Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения




Философия – один из типов мировоззрения, форма, часть его в жизни любого субъекта от каждого индивида до человечества. Общим для философии с другими типами, формами мировоззрения является только объект: осмысление места в мире и отношений к мирам вокруг и внутри. Философия и религия, наука и искусство, мифология и политика имеют общим предметом мировоззрение человека, пытаются его изменить каждая в своих целях. Наряду с мировоззренческой функцией, у всех у них есть и иные интересы, но борьба за умы и сердца людей идет прежде всего на поле мировоззрения. Мифу нужны беспечно живущие в детских фантазиях, религии – средневеково фанатичные рабы церкви и Бога, политике – подвластные безропотные налогоплательщики, искусству – богемные художники, науке – безответственные ученые, а философии свободомыслящие хозяева судьбы своей, люди Вселенной, свободные от чинопочитания и преклонения перед авторитетами, от рабства плоти и идей, не только потребители, но и созидатели благ для общества и природы, значит и для себя, их части.

Философия выполняет множество функций среди которых важнейшей для всех людей является мировоззренческая. Мировоззрение – это сознательное, теоретически оформленное мироотношение, которое формируется и меняется у каждого человека в течение всей его жизни. От мироощущения новорожденного до миропонимания мудрого старца меняется наше миропонимание. Логично излагаемая, рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется картиной мира. Мировоззрение складывается у достаточно размышляющего и повзрослевшего человека на основе полученных систематизированных знаний. У большинства так называемых простых людей обыденное мировоззрение, отличающееся смесью научных, философских, религиозных и прочих знаний. Но у священнослужителя стержнем его мировоззрения становятся теософские концепции, а у философа – философские, у ученого – научные, а у художника – эстетические. По доминанте, стержню преобладающих и определяющих поведение взглядов мы и выделяем упомянутые типы мировоззрения. В чем же особенность философского типа мировоззрения и как в связи с этой особенностью философия выполняет свою мировоззренческую функцию по отношению к тем людям, у кого чисто философское мировоззрение не складывается, да и не надо? Философия помогает ничего сразу не принимать на веру и не отвергать что-либо без глубокого анализа и самостоятельного размышления, учит «подвергать все сомнению», выполняя тем самым свою и критическую функцию в мировоззрении человека. Критичность – это не критиканство «Фомы неверующего», нигилиста. Мера недовольства позволяет не терять голову, не становиться рабом обстоятельств или идей, страстей или привычек. Философия не очень нужна там, где непреодолимы привычки, алгоритмы успешной деятельности. Философская критичность, «переоценка всех ценностей» по Ницше, необходима при столкновении с действительно новым, где для решения задачи нет алгоритмов, да и советы авторитетов и друзей скорее навредят, чем помогут, а решение надо успеть принять прежде, чем станет поздно. Философия отличается от иных типов мировоззрения своим скептицизмом, который помогает стать свободомыслящим, значит способным вовремя изменить устаревшие взгляды, перейти на новую должность, осознать себя отцом, затем дедом, прадедушкой, который интересен потомкам и шагает в ногу с жизнью, оставаясь верным своей молодости, семейным традициям, Отечеству.

Свободомыслящий это действительно мыслящий, ибо несамостоятельный зависим, раб случая и авторитетов. Благодаря приучению думать всегда своей головой философия делает человека более жизнестойким, поскольку помогает вовремя разглядеть необходимость сменить место в жизни и отношение к жизни, труду и знаниям, людям и себе. Философия помогает человечнее относиться ко всему и всем, толерантнее к инакомыслящим и иноверцам, но ироничнее к своим ошибкам и грехам. Философия помогает человеку вместить в свое сердце весь мир со всеми его прелестями и ужасами и понимать, как твоя жизнь связана с жизнью твоего рода и народа, государства и цивилизации, планеты и Вселенной. Философия помогает понять, как мало мы знаем даже всю жизнь учась, но как много от нас зависит в жизни окружающей и далекой по расстояниям и времени. Ничто не проходит бесследно, но что за следы останутся в памяти и делах от тебя, каких слов и дел больше, отравляющих жизнь или вдохновляющих на созидание и выращивание ее удачных, здоровых ростков?

Критическая функция философии связана с пониманием философствующим человеком неизбежной ограниченности любых знаний и утверждений. Неверно говорить «все должны», «всегда так», а надо по-философски понимать когда и где это так, кто кому что действительно должен, а за рамками этих условий сие не так, утверждения общие становятся неверными. Неверно, например, утверждение, что все рожденное обречено умереть, если говорим не об отдельном индивиде, а о, например, человечестве, которое не обязательно умрет, а только вследствие беспечности одного из поколений, не сделавшего необходимого для условий бессмертия, может оказаться смертным. Но в человечестве и даже человеке есть возможность бессмертия, надо только этот шанс не упустить, сейчас сделав все зависящее, чтобы потомки не были обречены. Философия изучает всеобщее, но только как проявление конкретного во всем. Философы давно знают, что истина конкретна, в том числе и истина о всеобщем, то-есть имеющемся у всех и всего. Путь к истине лежит через частые сомнения и пересмотры взглядов и жизненных позиций, для чего надо уметь быть критичным. Не критиканом, подростково все воспринимающим негативистски, не нигилистом, а критичным: что беру и разовью применительно к моим условиям, а что отвергну, отправлю в музей, отдам кому подойдет или выброшу на свалку как хлам, ошибку.

Место философии среди типов мировоззрения было разным в разные исторические эпохи. Дважды философия оказывалась на первом месте: при коренном переходе от собирательства к производству и при переходе от аграрного общества к индустриальному. Именно тогда понадобилась особая философская смелость и гибкость, свобода мышления, а мировоззрение мифологическое, религиозное, художественное, политическое и даже научное оказались беспомощными в решении этих важнейших задач. Но философии приходилось выполнять роли и служанки богословия или политики, и сестры наукам и искусствам, даже матери некоторых из наук и искусств. Некоторые философы объявляли философию одной из наук, даже царицей наук, но другие философы с истинно философской иронией поправляли их. В современном мире реакционные политические силы вместе с ретроградами церкви пытаются на место философии даже в вузе поставить теософию. Свободомыслия стали бояться, возрождаются религиозное мракобесие и пропагандируются старые и новые мифы, даже язычество и псевдонаучное шарлатанство. В этих условиях еще важнее философам удержать знамя вольнодумцев просветителей, чтобы за «новым средневековьем» скорее последовало новое спасительное для культурогенеза Возрождение. В эпохи неизбежных творческих спадов, в самые темные полосы развития человечества или народов и государств роль философии как двигателя прогресса возрастает, а место освободителя разума философия только сама может потерять, если перестанет служить истине, доброте и красоте, как ей завещал еще Пифагор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.