Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КЛЮ­ЧИ ГЛАЗ­НО­ГО (ЗРИ­ТЕЛЬ­НО­ГО) ДОС­ТУ­ПА




РАП­ПОРТ

Рап­порт - это до­воль­но хруп­кие фор­мы об­рат­ной свя­зи в про­цес­се об­ще­ния, вы­зы­ваю­щие в со­бе­сед­ни­ке ощу­ще­ние то­го, что его по­ни­ма­ют, что он нра­вит­ся. В слу­чае хо­ро­ше­го рап­пор­та у со­бе­сед­ни­ка по­яв­ля­ет­ся чув­ст­во до­ве­рия к ком­му­ни­ка­то­ру. В хо­де ус­та­нов­ки рап­пор­та важ­но су­меть под­стро­ить­ся (не­на­вяз­чи­во ис­поль­зо­вать) пред­по­чи­тае­мые со­бе­сед­ни­ком ре­че­вые пре­ди­ка­ты и “от­зер­ка­ли­вать” по­зу, жес­ты, темп ды­ха­ния и т.д. Не­об­хо­ди­мо пре­ду­пре­дить, что “от­зер­ка­ли­ва­ние” долж­но быть край­не де­ли­кат­ным, ина­че оно вы­зо­вет пря­мо про­ти­во­по­лож­ную ре­ак­цию. За под­строй­кой сле­ду­ет ве­де­ние, ко­гда ком­му­ни­ка­тор, из­ме­няя свое по­ве­де­ние, вы­зы­ва­ет из­ме­не­ния в по­ве­де­нии парт­не­ра.

 

Ко­гда лю­ди ду­ма­ют и го­во­рят, они дви­га­ют глаз­ны­ми яб­ло­ка­ми. Эти дви­же­ния на­зы­ва­ют­ся пат­тер­на­ми глаз­но­го ска­ни­ро­ва­ния. На­ши гла­за де­мон­ст­ри­ру­ют осо­бен­но­сти па­мя­ти и про­цес­са мыш­ле­ния, по­ка­зы­ва­ют, ка­ким об­ра­зом че­ло­век по­лу­ча­ет дос­туп к ин­фор­ма­ции, за­ко­ди­ро­ван­ной в на­шем моз­гу в од­ной или бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ных сис­те­мах. Зри­тель­ная ре­ак­ция че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ет на ре­пре­зен­та­тив­ную сис­те­му, ко­то­рой он поль­зу­ет­ся в на­стоя­щий мо­мент. Ко­гда вы на­блю­дае­те за раз­го­ва­ри­ваю­щи­ми или раз­мыш­ляю­щи­ми людь­ми, то мо­же­те за­ме­тить, что глаз­ные яб­ло­ки на­хо­дят­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии. Итак, эти дви­же­ния яв­ля­ют­ся по­ка­за­те­ля­ми то­го, как лю­ди ду­ма­ют.

На схе­ме клю­чи глаз­но­го дос­ту­па изо­бра­же­ны так, как ес­ли бы вы смот­ре­ли на ли­цо че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся пе­ред ва­ми.

Взгляд вверх и вле­во: ви­зу­аль­ная па­мять. Это хра­ни­мые ви­зу­аль­ной па­мя­тью об­ра­зы про­шло­го. Сю­да вклю­ча­ют­ся сны и скон­ст­руи­ро­ван­ные об­ра­зы, ко­то­рые уже бы­ли “уви­де­ны” ра­нее.

Взгляд вверх и впра­во: кон­ст­руи­ро­ва­ние ви­зу­аль­ных об­ра­зов. Как пра­ви­ло, здесь че­ло­век кон­ст­руи­ру­ет об­ра­зы, ко­то­рые он не ви­дел.

Взгляд го­ри­зон­таль­но на­ле­во: ау­ди­аль­ная па­мять. За­пом­нен­ные зву­ки (зву­ки ре­чи, ме­ло­дии, час­то но­ме­ра те­ле­фо­нов, за­пом­нен­ные сти­хи без фо­ку­си­ров­ки на смыс­ле - рит­мич­ное за­по­ми­на­ние).

Взгляд го­ри­зон­таль­но впра­во: ау­ди­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние. Обыч­но это кон­ст­руи­руе­мая речь или кон­ст­руи­ро­ва­ние зву­ков с но­вым тем­бром, рит­мом, вы­со­той и т. д.

Взгляд вниз на­ле­во: внут­рен­ний диа­лог. Внут­рен­ний диа­лог яв­ля­ет­ся ком­мен­та­ри­ем опы­та. Внут­рен­ний диа­лог мо­жет быть ору­ди­ем ра­цио­наль­но­го ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния.

Взгляд вниз впра­во: чув­ст­ва. В этот мо­мент че­ло­век мо­жет по­лу­чить дос­туп к эмо­ци­ям и к ки­не­сте­ти­че­ским пе­ре­жи­ва­ни­ям. Ха­рак­тер­ная по­за для лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в де­прес­сии: го­ло­ва опу­ще­на, “по­ник­ший” вид, взгляд вниз впра­во (или вниз вле­во).

Рас­фо­ку­си­ро­ван­ные гла­за: че­ло­век на­хо­дит­ся не ме­нее чем в двух сис­те­мах. На­при­мер, слы­шит и ви­дит, ви­дит и чув­ст­ву­ет, а воз­мож­но, все вме­сте. Та­кое со­стоя­ние на­зы­ва­ют лег­ким тран­сом - из­ме­нен­ным соз­на­ни­ем.

Для не­ко­то­рых лев­шей схе­ма бу­дет об­рат­ной. Еще раз под­черк­нем: она вы­ра­жа­ет обоб­щен­ную мо­дель по­ве­де­ния.

 

В В

констр па­мять

А А

констр. па­мять

К Вн. диа­лог

 

РЕ­ПРЕ­ЗЕН­ТА­ТИВ­НЫЕ СИС­ТЕ­МЫ (МО­ДАЛЬ­НО­СТИ)

Из­вест­ны пять ос­нов­ных спо­со­бов, с по­мо­щью ко­то­рых лю­ди вос­при­ни­ма­ют мир. Мы мо­жем ви­деть, слы­шать, чув­ст­во­вать, ню­хать и про­бо­вать на вкус. В на­шем моз­гу сен­сор­ная (по­лу­чен­ная ор­га­на­ми чувств) ин­фор­ма­ция транс­фор­ми­ру­ет­ся в не­ко­то­рую ре­пре­зен­та­цию (пред­став­ле­ние) или мо­дель. Эти ин­ди­ви­ду­аль­ные мо­де­ли на­зы­ва­ют­ся ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми. В пер­вую оче­редь мир вос­при­ни­ма­ет­ся зри­тель­но (ви­зу­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - В), на слух (ау­ди­аль­ная сис­те­ма вос­при­ятия - А) и в ощу­ще­ни­ях (ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма - К). Сис­те­ма, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся ча­ще, чем дру­гие, на­зы­ва­ет­ся пред­по­чи­тае­мой ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой че­ло­ве­ка. Эта сис­те­ма ис­поль­зу­ет­ся соз­на­тель­но и бес­соз­на­тель­но, в ней че­ло­век про­во­дит наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во раз­гра­ни­че­ний или раз­ли­ча­ет наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во суб­мо­даль­но­стей. Пред­по­чи­тае­мые ре­пре­зен­та­тив­ные сис­те­мы яв­ля­ют­ся од­ним из наи­бо­лее сис­те­ма­ти­че­ских спо­со­бов раз­ли­че­ния мо­де­лей ми­ра лю­дей. И да­же ко­гда че­ло­век де­мон­ст­ри­ру­ет пред­поч­те­ние од­ной ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мы, это не оз­на­ча­ет, что он не ис­поль­зу­ет и дру­гие сис­те­мы. На­обо­рот, лю­ди ис­поль­зу­ют все сис­те­мы все вре­мя. Но обыч­но они все же за­ви­сят от сво­ей пред­по­чи­тае­мой сис­те­мы. Осо­бен­но яр­ко это про­яв­ля­ет­ся в си­туа­ции стрес­са, ко­гда че­ло­век “за­ви­са­ет” в од­ной из сис­тем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.