КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура VI—VIII вв. 2 страница
Интерьер пагоды организует мачта, которая служит осью всех ее ярусов. В культовых целях используется интерьер только одного первого этажа, где мачта обшита четырехугольной опалубкой, все четыре панели которой заняты своеобразной диорамой, датируемой 710 г. Один из сюжетов диорамы— «Успение Будды», может быть, указывает на первоначальное назначение сооружения этого типа как ступы-усыпальницы. В остальном интерьер пагоды, как и кондо, украшен в VII в. преимущественно архитектурным декором. В следующем, VIII в. все больше внимания начинают уделять скульптуре и стенным росписям. Последнее монументальное строение древнего ансамбля — внутренние ворота — тюмон. Тюмон — ворота внутренней ограды монастыря, которые находятся непосредственно перед входом в святилище. Различные хозяйственные строения монастыря располагались за пределами этой ограды. Архитектурная форма такого рода сооружения появляется в Китае в эпоху династии -Суй, т. е. в конце VI — начале VII в. В Японии, как уже отмечалось ранее, она претерпевает довольно существенные изменения в сторону большей свободы композиции. О членении фасада тюмон и своеобразной форме его колонн уже говорилось, изменяются также и пропорции их конструкций. В плане нижнего этажа лестница имеет четыре пролета в ширину и три в глубину (4 /сэнХЗ мэн). Они повторяются и в верхнем этаже. Но по сравнению с лестницами китайских храмов главная лестница тюмон короче и круче. Такое чисто горизонтальное решение придает зданию тюмон большую строгость и спокойную монументальность. Главным украшением тюмон служат колонны и резная балюстрада второго этажа. По обеим сторонам главной лестницы установлены скульптурные изображения стражей святилища — двух Рикиси, датируемых XII в., но выполненных в традиции VIII в. Галерея-кайро ближе всего к синтоистской архитектуре. Ее конструкции предельно просты: двускатная крыша покоится на легких прямых (прямоугольных в сечении) колоннах-столбиках, замкнутых стенами-переборками, прорезанных широкими окнами; отношение высоты окна к ширине — 2:3. Завершающие колонны — конструкции каэрумата (букв. «лягушачье бедро») в форме буквы У — поддерживают карниз и в то же время служат единственным декоративным украшением. Модуль конструкции дверей кайро, определяющийся расстоянием от конька до вершины колонн, который равен расстоянию между колоннами, характерен для конструкций синтоистского храма. Непосредственно к архитектурному стилю Хорюдзи примыкают два интересных памятника японского искусства — Тамамуси-но дзуси (рис. 32) и Татибана-но дзуси10, хранящиеся в алтаре кондо. Оба памятника нельзя рассматривать как настоящие архитектурные памятники. Это лишь миниатюрные копии, макеты храма, помещенного внутри интерьера Золотого храма Хорюдзи. Таким образом, они не являются частью архитектурного ансамбля. Но тот факт, что в них тщательно воспроизведены детали архитектуры того времени, оправдывает привлечение их в качестве источника для изучения архитектурного стиля VII—VIII вв. В VII в. у японской знати был очень распространен обычай сооружения фамильных храмов или хотя бы приобретения для своего жилища скульптурного изображения Будды. С этой целью, видимо, и были изготовлены две дошедшие до нас скинии. Возможно, что этот обычай возник из местной традиции, восходящей к периоду изготовления архитектурных ханива. Во всяком случае, по мнению ряда археологов и искусствоведов (Ж. Бюо, А. Пэйн, Ито Тюта и др.), Тамамуси-но дзуси не имеет аналогии в Корее, хотя его интерьер и носит следы влияния корейского стиля. Тамамуси-но дзуси датируется началом, а Татибана-но дзуси — концом VII в. Храм Тамамуси — миниатюрное подобие кондо монастыря Хорюдзи — представляет большой интерес также и потому, что он является хорошо сохранившимся образцом деревянного зодчества того времени и соединяет в себе черты храмовой и дворцовой архитектуры. Высота храма — 233 см. Здание состоит из двух частей: нижняя часть — цоколь, а верхняя — собственно храм, построенный наподобие дворцового здания. Все части сделаны из японского кипариса хиноки и покрыты черным лаком. В отличие от двухъярусного кондо храм-дворец Тамамуси— одноэтажный (нижний ярус заменен здесь высоким цо- 10 Тамамуси — жук (СгузооЬсоа с1е§апз), радужные, переливающиеся надкрылья которого напоминают украшения дверей храма. Дзуси— «скиния», «переносное святилище». Татибана — фамилия потомков сына Нанива-о Сётоку-Тайси.
колем), покрыт медной крышей типа иримоя11 с фронтоном. Четырехгранные (квадратного сечения), как в Хорюдзи, колонны поддерживают свод, карнизы здания опираются на кронштейны. Все архитектурное сооружение производит впечатление легкости и изящества. Остов здания, верхние части колонн и балконы украшены мастерски обработанными ажурными бронзовыми решетками и позолоченными пластинами, сквозь прорези которых просвечивает оригинальная декоративная инкрустация Тамамуси. Здание имеет одну дверь в передних стенках и две в боковых. Окна отсутствуют. Внутренние.панели украшены небольшими барельефами на позолоченных пластинах с изображением Будды и лаковыми росписями (красным, желтым и зеленым лаком по черному лаковому фону). Татибана-но дзуси внешне не является законченным воспроизведением храмового сооружения. Его крыша в форме усеченной пирамиды с двумя карнизами-^г/каэсы имеет явно незавершенный характер. Однако расположение стропил аналогично конструкции плафона в кондо. Оформление интерьера обеих скиний, особенно ранней Тамамуси, помогает дополнить представление о характере храмового интерьера VII в., воплотившемся прежде всего в кондо. Интерьер Тамамуси в том виде, в каком он 'Сохранился до наших дней (известно, что статуэтки были украдены из него в X в.),— это сочетание многообразной по материалу и технике, преимущественно бронзовой скульптуры, лаковых росписей, резьбы по дереву и металлу. Стремлением к синтезу различных видов искусства в храмовом интерьере в еще большей степени отмечен интерьер Татибана-но дзуси, лаконичная структура которого противопоставляется пышному декору стенных лаковых росписей и резьбы по металлу. Видимо, в архитектурном интерьере в этот период еще не было достигнуто стилистическое единство. Но эта особенность присуща и другим видам искусства Японии в период VII—VIII вв. Весьма интересно само по себе наличие в обеих скиниях стенных росписей, позволяющих предположить, что помимо очень плохо сохранивши-хся и потому трудно поддающихся 11 Иримоя — частный случай типа сикоробуки, внешне похожая на современную японскую крышу, хотя на самом деле она комбинируется из шатровой и остроконечной двускатной крыши.
датировке росписей кондо были и другие росписи, до нас не дошедшие. Недавно обнаруженные в кондо рисунки, сделанные прямо по дереву на балках здания, которые приписываются японским мастерам — строителям храма, также свидетельствуют о существовавшем в VII в. обычае украшения интерьера стенными росписями. Влияние древней гармонически ясной архитектуры Хо-рюдзи на архитектурный стиль культовых буддийских сооружений VII—X вв. очень велико. По образцу Хорюдзи в VII—VIII вв. строится целый ряд храмовых ансамблей. Продолжал обстраиваться и комплекс монастыря Хорюдзи. К первой половине VII в. относится и расположенная примерно в 700 м к северу от Хорюдзи трехъярусная пагода Хоккидзи, или Окамотодэра 12. Архитектурный стиль и конструкции этой пагоды, значительно меньшей по размерам, чем пагода Хорюдзи, аналогичны последней: таков же энтазис колонн, те же внешние консоли кумогата. В отличие от Хорюдзи пагода Хоккидзи расположена на той же поперечной оси, что и кондо, но поставлена не к западу от него, а к востоку. В конце VII — начале VIII в. в архитектурном стиле Японии происходят значительные сдвиги. Ставшие более регулярными связи с материком усиливают приток мастеров, в том числе и зодчих, которые все шире начинают насаждать привычный для них стиль. Китайские мастера постепенно вытесняют корейских. Активизирующийся процесс перенесения на японскую почву особенностей китайского архитектурного стиля отразился прежде всего на храмовом комплексе Якусидзи. Якусидзи, или Ниси-но кё 13,— один из семи знаменитых монастырей, созданных в VII—VIII вв. (Тодайдзи, Кофу- 12 Одна из версий считает основателем пагоды Хоккидзи Сётоку-Тайси и датирует ее создание не позднее 622 г., т. е. годом смерти Сётоку-Тайси. 13 Среди преданий монастыря есть одно, рассказывающее о его основании: «В 680 году супруга Тэмму заболела, и никто не мог ей помочь. Тогда она дала обет установить изображение Якуси («Целителя»), если ее жизнь будет спасена. После ее выздоровления Тэмму приказал выполнить ее обет, но перед самым окончанием работ скончался. Наследовавшая ему Дзито приказала продолжать работы, которые и были завершены в 697 году». Позднее были возведены другие сооружения, пагоды и пр. В 717 г., через 7 лет после начала строительства Нара, Якусидзи сгорел. В 718 г. храмы из Окамото и Такаити были перемещены в новую столицу и поставлены на месте Якусидзи. Они-то и составили ансамбль, известный ныне под именем монастыря Якусидзи.
кудзи, Хорюдзи, Хориндзи, Кангодзи, Дайандзи), до 710 г. был расположен в Асука. После перенесения в 718 г. из Асу-ка в Нара храмовый комплекс Якусидзи был значительно расширен. По преданию, в том же 718 г. была построена знаменитая пагода этого храма — Сандзюното. Ансамбль Якусидзи, несмотря на то, что он неоднократно подвергался перестройке, во многом повторяет храмовый комплекс Хорюдзи. Так же как и в Хорюдзи, кондо, пагоды, колокольни-гёро, расположенные во внутренней части монастыря, отделены от остальной части оградой с монументальными воротами тю-мон, в которой находится дайкодо (храм проповедей), дзи-кидо (трапезная) и другие постройки хозяйственного характера. Аналогичны конструкции и назначение галерей-кайро. Однако в отличие от Хорюдзи в Якусидзи появляется уже не одна пагода, а две — восточная и западная, хотя здание кондо по-прежнему со всех сторон открыто для обозрения и расположено на оси с юга на север. Справа и слева от кондо — две низкие открытые коло-кольни-сёро. Одна из них была первоначально связана с находящимся вблизи пагоды небольшим строением, так называемым Буцукудо (святилище), в котором хранится храмовая реликвия — мраморная плита с вырезанной на ней каллиграфической надписью, восхваляющей Будду. Поскольку традиция относит установку плиты к годам правления Гэммё (708—715), то и сооружение Буцукудо следует датировать временем, не позднее конца второго десятилетия VIII в. Перед Буцукудо был сооружен пруд с лотосами, в водах которого отражалась и 'восточная пагода Сандзюното. Трехъярусная пагода Сандзюното (единственная сохранившаяся) почитается японскими искусствоведами красивейшим архитектурным памятником. Однако общий вид пагоды, особенно ее силуэт по сравнению с пагодой Годзюното монастыря Хорюдзи, скорее, противоречит строгой простоте и лаконичности, присущим японскому искусству. Пагода Якусидзи по высоте (около 36 м) превосходит пагоду Хорюдзи. Ее здание покоится не на стилобате, как Годзюното, а на невысоком одноступенчатом каменном цоколе. В отличие от пагоды Хорюдзи, в которой крытая галерея-веранда имеется только в первом этаже, в Сандзюното подобные веранды с крышами-навесами есть на каждом этаже, вернее, между этажами. Наличие трех дополнительных крыш-навесов наряду с тремя главными конструктив- ными крышами придает пагоде вид шестиэтажного сооружения 14. Эти крыши-навесы значительно меньше главных конструктивных крыш. Кроме того, сами галереи не опираются на крыши расположенных под ними ярусов, а поддерживаются специальными массивными консолями. В свою очередь, карнизы ярусных крыш поддерживаются отдельной системой консолей, расположенных в два ряда. Цилиндрические стропила, несущие карнизы главных крыш, как бы дублируют стропила, несущие площадки галерей. Японцы называют такую конструкцию футаноки — двойной карниз. Такая сложная система кровель и галерей придает сложный и неспокойный ритм вертикальному силуэту пагоды, переходящий и на бронзовый шпиль-сорин и особенно на его верхушку-о/гЬн. По мнению Г. Пьера [94], Ж- Бюо [66] и других искусствоведов, происхождение суйэн чисто китайское, и исполнен он в стиле эпохи Северо-Вэйского государства. Суйэн — стилизованное изображение буддийских ангелов, пляшущих в языках пламени. Они как бы парят в воздухе, поддерживая руками священную чашу Лотоса. Одеяния ангелов и развевающиеся шарфы сплетаются с языками пламени, образуя символический пылающий овал, аналогичный буддийской эмблеме Хосю-но тама (откуда и другое название этой части шпиля — коею]. Перегруженный многочисленными деталями силуэт пагоды производит впечатление менее цельное, монументальное и устойчивое, нежели пагода Годзюното. Напряженный, беспокойный ритм силуэта придает зданию причудливый характер. В этом, по-видимому, и усматривают японские авторы «изумительную музыку» Сандзюното — восточной пагоды Якусидзи. Кондо монастыря Якусидзи неоднократно перестраивался (в основном в XII в.) в результате многочисленных пожаров, и потому его архитектура не может представлять специального интереса для изучения. В отличие от древнего ансамбля монастыря Хорюдзи ансамбль Якусидзи организован в соответствии с китайскими канонами симметричного построения. В Якусидзи не только две пагоды вместо одной, но и две колокольни. Да и распо- 14 Культовые и архитектурные каноны не допускают четного числа ярусов — должно быть 3, 5, 7, 9, 11 ярусов. Имеются сведения, что в VIII в. в Японии существовали семиэтажные пагоды.
ложены они по китайской традиции — по обеим (восточной и западной) сторонам кондо. Более того, ансамбль Якусидзи обширнее и застроен гуще. Тем самым потеряна суровая целесообразность прекрасной простоты ансамбля Сайин монастыря Хорюдзи. Вместе с тем в Якусидзи ярче проявляется тенденция связать архитектурный ансамбль с окружающим пейзажем. Для этого колокольни обсаживают кедрами, а перед Буцу-кудо располагают пруд. Архитектурная традиция, начало которой было положено в ансамбле Якусидзи, продолжается в VIII в., воплощаясь в ансамблях таких знаменитых монастырей, как Тодай-дзи и Тосёдайдзи. Оба монастыря были построены в пределах Нара — города, возведенного по образцу китайской столицы Чанъаня. Отсюда и усиление влияния китайской архитектурной традиции. При этом не следует забывать, что и линия развития стиля Сайин—«Западного храма» ансамбля Хорюдзи не прерывалась. К 739 г. относится строительство Юмэдоно — кондо (Золотого храма) Восточного ансамбля — Тонн. Юмэдоно — единственное здание ансамбля Тонн, сохранившееся от VIII в. Юмэдоно (букв. «Павильон сновидений») был сооружен по приказу Гёсин, настоятеля Хорюдзи, на развалинах принадлежащего Сётоку-Тайси павильона Икаруга15. Хотя Юмэдоно реставрировали в эпоху Камакура, основные его конструкции, по утверждению специалистов [66], не подвергались сколько-нибудь серьезным изменениям. Восьмиугольное в плане здание Юмэдоно покоится на каменном стилобате. Возможно, что в качестве стилобата было использовано основание павильона Икаруга. Шестнадцать восьмиугольных колонн, восемь из которых расположены снаружи постройки, а восемь внутри, образуют, как и в кондо Сайин, интерьер-найдзин и крытую гале- рею-гэдзин. Внутри Юмэдоно сооружен алтарь, знаменитый бронзовой фигурой Каннон. На вершине пирамидальной крыши Юмэдоно водружен робан— элемент архитектурного декора, характерный для пагоды. Робан, выполненный в виде урны, украшенной коло-кольцами, помещен над зонтом. Наличие робан и общий вид 15 Согласно храмовому преданию, принц Сётоку-Тайси скончался в этом павильоне в 622 г., а в 643 г. там был умерщвлен врагами из рода Сога его сын. Здание было сожжено.
крыши свидетельствует о том, что японские мастера продолжают развивать стиль древнего ансамбля Хорюдзи. В Юмэдоно довольно прихотливо сочетается архитектура древнего кондо и пагоды Хорюдзи. Два основных архитектурных стиля этого периода, существуя одновременно, развиваются не изолированно друг от друга. Архитектурный стиль Хорюдзи постепенно начинает оказывать влияние на сооружаемые в столице культовые и светские здания. Характерно, что в течение VIII в. почти все, даже семиярусные, пагоды варьируются в стиле самой древней в Японии пагоды Хорюдзи. Архитектурный стиль пагоды Якусидзи не получил распространения — она осталась уникальным памятником. Наличие весьма значительных стилистических особенностей (как в VII, так и в VIII в.), присущих и Западному и Восточному ансамблям Хорюдзи, несомненно объясняется существованием там своей собственной архитектурной традиции. Возможно, что здесь народилась своеобразная архитектурная школа, из которой вышли японские мастера, сумевшие успешно противостоять необыкновенно сильному в этот период чужеземному влиянию. Так, известно, что существовавший в конце VII в. монастырь Дайандзи, расположенный на территории Нара, был безусловно построен мастерами школы Хорюдзи [106, 10] Дайандзи не сохранился. Полагают, что его девятиярусная пагода была самым высоким в Японии сооружением своего времени. К моменту начала строительства Нара Хорюдзи существовал уже почти 100 лет. Он славился как очаг японской учености, обладал большой экономической мощью и политическим влиянием. В нем сосредоточены были огромные материальные и культурные ценности. К началу VIII в. в Хорюдзи могла существовать достаточно окрепшая традиционная школа мастерства и уже устоявшийся характерный архитектурный стиль. Усиленное строительство слишком дорого было вести руками иноземных мастеров, а свои, местные зодчие неизбежно должны были обращаться к привычным добуддийским традициям, обогащая ими достижения корейских и китайских мастеров. Благодаря своему местоположению за пределами Нара Хорюдзи и в дальнейшем продолжает стоять в стороне от нахлынувшего в Нара китайского влияния. Последнее обстоятельство также способствовало сохранению в Хорюдзи возникших там специфических особенностей архитектурного стиля, который принципиально отличается от архитектурного стиля городского ансамбля Нара. В 710 г. началось строительство Нара, первой постоянной столицы Японии. До этого времени военно-административный центр, как правило, перемещался с места на место с воцарением каждого нового государя. Возможно, что такого рода традиция была связана с непрерывно продолжавшимися в течение V—VII вв. завоевательными походами дружин Ямато против айнов и других племен, населявших территорию острова Хонсю. Оттесняя эти племена все дальше на северо-восток, правители Ямато передвигали на север и свою резиденцию. Земли, захваченные в ходе завоевания, становились владениями правителя — тэнно, и он, естественно, стремился приблизить к ним свою резиденцию. Нара был первым и единственным из известных поселений городского типа государства Ямато VIII в., сведения об архитектуре которого помимо источников (литературных памятников и археологических материалов) можно почерпнуть и из анализа его зданий, сохранившихся от первоначальной застройки. Архитектурные памятники Нанива — другого поселения городского типа, на месте которого расположен современный Осака, со времени своего основания неоднократно подвергались существенной перестройке. И о нем и о других городах древности сведения настолько скудны, что на основании их пока невозможно судить о характере древнейших японских городов. По всей вероятности, они ненамного отличались от обычных поселений племени ямато II—V вв., располагавшихся на территории северо-восточной части острова Кюсю и юго-западной части Хонсю. Нара был первым в Японии большим городом, который с самого начала застраивался по заранее известному во всех подробностях плану. Четкая, детально разработанная планировка города заимствована из Китая, где в эпоху Тан городская архитектура была строго регламентирована. В строительстве китайской столицы Чанъаня с наибольшей полнотой были воплощены архитектурные каноны танского времени. Их-то и стремились скопировать строители Нара. Первая японская столица повторяет в уменьшенных масштабах Чанъань. Планы их аналогичны. План Нара представляет собой почти правильный четырехугольник, ориентированный по оси фыншуй, т. е. с севера на юг. С востока на запад город простирался примерно на 10 км, с севера на юг — на 8,5 км [42, 18]. Широкая дорога — «Красная птица», пролегавшая с севера на юг, рассекала город на две примерно равные части: правую и левую. С севера на юг обе части пересекались девятью (как в Чанъане), а с запада на восток — восемью (в Чанъане — девятью) прямыми улицами. Улицы, идущие с севера на юг, были шире, нежели те, что шли с запада на восток. Пересечением улиц ограничивались кварталы площадью 12—16га каждый, многие из которых были заняты монастырями — Якусидзи, Кофукудзи (710 г.), Гангодзи (716 г.), Дайандзи (729 г.). В северной части располагался так называемый «Запретный город» — обнесенная деревянной стеной территория, на которой находился дворец и правительственные постройки. В отличие от Чанъаня весь город Нара не был обнесен стенами, так как непосредственной опасности нападения не существовало. Вокруг дворца и храмов были разбиты парки со специально насаженными там вишневыми, апельсиновыми и другими деревьями, камелиями, глициниями и другими декоративными растениями. Необходимо сразу же отметить, что скопирована была в основном только планировка городского ансамбля в целом. Архитектура городских сооружений Нара с самого начала была отмечена типично японскими чертами. Этому способствовало, вероятно, и то обстоятельство, что в Нара все здания сооружались только из дерева, в то время как в Чанъане для строительства использовали и камень и дерево. Первоначальные дворцовые постройки не сохранились, так как либо были уничтожены во время пожаров, либо целиком перестроены в последующие периоды. Известно только, что главное здание дворца было покрыто цветной черепичной крышей, а все его деревянные части в 724 г. впервые были окрашены в красный цвет. Некоторое представление об архитектуре дворца дает Кодо — «Храм проповеди» монастыря Тосёдайдзи. Относительно Кодо существует предположение, что это древний дворец Гэммё, который был в 754 г. подарен монастырю Тосёдайдзи и перенесен на его территорию из «Запретного города». Кодо, длинное, размером 9 сэнХ4 мэн (16,2X14 м) низкое строение, покоится на невысоком каменном цоколе. Черепичная двускатная крыша иримоядзукури аналогична крышам Кондо Хорюдзи. Крытая светлая галерея-гэдзин, которая окружает здание Кодо, своей простотой и изяществом также близка к архитектурному стилю Хорюдзи. Здания более позднего времени, относящиеся к дворцовому комплексу, несомненно продолжают весьма древнюю архитектурную традицию, обнаруживая тесную связь с синтоистской архитектурой. Все это позволяет прийти к заключению, что сформировавшийся в общих чертах к моменту строительства столицы японский архитектурный стиль оказал большое влияние на архитектуру многих сооружений Нара. Несомненно, некоторые здания были возведены на территории города еще до 710 г., а затем передвинуты или оставлены на прежнем месте и включены в городской ансамбль. По сведениям, приведенным в книге Шарля Тэрри, к концу VII в. (681 г.) на территории будущей Нара насчитывалось уже 24 здания [106, 10]. Развитие японского архитектурного стиля продолжается не ослабевая и в последующие десятилетия VIII в., когда строительные работы приобретают все больший размах. К концу 30-х годов относится ряд указов, знаменующих усиливающееся влияние буддийской церкви. Указом 737 г. по-велевалось, чтобы в каждой провинции был сооружен алтарь во имя буддийской триады. В 740—741 гг. правителям всех провинций было предписано выстроить во вверенных им провинциях не менее одной семиярусной пагоды, а также один мужской (кокубундзи) и один женский (кокубуннидзи) монастыри. 728—784 годы — это период признанного расцвета японского искусства эпохи Нара, испытавшего сильное чужеземное влияние. Принято считать [66; 93; 106], что в этот период во всех областях искусства преобладало иностранное влияние, причем влияние танского искусства было ведущим. Однако даже при самом беглом знакомстве с наиболее известными архитектурными сооружениями этого периода — Тодайдзи 16 16 Храм Кофукудзи храмового комплекса Тодайдзи, построенный ранее 71Ю г., а в 710 г. перенесенный в Нара, был превращен в родовой храм Фудзивара. Храм неоднократно сгорал, и от его первоначальных построек почти ничего не осталось. и Тосёдайдзи — обращает на себя внимание их тесная связь с древним ансамблем Хорюдзи. Храм-монастырь Тодайдзи, что в переводе означает «Великий восточный храм», был назван так потому, что он расположен в восточном квартале Нара. Монастырское предание приписывает основание Тодайдзи его первому настоятелю Робэн, канонизированному буддийской церковью. Робэн (689—773), японец по происхождению, ученик основателя секты Кэгой китайского монаха-проповедника Досэн,— выдающийся церковный деятель, философ, писатель и художник, почитаемый одним из первых творцов религиозного учения рёбусинто. Храмовая легенда в поэтической форме рассказывает о необыкновенных способностях и чудесных деяниях любимого героя японской древности. В ней рассказывается, что Робэн родился в Сига, в провинции Оми, и в возрасте двух лет был похищен орлом и принесен в синтоистский храм Касуга в Нара, где его усыновил настоятель храма. Ревностно проповедуя учение махаяны, Робэн в то же время почитал религию предков — синто. Робэн руководил работами по сооружению Дайбуцу, статуи «Большого Будды» в монастыре Тодайдзи, призванной знаменовать торжество идей рёбусинто. Тодайдзи был основан, по одной версии, в 728 г., по другой— в 733 г. Строительство монастыря продолжалось 20 с лишним лет, в течение которых был возведен ряд сооружений, составивших архитектурный ансамбль монастыря. Тодайдзи неоднократно перестраивался. Особенно он пострадал во время междоусобных войн XII в. Из его первоначальных сооружений дошли до нас только одна из колокольных башен храма и большие Южные ворота — Нандаймон, которые были восстановлены в XII в. Но и в том виде, в каком ансамбль Тодайдзи дошел до наших дней, он демонстрирует то же своеобразное сочетание двух архитектурных стилей: стиля восходящего к архитектуре Хорюдзи, в значительной мере продолжающей местные японские традиции, и стиля китайской архитектуры эпохи Тан. Размещение отдельных зданий ансамбля Тодайдзи продолжает и развивает планировку ансамбля Якусидзи, еще более приближаясь к танскому храмовому ансамблю. Сразу же за Южными воротами направо и налево возвышаются две семиярусные пагоды, каждая из которых окружена крытой галереей четырехугольной формы. По конструкции галерея Тодайдзи напоминает галереи Хорюдзи. В глубине двора находится кондо, воздвигнутый вокруг колоссального бронзового Дайбуцу. Слева от входа в кондо находится кандайдо — «Баптистерий», в котором хранятся образцы пластики начиная с VII в. Позади кондо, в третьем дворе, расположены друг за другом колокольня, библиотека и здание для проповедей; далее вне главной ограды монастыря стоят здания трапезной и другие строения. Симметричность ансамбля Тодайдзи смягчается разнообразием, которое вносит традиционный японский парк, разбитый на территории монастыря. Самым древним строением Тодайдзи считается так называемое кинсёдзи, которое, по-храмовому преданию, было построено в 733 г. по проекту Робэн. После пожаров и разрушений здание также неоднократно перестраивалось, особенно капитально — в конце XII — начале XIII в. Однако, как полагают, характерные черты здания все же сохранились. Длинное низкое строение типа амбара подведено под тяжелую двускатную черепичную крышу (напоминающую крыши Хорюдзи), поддерживаемую массивными колоннами красного цвета и прочными балками. Интерьер кинсёдзи также продолжает стиль кондо ансамбля Сайин в монастыре Хорюдзи. На панелях, покрытых составом, напоминающим штукатурку, сохранились в отдельных местах следы украшавших их росписей. Монументальные колонны с характерным для стиля Хорюдзи энтазисом и расположенные по три в ряд в каждом углу здания тяжелые кронштейны довершают декор интерьера. Колокольня храма отличается простыми и строгими формами. Мощные деревянные столбы и поперечные балки, поддерживающие далеко вынесенную и приподнятую у краев черепичную крышу, придают сооружению массивный и суровый характер. На тяжелой перекладине из ствола гигантского дерева висит отлитый в 739 г. бронзовый колокол весом в 49 т. Южные ворота храма Тодайдзи — Нандаймои — пример двухэтажных ворот нарской архитектуры (хотя они и перестраивались в XII в.) и вместе с тем образец слияния архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом. По замыслу архитектора ворота должны были поражать человека размерами и мощью, что достигалось использованием вместо колонн цельных стволов гигантских деревьев высотой в 21 м. Главное здание монастыря Тодайдзи кондо (Золотой храм), или, как его еще называют, Дайбуцудэн (храм Великого Будды), в настоящее время самое большое деревянное здание в мире (его высота 500, длина 60, а глубина около 55 м). Как уже отмечалось, кондо в последний раз капитально перестроен в 1700 г., в результате чего в его архитектурный стиль были внесены принципиально новые черты..
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |