Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для пальчиковой гимнастики




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

ü игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

ü специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

ü игры и действия с игрушками и предметами: (раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.);

ü изобразительную деятельность: (лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

 

(выполняются сидя или стоя)

1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (по 20 раз, выполняются с силой, в сжатом положении фиксируются 2-3 сек. (Рис. 2)):

Ø ладонями вверх;

Ø ладонями вниз;

Ø обеих рук одновременно;

Ø правой и левой по очереди.

Рис. 2

 

2. Вращение кистями рук (по 10 раз. Можно выполнять упражнения из положения "руки в стороны"):

Ø в правую, затем в левую сторону;

Ø б) вовнутрь (обеими кистями);

Ø в) наружу.

 

3. Выгибание кистей рук (по 10-15 раз):

Ø одновременно;

Ø правой, левой по очереди. (Рис. За)

 

4. Прогибание кистей рук (по 10-15 раз):

Ø одновременно;

Ø правой, левой по очереди. (Рис. 3б)

 

5. Чередование прогибания и выгибания. (Рис. За,б).

 

6. Соприкосновение подушечек пальцев — "Пальчики здороваются" (по 10-15 раз. Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются. (Рис. 4)):

Ø пальцы правой руки — с большим пальцем правой руки;

Ø пальцы левой руки — с большим пальцем левой руки;

Ø то же одновременно двумя руками;

Ø г) пальцы правой руки — с соответствующими пальцами левой.

 

7. "Щелчки" (по 10 раз).

 

8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев (по 10-20 раз). (Рис 5)

 

9. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди (по 10 раз) (рис. 6):


Ø правой руки; Ø левой руки; Ø обеих рук одновременно   сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца

 

10. "Ножницы" — разведение пальцев в стороны (по 10 раз):

Ø правой, затем левой руки;

Ø обеих рук одновременно;

Ø соединив ладони вместе. (Рис. 7)

 

11. Упражнение "Замок" (рис. 8а) — ладони вместе, пальцы переплетены (по 10-20 раз):

Ø сдавливание ладоней с силой;

Ø вращение (поворот вправо-влево);

Ø наклоны вправо-влево — сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

Ø разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев;

Ø "Солнечные лучи" — руки в "замке" подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. (рис. 8б)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.