняв страхи перед непонятной средой обитания. Но экстраполяция мифологией человеческих свойств и отношений на остальной мир и его части вскоре показала свою недостаточность, ибо, как в живой, так и в неживой природе, пренебрегать отличием от нас других предметов неверно и опасно. Чтобы дополнить мифологические представления чем-то новым, надо было освободиться от обаяния упрощенных «легко, это вот так и не как иначе» или «ужасно трудно, невозможно понять». Силы притяжения мифологических объяснений событий не каждый взрослый может преодолеть и в нашем веке, но без этого нет взросления.

Философия и зародилась как один из способов высвобождения из мифов еще в переходный от первобытности к цивилизации период «детства человечества». Древнейшей и единственной в ту пору форме духовно-практического освоения мира собирателей надо было противопоставить картину мира для производителей, не только потребителей, но и созидателей. И доныне многочисленные группы населения стараются остаться детьми-нахлебниками природы и трудящихся, поэтому философия и дальше будет нужна в роли вытесняющей мифы силы, поскольку все мы родом из детства, все мы мифологи в дошкольном возрасте, лишь в юности имея шанс стать свободными, или не стать, оставшись пожизненно детьми. Из-за того, что мифологическая картина мира космоцентрична, мы видим характерной чертой философии древних цивилизаций и античного мира также космоцентризм, только свободный от неизбежной для мифологических аналогий «хромоты», синкретизма, символизма и прочих недостатков. Философствующий человек Античности увидел себя как срез Вселенных внутри себя и вокруг, снаружи, как микрокосмос, единый по устройству с макрокосмосом. Если люди лишь часть мира, они могут мир познать и менять, созидая более уютные и сытные условия бытия в мире, быть не нахлебниками, а сами творцами. Но мифы хорошо ориентировали людей в условиях успевавшей кормить человека природы и дезориентировали человека в условиях опережающего прирост продуктов питания роста численности населения людей. Привычки верить мифам надо было потеснить, менять.

Детскость мифов проявляется, во-первых, в неверном сравнении неизвестного, нового с известным, бывшим. В мифе человек сравнивает предметы чаще всего не по существенным признакам, а по поверхностному единичному сходству, случайной близости и без учета не только существенных и несущественных различий, но и несравнимого в принципе. Философия видит общее между любыми предметами и не путает тождественно общее с внешней похожестью, совпадениями, а несущественным различиям не позволяет превращаться в существенные. При этом существенные различия не пытается преодолеть, считаясь с ними как реальностью: он такой и иным быть не может. Детским мифам присущи доныне антропоморфизм, гилозоизм, символизм, тотемизм, фетишизм, с которыми надо уметь своевременно проститься. Во-вторых, миф – это игра воображения. Миф развивает творческие способности человека. Но миф - не сказка, ибо в основе мифа не «голая» фантазия, а факты, лишь неверно интерпретированные. Через философские сомнения и научные доказательства люди ищут все более верное понимание этих фактов. Мифология дает гипотезы и мнимые победы над невежеством и неумением, значит и страхами, дает веру в себя и надежду на успех в деятельности. Мифологемы – это грубые, примитивные или чрезмерно усложненные объяснения фактов, но от этого не свободна и современная наука.

В-третьих, миф – это коллективный или индивидуальный синкретичный вымысел. В мифе все недифференцированно, как в яйце будущие конечности и органы организма. В мифе даже не переплетены, а сплавлены религиозные моменты с научными, художественными и философскими. Мифы ярко представлены в древнейших произведениях письменности или устных былинах разных народов мира. Но и современная наука несвободна от сотворения новых мифов, когда ученый дает объяснения открытым им фактам только исходя из экстраполяции знаний своей науки, не привлекая смежные. Научные ошибки неизбежны хотя бы из-за невозможности сразу знать, от каких «болезней» поможет твое «лекарство», а желание считать твои взгляды универсальными уже неизбежно мифологично. Стремясь к цельному и совершенному знанию, ученые совершают подвиги познания, но редко кто из людей науки свободен от пороков упрощения или усложнения реальных связей. Адепты очередного модного научного открытия неизбежно мифологизируют его, например, пытаясь «все объяснить» теориями дарвиновской эволюции, электронами или волнами, теорией относительности или радиоактивности. Философская ироничность помогает противостоять модным увлечениям. Так В.И.Вернадский не поддался увлечению биологов-дарвинистов все сводить к изменениям под влиянием среды и естественного отбора и показал, что бактерии совершенно не эволюционируют в любой среде, открыв принцип неизменности количества жизни на Земле и внутреннюю законосообразность развития организмов в дополнение к изменениям под влиянием среды. Особенно современные мифы опасны в политике, порождая все новые социальные утопии. Критичность философии помогает понять неизбежный крах любого политика и любой политической идеи, если они не способны сами к опережающему события развитию и не подготовят себе своевременную смену идей и вождей. Миф о незаменимости властвующего опытного политика с его работоспособной командой делает прекрасную, но устаревшую идею отвратительной для все большего числа даже прежних сторонников, а пытающихся руководствоваться даже не извращенной, но одряхлевшей идеей вождей превращает в позор нации. Даже если гениальный политик угадал результирующее направление интересов всех людей, его не выберут уже потому, что полностью ни одну политическую силу не устраивает и не даст инерция превратить синусоиду развития сразу в «золотую середину». Философы тоже не свободны от мифов, но, (как врачи от болезней), они быстрее распознают новый «вирус» мифа и быстрее выздоравливают с помощью иронично внимательного отношения. «Человечество, смеясь, прощается с прошлым» (Г.Гегель).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.