Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и круг основных проблем философского знания, их специфика. Интегративная функция философии




Структура, строение, основные части, разделы философского знания выделяются условно в познавательных целях на основании относительной самостоятельности решаемых в рамках определенного раздела задач. Но, в отличие от структуры материальных объектов, где части, хотя и тесно связаны в целом с другими частями, но достаточно хорошо изолированы друг от друга, в философии как представительнице духовных, идеальных образований, части «пронизывают» друг друга, разделы больше похожи на разные условные сечения целого, чем части. И все же структура есть, но, поскольку данный учебный курс нацелен прежде всего на понимание студентами будущего планеты людей, расположение разделов курса и структурирование философского знания предлагается следующее:

Философская футурология – поиск оптимального пути в такое будущее, в котором потомки благодарны предкам за своевременное решение проблем в урегулировании отношений общества с природой, социально-экономических и иных проблем. Избежать угроз гибели и обеспечить радостные перспективы освоения Вселенных для бессмертного человечества не просто, но возможно, если станем свободными от мировоззренческих и политических, научных ошибок прошлого. Для этого надо знать типы мировоззрения и историю философской мысли, ибо не знающий истории обречен на повтор ошибок.

Метафилософия – это учение о месте философии как типе мировоззрения среди иных типов и форм мировоззрения и о месте и роли философии в мировой культуре, в духовном производстве. В учебном курсе это первейший из разделов, где рассматриваются отношения философии с мифологией, религиями, искусствами, науками, политикой.

История философии – раздел философии, рассматривающий опыт исканий философов различных школ, эпох и народов, чтобы не повторять ошибки и сохранить для будущего все, что может оказаться востребованным в подобных же обстоятельствах. Этот раздел изучается в данном курсе студентами самостоятельно, но знания проверяются выборочно на семинарах и полностью на экзамене. В лекциях студенты получают помощь в овладении теоретическими знаниями в следующей последовательности после философской футурологии:

Философия культуры рассматривает мир материальной и духовной, социально-политической культуры как целостность. Взаимосвязь массовой и элитарной, народной и профессиональной, светской и религиозной культур требует философского осмысления.

Аксиология – учение о подлинных и мнимых ценностях и их иерархии в психической жизни человека, как накапливать и хранить духовное и душевное богатство, как не поработиться материальными ценностями, как определяют ценности мотивы поступков.

Этика – раздел аксиологии, изучающий мораль и нравственность личностей и обществ различного типа, вырабатывает идеалы поведения и отношений. Раздел появился по мере необходимости укреплять нормы морали и нравственное здоровье общества сознательно.

Эстетика – раздел аксиологии, выделяющийся учением о природе прекрасного и безобразного, об идеалах гармонии и красоты, о вкусах и художественной правде. Сформировался раздел под воздействием искусств и ремесел, но для помощи не только им, также и наукам, религиям, человеку в повседневной жизни. Основы этики и эстетики в данном курсе даются только в рамках требований госстандарта по философии.

Философская антропология – целостное учение о человеке, его генезисе и многомерной природе, противоречиях в сущности и предназначении, о путях дальнейшего очеловечивания. Раздел сформировался в эпоху Просвещения и доныне актуален для частных наук, изучающих человека фрагментарно.

Социальная философия – раздел философии, изучающий этапы и закономерности жизни общества как целостного человечества во взаимодействии с природной средой, сферы жизни и строение общества в целом, место и роль социальных субъектов от личности и семьи, первичных трудовых коллективов до человечества. Раздел важен для разработки экономической теории, социологии и политологии, для историков науки и техники, для исследователей различных культур и всех неравнодушных к судьбе потомства.

Философия истории – раздел социальной философии, где рассматриваются логичное и нелогичное в процессе развития народов, государств, цивилизаций и формаций, идет поиск закономерностей исторического развития человечества современной цивилизации.

Философия природы и натурфилософия – философия целостного понимания природы в условиях ее изучения по частям с точки зрения естествознания. Возник этот раздел философии в эпоху Возрождения, возродился благодаря компьютерному моделированию в 20 веке, взаимодействуя с концепциями современного естествознания (есть курс КСЕ в вузах на ряде факультетов).

Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называется онтологией. Философия выступает учением об общих принципах бытия и отношения человека и мира. Онтология – учение о бытии всего существующего и несуществующего актуально (Вселенной и Бога, вещей и идей, фантазий и иных миров). Это был самый первый раздел философии, противопоставивший слишком детски наивным мифологическим объяснениям устройства мироздания более достоверные и разумные представления о мире и его генезисе. Онтология, выполняя важнейшую часть мировоззренческой функции, помогает развивать различные общие картины мира, предлагая все новые свои.

Гносеология – учение о познавательных возможностях человека как субъекта, орудиях и методах научного и ненаучного познания, об истине и ее критериях, об инструментах объяснения и понимания внутреннего и внешнего миров. Возник этот раздел философии в эпоху Античности под влиянием фактов множественности объяснений одних и тех же явлений природы и необходимости искать истинные методы и пути познания.

Логика – наука о законах и формах развития научного и ненаучного способов мышления. Термин используется и в более широком смысле для выявления всего упорядоченного, закономерного и разумом постижимого.

Эпистемология – раздел гносеологии об основах научного познания. Эпистемология помогает наукам развивать языки и приемы познания, выполняя методологическую и интегративную функции в науках.

Философия науки и техники рассматривает мир научных открытий и технических изобретений во взаимодействии с социальными отношениями и влиянии на судьбы человечества и отдельных людей. Главное, чтобы научно-технический прогресс не уничтожил планету и человечество и способствовал общекультурному прогрессу.

Круг основных проблем философии не исчерпывается перечисленными разделами, хотя виден уже из их перечисления и столь краткого пояснения. Каждый из приобщившихся к философии в мире проблем выстраивает свой мирок соответственно социальному происхождению, окружению и положению, природным склонностям и природным условиям жизни, требованиям эпохи и культуры, в которой выпало прожить отпущенное. Временно находясь в какой либо молодежной субкультуре надо устоять перед давлением негативного как в ней, так и в массовой и национальной, государственной и космополитической культурах. И среди молодежных субкультур лучше выбрать конструктивно оппозиционную, чем социальную, но конформистскую, или антисоциального отгораживания, или варварски асоциальную.

Для служителя науки важней других разделов гносеология, а для служителя муз – эстетика. Пусть каждый студент самостоятельно решит, какие разделы философии наиболее важны ему сейчас и в будущей профессиональной и непрофессиональной деятельности. Задача учебного курса философии – предложить студенту достаточное множество подходов, чтобы ему не пришлось тратить много времени на выработку собственного, а можно было использовать ближайший и доработать его для решения своих задач. Круг основных проблем не статичен и надо новаторски успевать замечать его перемены, особенно непосредственно касающиеся тебя, если не хочешь оказаться выброшенным на обочину прогресса и ненужным даже своим близким люмпеном и даже маргиналом, безнадежно отставшим от жизни ретроградом или чрезмерным консерватором.

Специфика философских проблем в том, что они окончательно раз и навсегда не решаемы. Их каждый решает для себя, время от времени пересматривая и меняя решения, когда прежние оказываются все более ошибочными. Как с каждым крупным научным открытием об устройстве Вселенной философия пересматривает онтологию и ряд иных разделов, так и с каждой серьезной переменой в мировой экономике, политике, духовной и социальной жизни человечества не только философия, но и каждый человек должен перетряхивать багаж своих представлений о месте в мире, поскольку оно уже изменилось и пытаться удержать прошлое не умно. Каждому поколению приходится решать свои задачи, искать в юности свое место в жизни общества и природы Земли. Каждому человеку приходится не раз менять свое место в жизни семьи, трудового коллектива, государства, и желательно поменьше зависеть от удачи и случая в судьбоносных решениях, побольше предвидеть и решать грамотно.

Интегративная функция философии в том, что философия и наукам, и религиям, и искусствам помогает не чрезмерно абстрагироваться от целостности мира и человека в дифференциации знаний и специализации предметов исследования. Как выразился еще в 11 веке уже упомянутый философствующий врач Парацельс, лечить надо не орган, а человека. Причина больного, например, уха может быть не в ухе, а в отношениях человека с родными или на службе, а ухо болит на нервной почве, и пока отношения у человека не наладятся, ухо не вылечить. Конечно, если частое использование меломаном наушников или громкой музыки в автомобиле привело к глухоте, то нервы будут не причиной, а следствием. Так и во всем: без понимания связности и целостности предмета исследования выявление всего комплекса причин невозможно, следовательно, и правильность выводов о предмете. Разделяя мир философского знания в познавательных целях на разделы, философия напоминает, что, как всякая классификация знаний, как и при дифференциации в науке, выделение разделов условно, оно помогает понимать одно, но мешает понимать то, о чем тоже забывать нельзя: мир, в том числе и мир философских знаний, един в своем бесконечном многообразии.

Ни один раздел философии правильно не поймешь без изучения других разделов. Скажем, онтологическое представление о Боге и природе зависит от гносеологического метода изучения, от иерархии аксиологических ценностей и социального происхождения и положения рассуждающего, приверженности его к той или иной логике обоснования утверждений и т.д. Расчленяя предмет изучения, мы можем «зарезать» его и изучать уже труп. По трупу можно неплохо изучить анатомию, но уже для изучения физиологии необходимо, чтобы предмет был еще жив и активен, и лучше всего, чтобы не видел даже, что мы его изучаем. Философия помогает не считать, что, зная части и способы их взаимодействия, мы уже знаем и целое. По частям изучить предмет можно лишь иногда и тела неживой природы, но даже для высокоорганизованных неживых тел нужен комплексный подход, системный метод, необходима интеграция знаний множества наук и философских концепций. Весьма важную роль в интеграции знаний пока играет даже для гениев науки никому не лишняя философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.