Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура VI—VIII вв. 2 страница




Интерьер пагоды организует мачта, которая служит осью всех ее ярусов. В культовых целях используется интерьер только одного первого этажа, где мачта обшита четырех­угольной опалубкой, все четыре панели которой заняты свое­образной диорамой, датируемой 710 г. Один из сюжетов дио­рамы— «Успение Будды», может быть, указывает на перво­начальное назначение сооружения этого типа как ступы-усыпальницы.

В остальном интерьер пагоды, как и кондо, украшен в VII в. преимущественно архитектурным декором. В следую­щем, VIII в. все больше внимания начинают уделять скульп­туре и стенным росписям.

Последнее монументальное строение древнего ансамбля — внутренние ворота — тюмон. Тюмон — ворота внутренней ограды монастыря, которые находятся непосредственно перед входом в святилище. Различные хозяйственные строения мо­настыря располагались за пределами этой ограды.

Архитектурная форма такого рода сооружения появляет­ся в Китае в эпоху династии -Суй, т. е. в конце VI — начале VII в. В Японии, как уже отмечалось ранее, она претерпе­вает довольно существенные изменения в сторону большей свободы композиции. О членении фасада тюмон и своеобраз­ной форме его колонн уже говорилось, изменяются также и пропорции их конструкций.

В плане нижнего этажа лестница имеет четыре пролета в ширину и три в глубину (4 /сэнХЗ мэн). Они повторяются и в верхнем этаже. Но по сравнению с лестницами китай­ских храмов главная лестница тюмон короче и круче. Такое чисто горизонтальное решение придает зданию тюмон боль­шую строгость и спокойную монументальность.

Главным украшением тюмон служат колонны и резная балюстрада второго этажа. По обеим сторонам главной лестницы установлены скульптурные изображения стражей святилища — двух Рикиси, датируемых XII в., но выполнен­ных в традиции VIII в.

Галерея-кайро ближе всего к синтоистской архитектуре. Ее конструкции предельно просты: двускатная крыша по­коится на легких прямых (прямоугольных в сечении) колон­нах-столбиках, замкнутых стенами-переборками, прорезан­ных широкими окнами; отношение высоты окна к ширине — 2:3. Завершающие колонны — конструкции каэрумата (букв. «лягушачье бедро») в форме буквы У — поддерживают карниз и в то же время служат единственным декоративным укра­шением.

Модуль конструкции дверей кайро, определяющийся расстоянием от конька до вершины колонн, который равен расстоянию между колоннами, характерен для конструкций синтоистского храма.

Непосредственно к архитектурному стилю Хорюдзи при­мыкают два интересных памятника японского искусства — Тамамуси-но дзуси (рис. 32) и Татибана-но дзуси10, хра­нящиеся в алтаре кондо. Оба памятника нельзя рассматри­вать как настоящие архитектурные памятники. Это лишь ми­ниатюрные копии, макеты храма, помещенного внутри ин­терьера Золотого храма Хорюдзи. Таким образом, они не являются частью архитектурного ансамбля. Но тот факт, что в них тщательно воспроизведены детали архитектуры того времени, оправдывает привлечение их в качестве источ­ника для изучения архитектурного стиля VII—VIII вв.

В VII в. у японской знати был очень распространен обы­чай сооружения фамильных храмов или хотя бы приобре­тения для своего жилища скульптурного изображения Будды. С этой целью, видимо, и были изготовлены две дошедшие до нас скинии. Возможно, что этот обычай возник из местной традиции, восходящей к периоду изготовления архитектур­ных ханива. Во всяком случае, по мнению ряда археологов и искусствоведов (Ж. Бюо, А. Пэйн, Ито Тюта и др.), Тама­муси-но дзуси не имеет аналогии в Корее, хотя его интерьер и носит следы влияния корейского стиля.

Тамамуси-но дзуси датируется началом, а Татибана-но дзуси — концом VII в.

Храм Тамамуси — миниатюрное подобие кондо монастыря Хорюдзи — представляет большой интерес также и пото­му, что он является хорошо сохранившимся образцом дере­вянного зодчества того времени и соединяет в себе черты храмовой и дворцовой архитектуры.

Высота храма — 233 см. Здание состоит из двух частей: нижняя часть — цоколь, а верхняя — собственно храм, по­строенный наподобие дворцового здания. Все части сделаны из японского кипариса хиноки и покрыты черным лаком.

В отличие от двухъярусного кондо храм-дворец Тамаму­си— одноэтажный (нижний ярус заменен здесь высоким цо-

10 Тамамуси — жук (СгузооЬсоа с1е§апз), радужные, переливаю­щиеся надкрылья которого напоминают украшения дверей храма. Дзу­си— «скиния», «переносное святилище». Татибана — фамилия потомков сына Нанива-о Сётоку-Тайси.

 

колем), покрыт медной крышей типа иримоя11 с фронтоном. Четырехгранные (квадратного сечения), как в Хорюдзи, колонны поддерживают свод, карнизы здания опираются на кронштейны. Все архитектурное сооружение производит впе­чатление легкости и изящества.

Остов здания, верхние части колонн и балконы укра­шены мастерски обработанными ажурными бронзовыми ре­шетками и позолоченными пластинами, сквозь прорези ко­торых просвечивает оригинальная декоративная инкрустация Тамамуси.

Здание имеет одну дверь в передних стенках и две в боковых. Окна отсутствуют. Внутренние.панели украшены небольшими барельефами на позолоченных пластинах с изо­бражением Будды и лаковыми росписями (красным, жел­тым и зеленым лаком по черному лаковому фону).

Татибана-но дзуси внешне не является законченным вос­произведением храмового сооружения. Его крыша в форме усеченной пирамиды с двумя карнизами-^г/каэсы имеет яв­но незавершенный характер. Однако расположение стропил аналогично конструкции плафона в кондо.

Оформление интерьера обеих скиний, особенно ранней Та­мамуси, помогает дополнить представление о характере храмового интерьера VII в., воплотившемся прежде всего в кондо.

Интерьер Тамамуси в том виде, в каком он 'Сохранился до наших дней (известно, что статуэтки были украдены из него в X в.),— это сочетание многообразной по материалу и технике, преимущественно бронзовой скульптуры, лаковых росписей, резьбы по дереву и металлу.

Стремлением к синтезу различных видов искусства в храмовом интерьере в еще большей степени отмечен интерь­ер Татибана-но дзуси, лаконичная структура которого про­тивопоставляется пышному декору стенных лаковых роспи­сей и резьбы по металлу. Видимо, в архитектурном интерь­ере в этот период еще не было достигнуто стилистическое единство. Но эта особенность присуща и другим видам ис­кусства Японии в период VII—VIII вв.

Весьма интересно само по себе наличие в обеих скиниях стенных росписей, позволяющих предположить, что помимо очень плохо сохранивши-хся и потому трудно поддающихся

11 Иримоя — частный случай типа сикоробуки, внешне похожая на современную японскую крышу, хотя на самом деле она комбинируется из шатровой и остроконечной двускатной крыши.

 

датировке росписей кондо были и другие росписи, до нас не дошедшие. Недавно обнаруженные в кондо рисунки, сделан­ные прямо по дереву на балках здания, которые приписыва­ются японским мастерам — строителям храма, также свиде­тельствуют о существовавшем в VII в. обычае украшения интерьера стенными росписями.

Влияние древней гармонически ясной архитектуры Хо-рюдзи на архитектурный стиль культовых буддийских соо­ружений VII—X вв. очень велико. По образцу Хорюдзи в VII—VIII вв. строится целый ряд храмовых ансамблей. Про­должал обстраиваться и комплекс монастыря Хорюдзи.

К первой половине VII в. относится и расположенная примерно в 700 м к северу от Хорюдзи трехъярусная пагода Хоккидзи, или Окамотодэра 12.

Архитектурный стиль и конструкции этой пагоды, значи­тельно меньшей по размерам, чем пагода Хорюдзи, анало­гичны последней: таков же энтазис колонн, те же внешние консоли кумогата.

В отличие от Хорюдзи пагода Хоккидзи расположена на той же поперечной оси, что и кондо, но поставлена не к за­паду от него, а к востоку.

В конце VII — начале VIII в. в архитектурном стиле Японии происходят значительные сдвиги.

Ставшие более регулярными связи с материком усили­вают приток мастеров, в том числе и зодчих, которые все шире начинают насаждать привычный для них стиль. Ки­тайские мастера постепенно вытесняют корейских. Активи­зирующийся процесс перенесения на японскую почву особен­ностей китайского архитектурного стиля отразился прежде всего на храмовом комплексе Якусидзи.

Якусидзи, или Ниси-но кё 13,— один из семи знаменитых монастырей, созданных в VII—VIII вв. (Тодайдзи, Кофу-

12 Одна из версий считает основателем пагоды Хоккидзи Сётоку-Тайси и датирует ее создание не позднее 622 г., т. е. годом смерти Сётоку-Тайси.

13 Среди преданий монастыря есть одно, рассказывающее о его осно­вании: «В 680 году супруга Тэмму заболела, и никто не мог ей помочь. Тогда она дала обет установить изображение Якуси («Целителя»), если ее жизнь будет спасена. После ее выздоровления Тэмму приказал выпол­нить ее обет, но перед самым окончанием работ скончался. Наследовав­шая ему Дзито приказала продолжать работы, которые и были завершены в 697 году». Позднее были возведены другие сооружения, пагоды и пр.

В 717 г., через 7 лет после начала строительства Нара, Якусидзи сго­рел. В 718 г. храмы из Окамото и Такаити были перемещены в новую сто­лицу и поставлены на месте Якусидзи. Они-то и составили ансамбль, из­вестный ныне под именем монастыря Якусидзи.

 

кудзи, Хорюдзи, Хориндзи, Кангодзи, Дайандзи), до 710 г. был расположен в Асука. После перенесения в 718 г. из Асу-ка в Нара храмовый комплекс Якусидзи был значительно расширен. По преданию, в том же 718 г. была построена знаменитая пагода этого храма — Сандзюното. Ансамбль Якусидзи, несмотря на то, что он неоднократно подвергался перестройке, во многом повторяет храмовый комплекс Хорюд­зи. Так же как и в Хорюдзи, кондо, пагоды, колокольни-гёро, расположенные во внутренней части монастыря, отделены от остальной части оградой с монументальными воротами тю-мон, в которой находится дайкодо (храм проповедей), дзи-кидо (трапезная) и другие постройки хозяйственного харак­тера. Аналогичны конструкции и назначение галерей-кайро.

Однако в отличие от Хорюдзи в Якусидзи появляется уже не одна пагода, а две — восточная и западная, хотя здание кондо по-прежнему со всех сторон открыто для обо­зрения и расположено на оси с юга на север.

Справа и слева от кондо — две низкие открытые коло-кольни-сёро. Одна из них была первоначально связана с на­ходящимся вблизи пагоды небольшим строением, так назы­ваемым Буцукудо (святилище), в котором хранится храмо­вая реликвия — мраморная плита с вырезанной на ней кал­лиграфической надписью, восхваляющей Будду. Поскольку традиция относит установку плиты к годам правления Гэммё (708—715), то и сооружение Буцукудо следует датировать временем, не позднее конца второго десятилетия VIII в.

Перед Буцукудо был сооружен пруд с лотосами, в водах которого отражалась и 'восточная пагода Сандзюното.

Трехъярусная пагода Сандзюното (единственная сохра­нившаяся) почитается японскими искусствоведами красивей­шим архитектурным памятником. Однако общий вид пагоды, особенно ее силуэт по сравнению с пагодой Годзюното мо­настыря Хорюдзи, скорее, противоречит строгой простоте и лаконичности, присущим японскому искусству.

Пагода Якусидзи по высоте (около 36 м) превосходит пагоду Хорюдзи. Ее здание покоится не на стилобате, как Годзюното, а на невысоком одноступенчатом каменном цо­коле.

В отличие от пагоды Хорюдзи, в которой крытая гале­рея-веранда имеется только в первом этаже, в Сандзюното подобные веранды с крышами-навесами есть на каждом этаже, вернее, между этажами. Наличие трех дополнитель­ных крыш-навесов наряду с тремя главными конструктив- ными крышами придает пагоде вид шестиэтажного сооруже­ния 14.

Эти крыши-навесы значительно меньше главных конст­руктивных крыш. Кроме того, сами галереи не опираются на крыши расположенных под ними ярусов, а поддерживаются специальными массивными консолями. В свою очередь, карнизы ярусных крыш поддерживаются отдельной системой консолей, расположенных в два ряда. Цилиндрические стро­пила, несущие карнизы главных крыш, как бы дублируют стропила, несущие площадки галерей. Японцы называют та­кую конструкцию футаноки — двойной карниз.

Такая сложная система кровель и галерей придает сложный и неспокойный ритм вертикальному силуэту па­годы, переходящий и на бронзовый шпиль-сорин и особен­но на его верхушку-о/гЬн. По мнению Г. Пьера [94], Ж- Бюо [66] и других искусствоведов, происхождение суйэн чисто ки­тайское, и исполнен он в стиле эпохи Северо-Вэйского госу­дарства. Суйэн — стилизованное изображение буддийских ан­гелов, пляшущих в языках пламени. Они как бы парят в воз­духе, поддерживая руками священную чашу Лотоса. Одея­ния ангелов и развевающиеся шарфы сплетаются с языками пламени, образуя символический пылающий овал, аналогич­ный буддийской эмблеме Хосю-но тама (откуда и другое название этой части шпиля — коею].

Перегруженный многочисленными деталями силуэт паго­ды производит впечатление менее цельное, монументальное и устойчивое, нежели пагода Годзюното. Напряженный, бес­покойный ритм силуэта придает зданию причудливый ха­рактер. В этом, по-видимому, и усматривают японские ав­торы «изумительную музыку» Сандзюното — восточной па­годы Якусидзи.

Кондо монастыря Якусидзи неоднократно перестраивал­ся (в основном в XII в.) в результате многочисленных пожа­ров, и потому его архитектура не может представлять спе­циального интереса для изучения.

В отличие от древнего ансамбля монастыря Хорюдзи ан­самбль Якусидзи организован в соответствии с китайскими канонами симметричного построения. В Якусидзи не только две пагоды вместо одной, но и две колокольни. Да и распо-

14 Культовые и архитектурные каноны не допускают четного числа ярусов — должно быть 3, 5, 7, 9, 11 ярусов. Имеются сведения, что в VIII в. в Японии существовали семиэтажные пагоды.

 

ложены они по китайской традиции — по обеим (восточной и западной) сторонам кондо. Более того, ансамбль Якусидзи обширнее и застроен гуще. Тем самым потеряна суровая це­лесообразность прекрасной простоты ансамбля Сайин мона­стыря Хорюдзи.

Вместе с тем в Якусидзи ярче проявляется тенденция связать архитектурный ансамбль с окружающим пейзажем. Для этого колокольни обсаживают кедрами, а перед Буцу-кудо располагают пруд.

Архитектурная традиция, начало которой было положе­но в ансамбле Якусидзи, продолжается в VIII в., воплоща­ясь в ансамблях таких знаменитых монастырей, как Тодай-дзи и Тосёдайдзи. Оба монастыря были построены в преде­лах Нара — города, возведенного по образцу китайской столицы Чанъаня. Отсюда и усиление влияния китайской архитектурной традиции. При этом не следует забывать, что и линия развития стиля Сайин—«Западного храма» ансам­бля Хорюдзи не прерывалась.

К 739 г. относится строительство Юмэдоно — кондо (Зо­лотого храма) Восточного ансамбля — Тонн. Юмэдоно — единственное здание ансамбля Тонн, сохранившееся от VIII в.

Юмэдоно (букв. «Павильон сновидений») был сооружен по приказу Гёсин, настоятеля Хорюдзи, на развалинах при­надлежащего Сётоку-Тайси павильона Икаруга15. Хотя Юмэдоно реставрировали в эпоху Камакура, основные его конструкции, по утверждению специалистов [66], не подвер­гались сколько-нибудь серьезным изменениям.

Восьмиугольное в плане здание Юмэдоно покоится на каменном стилобате. Возможно, что в качестве стилобата было использовано основание павильона Икаруга.

Шестнадцать восьмиугольных колонн, восемь из которых расположены снаружи постройки, а восемь внутри, образу­ют, как и в кондо Сайин, интерьер-найдзин и крытую гале- рею-гэдзин. Внутри Юмэдоно сооружен алтарь, знамени­тый бронзовой фигурой Каннон.

На вершине пирамидальной крыши Юмэдоно водружен робан— элемент архитектурного декора, характерный для пагоды. Робан, выполненный в виде урны, украшенной коло-кольцами, помещен над зонтом. Наличие робан и общий вид

15 Согласно храмовому преданию, принц Сётоку-Тайси скончался в этом павильоне в 622 г., а в 643 г. там был умерщвлен врагами из рода Сога его сын. Здание было сожжено.

 

крыши свидетельствует о том, что японские мастера про­должают развивать стиль древнего ансамбля Хорюдзи.

В Юмэдоно довольно прихотливо сочетается архитекту­ра древнего кондо и пагоды Хорюдзи.

Два основных архитектурных стиля этого периода, су­ществуя одновременно, развиваются не изолированно друг от друга. Архитектурный стиль Хорюдзи постепенно начина­ет оказывать влияние на сооружаемые в столице культовые и светские здания. Характерно, что в течение VIII в. почти все, даже семиярусные, пагоды варьируются в стиле самой древней в Японии пагоды Хорюдзи. Архитектурный стиль пагоды Якусидзи не получил распространения — она оста­лась уникальным памятником.

Наличие весьма значительных стилистических особенно­стей (как в VII, так и в VIII в.), присущих и Западному и Восточному ансамблям Хорюдзи, несомненно объясняется существованием там своей собственной архитектурной тра­диции. Возможно, что здесь народилась своеобразная ар­хитектурная школа, из которой вышли японские мастера, сумевшие успешно противостоять необыкновенно сильному в этот период чужеземному влиянию.

Так, известно, что существовавший в конце VII в. мона­стырь Дайандзи, расположенный на территории Нара, был безусловно построен мастерами школы Хорюдзи [106, 10] Дайандзи не сохранился. Полагают, что его девятиярусная пагода была самым высоким в Японии сооружением своего времени.

К моменту начала строительства Нара Хорюдзи сущест­вовал уже почти 100 лет. Он славился как очаг японской учености, обладал большой экономической мощью и поли­тическим влиянием. В нем сосредоточены были огромные материальные и культурные ценности. К началу VIII в. в Хорюдзи могла существовать достаточно окрепшая тради­ционная школа мастерства и уже устоявшийся характерный архитектурный стиль. Усиленное строительство слишком до­рого было вести руками иноземных мастеров, а свои, мест­ные зодчие неизбежно должны были обращаться к привыч­ным добуддийским традициям, обогащая ими достижения корейских и китайских мастеров.

Благодаря своему местоположению за пределами Нара Хорюдзи и в дальнейшем продолжает стоять в стороне от нахлынувшего в Нара китайского влияния.

Последнее обстоятельство также способствовало сохранению в Хорюдзи возникших там специфических особенно­стей архитектурного стиля, который принципиально отли­чается от архитектурного стиля городского ансамбля Нара. В 710 г. началось строительство Нара, первой постоян­ной столицы Японии. До этого времени военно-администра­тивный центр, как правило, перемещался с места на место с воцарением каждого нового государя.

Возможно, что такого рода традиция была связана с не­прерывно продолжавшимися в течение V—VII вв. завоева­тельными походами дружин Ямато против айнов и других племен, населявших территорию острова Хонсю. Оттесняя эти племена все дальше на северо-восток, правители Ямато передвигали на север и свою резиденцию. Земли, захвачен­ные в ходе завоевания, становились владениями правите­ля — тэнно, и он, естественно, стремился приблизить к ним свою резиденцию.

Нара был первым и единственным из известных поселе­ний городского типа государства Ямато VIII в., сведения об архитектуре которого помимо источников (литературных памятников и археологических материалов) можно почерп­нуть и из анализа его зданий, сохранившихся от первона­чальной застройки.

Архитектурные памятники Нанива — другого поселения городского типа, на месте которого расположен современный Осака, со времени своего основания неоднократно подвер­гались существенной перестройке. И о нем и о других го­родах древности сведения настолько скудны, что на основа­нии их пока невозможно судить о характере древнейших японских городов.

По всей вероятности, они ненамного отличались от обыч­ных поселений племени ямато II—V вв., располагавшихся на территории северо-восточной части острова Кюсю и юго-западной части Хонсю.

Нара был первым в Японии большим городом, который с самого начала застраивался по заранее известному во всех подробностях плану. Четкая, детально разработанная планировка города заимствована из Китая, где в эпоху Тан городская архитектура была строго регламентирована. В строительстве китайской столицы Чанъаня с наибольшей полнотой были воплощены архитектурные каноны танского времени. Их-то и стремились скопировать строители Нара. Первая японская столица повторяет в уменьшенных масшта­бах Чанъань. Планы их аналогичны.

План Нара представляет собой почти правильный четы­рехугольник, ориентированный по оси фыншуй, т. е. с се­вера на юг. С востока на запад город простирался пример­но на 10 км, с севера на юг — на 8,5 км [42, 18]. Широкая дорога — «Красная птица», пролегавшая с севера на юг, рассекала город на две примерно равные части: правую и левую. С севера на юг обе части пересекались девятью (как в Чанъане), а с запада на восток — восемью (в Чанъане — девятью) прямыми улицами. Улицы, идущие с севера на юг, были шире, нежели те, что шли с запада на восток. Пере­сечением улиц ограничивались кварталы площадью 12—16га каждый, многие из которых были заняты монастырями — Якусидзи, Кофукудзи (710 г.), Гангодзи (716 г.), Дайандзи (729 г.).

В северной части располагался так называемый «Запрет­ный город» — обнесенная деревянной стеной территория, на которой находился дворец и правительственные постройки. В отличие от Чанъаня весь город Нара не был обнесен сте­нами, так как непосредственной опасности нападения не су­ществовало.

Вокруг дворца и храмов были разбиты парки со специ­ально насаженными там вишневыми, апельсиновыми и дру­гими деревьями, камелиями, глициниями и другими деко­ративными растениями.

Необходимо сразу же отметить, что скопирована была в основном только планировка городского ансамбля в целом. Архитектура городских сооружений Нара с самого начала была отмечена типично японскими чертами. Этому способ­ствовало, вероятно, и то обстоятельство, что в Нара все зда­ния сооружались только из дерева, в то время как в Чанъ­ане для строительства использовали и камень и дерево.

Первоначальные дворцовые постройки не сохранились, так как либо были уничтожены во время пожаров, либо це­ликом перестроены в последующие периоды. Известно толь­ко, что главное здание дворца было покрыто цветной че­репичной крышей, а все его деревянные части в 724 г. впер­вые были окрашены в красный цвет.

Некоторое представление об архитектуре дворца дает Кодо — «Храм проповеди» монастыря Тосёдайдзи. Относи­тельно Кодо существует предположение, что это древний дворец Гэммё, который был в 754 г. подарен монастырю Тосёдайдзи и перенесен на его территорию из «Запретного города».

Кодо, длинное, размером 9 сэнХ4 мэн (16,2X14 м) низкое строение, покоится на невысоком каменном цоколе. Черепичная двускатная крыша иримоядзукури аналогична крышам Кондо Хорюдзи. Крытая светлая галерея-гэдзин, которая окружает здание Кодо, своей простотой и изящест­вом также близка к архитектурному стилю Хорюдзи.

Здания более позднего времени, относящиеся к дворцо­вому комплексу, несомненно продолжают весьма древнюю архитектурную традицию, обнаруживая тесную связь с син­тоистской архитектурой.

Все это позволяет прийти к заключению, что сформиро­вавшийся в общих чертах к моменту строительства столи­цы японский архитектурный стиль оказал большое влияние на архитектуру многих сооружений Нара.

Несомненно, некоторые здания были возведены на тер­ритории города еще до 710 г., а затем передвинуты или ос­тавлены на прежнем месте и включены в городской ан­самбль. По сведениям, приведенным в книге Шарля Тэрри, к концу VII в. (681 г.) на территории будущей Нара насчи­тывалось уже 24 здания [106, 10].

Развитие японского архитектурного стиля продолжается не ослабевая и в последующие десятилетия VIII в., когда строительные работы приобретают все больший размах.

К концу 30-х годов относится ряд указов, знаменующих усиливающееся влияние буддийской церкви. Указом 737 г. по-велевалось, чтобы в каждой провинции был сооружен алтарь во имя буддийской триады. В 740—741 гг. правителям всех провинций было предписано выстроить во вверенных им про­винциях не менее одной семиярусной пагоды, а также один мужской (кокубундзи) и один женский (кокубуннидзи) монастыри.

728—784 годы — это период признанного расцвета япон­ского искусства эпохи Нара, испытавшего сильное чужезем­ное влияние.

Принято считать [66; 93; 106], что в этот период во всех областях искусства преобладало иностранное влияние, при­чем влияние танского искусства было ведущим. Однако да­же при самом беглом знакомстве с наиболее известными архитектурными сооружениями этого периода — Тодайдзи 16

16 Храм Кофукудзи храмового комплекса Тодайдзи, построенный ра­нее 71Ю г., а в 710 г. перенесенный в Нара, был превращен в родовой храм Фудзивара. Храм неоднократно сгорал, и от его первоначальных построек почти ничего не осталось.

и Тосёдайдзи — обращает на себя внимание их тесная связь с древним ансамблем Хорюдзи.

Храм-монастырь Тодайдзи, что в переводе означает «Великий восточный храм», был назван так потому, что он расположен в восточном квартале Нара. Монастырское пре­дание приписывает основание Тодайдзи его первому настоя­телю Робэн, канонизированному буддийской церковью. Ро­бэн (689—773), японец по происхождению, ученик основате­ля секты Кэгой китайского монаха-проповедника Досэн,— выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, почитаемый одним из первых творцов религиозно­го учения рёбусинто. Храмовая легенда в поэтической форме рассказывает о необыкновенных способностях и чудесных деяниях любимого героя японской древности. В ней расска­зывается, что Робэн родился в Сига, в провинции Оми, и в возрасте двух лет был похищен орлом и принесен в синто­истский храм Касуга в Нара, где его усыновил настоятель храма. Ревностно проповедуя учение махаяны, Робэн в то же время почитал религию предков — синто. Робэн руководил работами по сооружению Дайбуцу, статуи «Большого Буд­ды» в монастыре Тодайдзи, призванной знаменовать торже­ство идей рёбусинто.

Тодайдзи был основан, по одной версии, в 728 г., по дру­гой— в 733 г. Строительство монастыря продолжалось 20 с лишним лет, в течение которых был возведен ряд сооруже­ний, составивших архитектурный ансамбль монастыря. То­дайдзи неоднократно перестраивался. Особенно он постра­дал во время междоусобных войн XII в. Из его первоначаль­ных сооружений дошли до нас только одна из колокольных башен храма и большие Южные ворота — Нандаймон, кото­рые были восстановлены в XII в. Но и в том виде, в каком ансамбль Тодайдзи дошел до наших дней, он демонстрирует то же своеобразное сочетание двух архитектурных стилей: стиля восходящего к архитектуре Хорюдзи, в значительной мере продолжающей местные японские традиции, и стиля китайской архитектуры эпохи Тан.

Размещение отдельных зданий ансамбля Тодайдзи про­должает и развивает планировку ансамбля Якусидзи, еще более приближаясь к танскому храмовому ансамблю. Сразу же за Южными воротами направо и налево возвышаются две семиярусные пагоды, каждая из которых окружена крытой галереей четырехугольной формы. По конструкции галерея Тодайдзи напоминает галереи Хорюдзи.

В глубине двора находится кондо, воздвигнутый вокруг колоссального бронзового Дайбуцу. Слева от входа в кондо находится кандайдо — «Баптистерий», в котором хранятся образцы пластики начиная с VII в. Позади кондо, в третьем дворе, расположены друг за другом колокольня, библиотека и здание для проповедей; далее вне главной ограды мона­стыря стоят здания трапезной и другие строения.

Симметричность ансамбля Тодайдзи смягчается разнооб­разием, которое вносит традиционный японский парк, раз­битый на территории монастыря.

Самым древним строением Тодайдзи считается так назы­ваемое кинсёдзи, которое, по-храмовому преданию, было по­строено в 733 г. по проекту Робэн. После пожаров и разру­шений здание также неоднократно перестраивалось, особен­но капитально — в конце XII — начале XIII в. Однако, как полагают, характерные черты здания все же сохранились.

Длинное низкое строение типа амбара подведено под тя­желую двускатную черепичную крышу (напоминающую крыши Хорюдзи), поддерживаемую массивными колоннами красного цвета и прочными балками.

Интерьер кинсёдзи также продолжает стиль кондо ан­самбля Сайин в монастыре Хорюдзи. На панелях, покры­тых составом, напоминающим штукатурку, сохранились в от­дельных местах следы украшавших их росписей.

Монументальные колонны с характерным для стиля Хо­рюдзи энтазисом и расположенные по три в ряд в каждом углу здания тяжелые кронштейны довершают декор интерь­ера.

Колокольня храма отличается простыми и строгими фор­мами. Мощные деревянные столбы и поперечные балки, поддерживающие далеко вынесенную и приподнятую у краев черепичную крышу, придают сооружению массивный и су­ровый характер. На тяжелой перекладине из ствола гигант­ского дерева висит отлитый в 739 г. бронзовый колокол ве­сом в 49 т.

Южные ворота храма Тодайдзи — Нандаймои — пример двухэтажных ворот нарской архитектуры (хотя они и пере­страивались в XII в.) и вместе с тем образец слияния ар­хитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. По замыслу архитектора ворота должны были поражать чело­века размерами и мощью, что достигалось использованием вместо колонн цельных стволов гигантских деревьев высо­той в 21 м.

Главное здание монастыря Тодайдзи кондо (Золотой храм), или, как его еще называют, Дайбуцудэн (храм Ве­ликого Будды), в настоящее время самое большое деревян­ное здание в мире (его высота 500, длина 60, а глубина око­ло 55 м). Как уже отмечалось, кондо в последний раз капи­тально перестроен в 1700 г., в результате чего в его архитек­турный стиль были внесены принципиально новые черты..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.