КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформа Тайка и ее роль в истории культуры японского общества VI—VII вв. 2 страница
Статьи 7—13 XXVIII свитка касаются поимки и возвращения беглых рабов, а также наказания за насильственное обращение в рабство, запрещения самопродажи в рабство и продажи в рабство детей. До сих пор еще не установлено общее количество рабов в Японии в VI—VIII вв. Скорее всего, оно не превышало 3—5% всего населения. Источники ничего не сообщают о существовании латифундий, основанных на рабском труде, но вообще доля его в производстве, в экономике страны незначительна. В конце VII — начале VIII в. феодальный способ производства стал преобладающим. И это в полной мере отражено первым в японском государстве сводом законов. В общих чертах содержание «Тайхорё» сводится к следующему. Как это уже было провозглашено в манифесте Тайка в 646 г., вся земля объявлялась собственностью государя. Вместо существовавших ранее форм землепользования вводилась единая система надельного землепользования, сформулированная так называемыми мёхо-хакасэ (учеными-специалистами в области китайского права). Земельный закон — Та-но рё, помещенный в XI свитке, является законодательным воплощением надельной системы. В статьях Земельного закона отражено землеустройство того времени, которое зиждется на принципах надельной системы. Землеустройство, как оно отражено в кодексе «Тайхорё», представляет собой сочетание развивающейся феодальной системы с существующим еще наряду с ней, вернее, внутри нее, рабовладельческим укладом. Такая картина довольно типична для становления раннефеодального государства. Земля, целиком принадлежавшая государю, состояла из пахотных земель, имеющих оросительную сеть, и целины. Пахотные земли в большей своей части раздавались в виде различных наделов свободному населению; определенная часть пахотной земли была передана в бессрочное пользование почтовым дворам, буддийским монастырям и учреждениям, обслуживающим царский двор. Оставшаяся после всех этих раздач пахотная земля частично раздавалась в виде подушных наделов государственным рабам, частью обрабатывалась привлекаемым к несению рабочей повинности свободным населением или теми же государственными рабами, частью сдавалась в аренду на разных условиях, либо только с одним условием — обязательного возврата земельного участка через шесть лет. Целинные земли составляли запасной земельный фонд. Из него население получало участки на длительное пользование сроком на несколько поколений. В 743 г. специальным указом эти земли были превращены в вечные владения. Подушные наделы — кубундэн— получало пожизненно все свободное население старше пяти лет, а также государственные рабы. Размер такого надела достигал 2 тан для мужчин и 1 '/з — для женщин. Ранговая аристократия и чиновники получали ранговые (идэн) и должностные (сикидэн) наделы на срок, соответствующий присвоению ранга или пребывания в должности. Размер первых колебался от 80 до 40 те, вторых — от 40 до 20 те. Кроме названных существовали еще жалованные наделы (сидэн) и наделы за заслуги (кодэн), которые давались пожизненно или бессрочно. Прямое отношение к землеустройству имели также две категории «кормовых» и «сезонных» пожалований. В качестве кормового пожалования лицо, которому оно давалось, получало в свое распоряжение приписные жалованные дворы на условиях взимания в свою пользу половины причитающегося с них земельного налога, а подать и рабочие повинности целиком шли в пользу лица, награждаемого пожалованием. Такого рода пожалования полагались членам царского рода, высшим сановникам и в виде исключения буддийским монастырям. Количество приписных дворов достигало огромной цифры — 3 тыс., самое маленькое кормовое пожалование состояло из 100 дворов. Сезонные пожалования в виде шелковых тканей и холстов, железных мотыг и ваты также полагались правящей верхушке. Все земли подлежали обложению, начислявшемуся с площади. От обложения освобождались только земли монастырей и вновь распаханные целинные земли. Земельный налог был равен 2 соку 2 ха риса (т. е. по-видимому, примерно 2 меры) с 1 тана (9,9 акра) земли. Налог начислялся независимо от качества почвы и величины урожая. Кроме земельного налога для всех работоспособных мужчин, принадлежавших к «доброму народу» и «подлому народу», существовали еще обязательные подати и повинности. В свитке X «Тайхорё» заключается специальный закон, им посвященный. Согласно закону, каждый взрослый трудоспособный мужчина в возрасте от 17 до 65 лет облагается податью, взимавшейся шелковыми тканями, ватой и холстом, а также различными изделиями ремесла (циновками, бочками и изделиями из железа и пр.), солью, съедобными раковинами, водорослями, жиром и другими пищевыми продуктами. Размер подати соответствовал примерно 8 сяку 5 суп (около 5 м) шелковой ткани, 8 рё шелка-сырца, 1 кап (3,75 кг) шелковой ваты и 2 дзё 6 сяку (около 12 м) холста (или, если она взималась в других продуктах, ее размер определялся из расчета стоимости шелка и холста). Повинностями облагалось мужское население в возрасте от 21 до 65 лет сроком на 10 дней в году. Вместо них разрешалось вносить дополнительные подати или выставлять заместителя — раба или наемника. Помимо этого существовал ряд других повинностей, например дзсщуё — для работ по орошению земель, ремонту дорог и прочего, сроком не более 60 дней в году. Ремесленники должны были изготовлять для двора топоры, мотыги, серпы и пр. К рабочей повинности также относился набор слуг для правительственных учреждений. Несомненно, что все эти повинности ложились тяжким бременем на население и вызывали сильное недовольство. Указы 757, 795 и других годов, сокращающие до 30 дней срок рабочей повинности, вызваны, видимо, усилением недовольства «доброго народа», т. е. крестьянства. Скудная документация VIII в. все же дает материал, который позволяет сделать заключение, что все главные постройки этого времени осуществлялись руками свободных рёмин. Налого- вые и податные реестры провинции Ямато за 730 г. сообщают, что по всей провинции имеется всего 300 человек казенных ра'бов. По документам Сёсоин воссоздается картина строительства монастырского комплекса Тодайдзи — одного из самых больших сооружений Японии. Из них явствует, что вся тяжесть работ пала на плечи надельных крестьян, согнанных со всей страны в порядке несения рабочей повинности. Таким образом, как «Тайхорё», так и другие источники показывают, что главной формой эксплуатации в VII— VIII вв. была феодальная. Об укреплении феодальной системы, идеи феодальной иерархии свидетельствует ее административная система, структура государственного аппарата сверху донизу, отличающаяся разветвленной и сложной, но строгой централизацией. По этой системе центральный правительственный аппарат делился на две части: на Дзингикан — совет (или департамент), ведающий религиозным ритуалом, причем имелся в виду исключительно синтоизм, и Дайдзёкан — Государственный великий совет, ведавший светскими делами и стоявший во главе всего гражданского управления. Великий совет состоял из канцлера — дадзёдайдзин и двух министров — старшего «левого» — садайдзин и младшего «правого» — удайдзин, заместителя садайдзин. Дайдзёкан подчинялся Дайнагонкёку («секретариату») — главному исполнительному органу во главе с дайнагоном («великим советником»). Ему подчинялись четыре тюнагон (средних) и три сёнагон (младших) советника. Садайдзину подчинялся садайбэн— «левый контролер», которому, в свою очередь, были подчинены четыре министерства: 1) Накацукаса (или Тюмусё), так называемое министерство центра,— непосредственный канал между царем и его окружением и административным аппаратом (ему же, кстати, подчинялись царские астрологи и лица, ведающие календарем); 2) Сикибусё — министерство чинов и церемоний; 3) Дзибусё— министерство управления или гражданских дел; 4) Мимбусё— министерство по народным делам. «Правому контролеру» — удайбэн, который подчинялся удайдзин, приданы были четыре других министерства: 1) Хёбусё — военное министерство; 2) Гёбусё — министерство юстиции (суда и наказаний); 3) Окурасё — министерство сокровищ; 4) Кунайсё — министерство двора, т. е. царского хозяйства. Мимбусё (министерство по народным делам) ведало переписью населения, составлением налоговых и прочих реестров и различными делами, связанными с земледелием. Министерство сокровищ — Окурасё — ведало податями и повинностями, его чиновники составляли подворные реестры, на основании которых взимались подати и население привлекалось к несению повинностей. Помимо всех этих министерств и ведомств существовало Главное полицейское управление — Дандзёдай, которое, видимо, непосредственно подчинялось дадзёдайдзину. Административный аппарат всей страны соответствовал его административному делению, сложившемуся после реформы Тайка. Вся страна была поделена на провинции — купи, которые управлялись кокуси во главе с губернатором— кощею. Провинция делилась на уезды — гун, или кори, управлявшиеся гундзи во главе с тайрё. В начале VIII в. в результате реформы было образовано 66 провинций, состоящих из 592 уездов. Кроме того, в столице и в Нанива (Суэцу) было создано городское управление4, а на юге и на северо-востоке — два генерал-губернаторства — дадзайфу (на Кюсю) и тиндзифу (на севере Хонсю). Низшая ступень администрации состояла из трех категорий: сельского старосты — ритё (главы поселения — ри, которое состояло из 50 дворов), старшины пятидворья— гохотё и, наконец, хозяина двора — коею. Коею отвечал за внесение налогов, податей и выполнение повинностей членами своего двора или семьи; старшина пятидворья, кроме того, следил еще за передвижением и всеми поступками всех членов вверенной ему административной единицы, т. е. фактически осуществлял полицейский надзор и наблюдение за прикреплением крестьян к земле. Деревенский староста осуществлял все эти функции в пределах всего селения и подчинялся непосредственно тайрё, в руках которого сосредоточивался надзор за всеми сторонами жизни населения, подлежащего обложению податями. Таким образом, «Тайхорё» фиксирует феодальную систему, базирующуюся на государственной монополии на землю, благодаря которой осуществлялась эксплуатация крестьянства. Фактически крестьянство уже потеряло свободу, оказавшись прикрепленным к земле при помощи весьма строгой 4 Нанива с 683 г. управлялся специальным губернатором — тайфу, стоявшим во главе совета — сики. В 793 г. сики был упразднен. регламентации своего положения (юридического и экономического). Свободные члены общины потеряли права на пахотную землю и угодья и лишились орудий производства. Будучи внесенными в земельные и податные кадастры, они оказались принужденными навсегда оставаться там, где застала их регистрация, так как в другом месте они надела не получили бы. Кроме того, статьи свитка VIII, касающиеся обязанностей старшины пятидворья и всего селения, говорят о поимке и возвращении беглых крестьян. Иными словами, здесь уже прямо идет речь о насильственном прикреплении к земле. Но в том же «Тайхорё» имеются категории землепользования, которые открывают самые широкие возможности для превращения этих земель в частные владения, а сидящих на них крестьян — в частновладельческих. Это прежде всего так называемые «приписные дворы» — дзикифу. Лица, первоначально получившие эти государственные владения в пользование, очень скоро начинают присваивать себе весь доход с них, включая половину земельного налога, полагающегося по закону государству. Особенно интенсивно процесс размывания государственной монополии на землю шел во владениях, которые давались за особые заслуги, в монастырских владениях, на землях, числившихся заброшенными, пустопорожними или впервые обработанными. Как известно из кодекса «Тайхорё», монастырские земли с самого начала (т. е. с момента их пожалования) обладали правом иммунитета — они были освобождены от всех налогов, податей и повинностей. Наделы и приписные дворы за великие заслуги жаловались в вечное, наследственное пользование. Это прямо оговаривается в кодексе. Указы 723 и 743 гг. лишь узаконили свершившиеся факты перехода в личное владение поднятой целины, арендованных на разных условиях участков брошенной, пустопорожней земли и в какой-то мере даже надельных участков, принадлежащих к фонду кубундэн — подушных наделов, которые были захвачены представителями чиновничьей и служилой аристократии и превращены ею в феодальные поместья. Зависимость крестьянства в этих владениях также из государственной становилась частновладельческой. Причем на первых порах владельцы феодальных поместий, и особенно монастыри, стремясь привлечь на свои земли побольше рабочих рук, сманивают под разными предлогами в свои владения крестьян и рабов, сидевших на государственной земле, обещая первым всяческие льготы по обложению, а вторым — сверх того еще и личную свободу. В конце IX — начале X в. эти поместья, получившие название сёэн, становятся господствующей формой землевладения. Государственная монополия на землю уступает место сёэн, а вместе с ней окончательно перестает существовать и надельная система, которая еще в значительной мере определяет собой социальную структуру и экономику эпохи Нара (VII—VIII вв.). Другим не менее важным результатом возникновения феодального поместья сёэн явилось то обстоятельство, что внутри сёэн значительно ускоряются, во-первых, процесс затухания и исчезновения рабства и, во-вторых, превращение рабов и надельных крестьян в крепостных владельца сёэн йе {ас!о, хотя этот процесс продолжался еще долгое время, а в период Нара, разумеется, не был еще оформлен специальным законодательством. Процесс разрушения надельной системы сопровождается в VIII в. обнищанием и обезземеливанием крестьянств_а. Начиная с 670 г., а затем в 677, 679, 685, 731, 743, 749'гг., а также в последующие годы в специальных эдиктах указывалось, что в стране появились многочисленные банды бродяг, причиняющие властям серьезное беспокойство. В указе 685 г. прямо говорится, что рёмин испытывают страшную нужду и бросают насиженные земли, непрерывно уходя в новые места, а посему необходимо освободить их от задолженности, дабы пресечь обезлюдение надельных земель [97, 86]. Вынужденные моратории, подобные мораторию 685 г., были весьма кратковременны и в итоге приводили к противоположным результатам, ибо вследствие бегства податного населения правительство повышало размер обложения, которое приходилось раскладывать на оставшееся население. Налоги, подати и повинности, в том числе длительная воинская повинность, когда хозяйство на два — три года лишалось основных рабочих рук, приводили к тому, что у многих крестьян зачастую весной не хватало посевного риса, и они обращались за ссудой. Правительственная ссуда, которая выдавалась из рисовых амбаров уездного управления, так называемых гисо, под будущий урожай из расчета 30—50%, также становилась достаточно тяжелым бременем для получивших ее. Но и ее не хватало, и тогда крестьяне прибегали к ссуде у владельцев феодальных поместий, что очень скоро приводило к долговой кабале и потере надела. Практически спасти положение могло только радикальное проведение земельного передела, который бы обеспечивал всех крестьян наделами с тем, чтобы налог с них поступал в казну. В VIII в. предпринимались неоднократные попытки осуществить такой передел, но они были обречены на неудачу, о. чем свидетельствуют хранящиеся в Сёсоин документы, аналогичные документам из Дуньхуана. Лишь при наличии достаточного количества резервных земель передел мог оказаться эффективным, не говоря о том, что осуществление передела неизбежно предусматривало сложные многостепенные мероприятия по перераспределению земли. А это требовало помимо всего специально подготовленных кадров чиновников, которыми центральный аппарат не располагал. Но прежде всего, конечно, возможность осуществления передела исключалась отторжением именно резервных земель от государственного домена. Распашка целины (кодэн), требующая больших средств для проведения оросительной сети и прочего, была доступна только крупным феодальным владетелям, а не государству, которое могло подымать новь только руками мелких держателей земли или малочисленной прослойки государственных рабов, в равной мере не заинтересованных в успехе мероприятия. Да и осваивались ими (государственными держателями) худшие земли, которые не приносили дохода казне. Лучшие земли навсегда уходят из-под контроля государства. О темпах этого процесса свидетельствует хотя бы датируемое 722 г. разрешение правительства распахать 3 млн. акров целины при условии освобождения ее от обложения податями сроком на одно поколение. Вскоре, в 7,23 г., было объявлено, что срок освобождения увеличивается до трех поколений [93, 86]. А в 743 г. вновь осваиваемые земли окончательно освобождаются от обложения. Если указы 711 и 712 гг. запрещали знати и монастырям присвоение кодэн, то уже в 749 г. специальным указом Сёму тэнно монастырям в Нара и в провинции было разрешено владеть как прежде освоенными, так и вновь распаханными целинными землями. После этого в руках у монастыря Тодайдзи оказалось около 12 тыс. акров земли [97, 87]. По данным земельных кадастров за первую половину VIII в., владения монастырей и знати увеличились в этот период в 10 раз — с 1 тыс. до 10 тыс. акров [97,88]. Сокращение государственного домена, все ускоряющийся поток государственных крестьян, покидающих свои наделы и уходящих в новые владения чисто феодального типа, лишают существование надельной системы всякого смысла. Надельная система окончательно сокрушила общинный строй, но, с другой стороны, она несла в себе источник своего собственного разрушения и расчищала дорогу для развития феодализма. Она послужила мостом между древностью и средневековьем. И в этот переходный период роль буддизма была особенно велика. Мифология, религия и литература раннего средневековья VIII век — период усиленной феодализации Японии— отмечен соперничеством между государством и буддийской церковью. Переломные моменты в истории общественных отношений древности и средневековья нередко сопровождались переменами в системе религиозных взглядов. Как правило, эти перемены происходили лишь под воздействием одной из трех мировых религий: буддизма, христианства или ислама. В Японии такой религией был буддизм. Период, следующий за правлением Сётоку-Тайси, был временем, когда буддийская церковь, укрепив свои позиции в стране, неуклонно продолжала усиливать свое влияние. В год смерти Сётоку-Тайси в Японии было 46 буддийских монастырей и храмов (в них 816 монахов и 569 монахинь). В 692 г. стало уже 545 храмов и монастырей. Со времени реформы Тайка буддизм становится государственной религией наряду с синтоизмом. Буддийские храмы и монастыри превращаются в очаги грамотности, китайской учености, в них ведутся летописи событий по годам пра;вления, пишутся хроники, переписываются и распространяются по стране сутры. В этот период в Японии появляются различные буддийские секты. До начала IX в. в Японии было основано шесть сект: Дзёдзицусю, Санронсю, Хоссосю, Кусасю, Кэгонсю и Рис-сю. Несмотря на определенные богословские различия, преимущественно в вопросе о путях и способах спасения, доктрины всех этих сект объединены тремя основными религиозными догмами: 1) сущность мира непостижима для человека; 2) истинная цель человека — стремиться сбросить бремя земных желаний; 3) единственный путь освобожде- ния — достижение нирваны. Последняя и является центральной идеей в учении всех шести сект. В противовес хинаяне, провозглашавшей необходимость ухода, отказа от мира ради постижения четырех святых истин, в махаяне самым главным признавалось учение о шести качествах, которые требуются, чтобы достичь нирваны. Эти качества суть следующие: нравственность, созерцание, мудрость, терпение, прилежание и щедрость (щедрость подразумевалась главным образом по отношению к церкви). Насаждая пассивную покорность, церковь легко добивалась безусловного послушания паствы и подчинения широких народных масс. С самого начала своего утверждения в Японии буддийское духовенство активно стремится упрочить свои позиции. Этим целям как нельзя лучше служило излюбленное средство в арсенале проповедников махаянизма — ассимиляция местной религии, которой в данном случае являлся синтоизм. Синтоизм не мог противостоять авторитету универсальной религии — 'буддизму. Наоборот, теперь он уже сам нуждался в поддержке. Отказавшись в начале VII в. от сопротивления пропаганде буддизма, синтоистское жречество охотно шло на сближение с буддийской церковью. Со времени правления Тэнти (Нака-но Оэ) царский двор неизменно оказывал поддержку церкви. В царствование Момму, внука Тэнти, был составлен и введен в действие свод законов «Тайхорё», сыгравший такую большую роль в развитии японской государственности. Есть основание полагать, что в составлении кодекса ведущая роль принадлежала ученым буддийским монахам. В 708 г. на престол была возведена мать Момму — царица Гэммэй. Традиция правления женщин не нова, но в VIII в. наследование престола по женской линии стало обычным явлением. Царицы из рода Фудзивара были послушным орудием в руках своих родственников — могущественных канцлеров, военачальников и министров-временщиков, влиятельных церковных деятелей, политика которых вела к дальнейшей китаизации и в то же время все больше усиливала влияние буддизма. С воцарением Гэммэй эта тенденция проявляется особенно отчетливо и продолжается в последующие царствования не ослабевая. В годы правления Гэммэй происходят чрезвычайно важные в истории японской древности события. В 710 г. было объявлено о перемещении столицы. Согласно древним синтоистским правилам после смерти государя его наследник должен был переселяться в новый дворец, который строился в новом месте5. Но с 646 г., когда столица была перенесена из Асука в Тоёсаки, ее местоположение оставалось неизменным. Выбор места для новой столицы пал на местность Со-но-Ками, где и была заложена новая столица Нара. Выбор данного места, расположенного довольно далеко от удобной для морских сношений с Китаем гавани Нанива (древнее название Осака), был вызван, скорее всего, близким соседством с главными в то время центрами буддизма — монастырями Хорюдзи, построенным в 607 г., и Якусидзи, основанным в 680 г. Официально было объявлено, что в результате гадания по линиям и точкам была выбрана наиболее благоприятная для ориентации по оси фыншуй (см. стр. 120) местность среди холмов и потоков. Очарование природы этих мест и построек древней столицы проникновенно передано в трехстишии великого японского поэта XVIII в. Басе: Нара нанаэ Ситидо гаран Яэдзакура. Нара — семистенная, Где семь монастырей святых И цвет вишневый, многолепестковый. Город возводился несколько лет и был построен по образцу танской столицы Чанъань. Именем Нара был назван период с 710 по 784 г. Царствование Гэммэй было ознаменовано еще двумя чрезвычайно важными событиями в истории японской культуры. В 712 г. были созданы «Кодзики», а в 713 — «Фудоки». «Кодзики» — самый древний из дошедших до нас литературных памятников Японии и в то же время первая известная в истории Японии попытка систематизации всех существующих знаний. Несмотря на доминирующую роль синтоистских традиций, «Кодзики» отличается двойственностью. Архитектоника 5 Эти традиции, вероятно, связаны с синтоистскими идеями о скверне, являющейся следствием смерти, и о необходимости полного очищения, в том числе и о перемене места. 6 Гаран — весь монастырский архитектурный комплекс, который состоял в Нара из семи зданий: пагоды, молельни, зала проповедей, библио-тсчки, звонницы, трапезной, жилого помещения.
сочинения и ряд идей, в нем заключенных, отмечены китайским влиянием. Недаром традиция называет его творцами двух людей — Хиэда-но Арэ и Ясумаро. «Вещая и прозорливая» Хиэда-но Арэ воскрешает образ жриц, воплощенных в пластике ханива. Хиэда продолжает японскую синтоистскую традицию. Она принадлежит к катарибэ — наследственным рассказчикам, которые выступали хранителями устной традиции и создателями былинного эпоса. Ясумаро— образованный по-китайски «идейный вождь своего времени» [12, 67], подлинный творец концепции «Кодзики». «Кодзики» как бы завершают развитие японского фольклора предыдущего периода. В «Кодзики» вошли сказания, свод космогонических, эсхатологических и исторических мифов. Здесь объясняется происхождение мира и человека, развитие человеческой культуры, истоки существующего строя — вообще всего, что входило в кругозор древних японцев. В «Кодзики», видимо, вошла и часть сочинений, которые приписывались Сётоку-Тайси и считались погибшими во время пожара Юмэдоно (Хорюдзи) в 645 г. Так было положено начало официальной историографии, идеи которой последовательно развиваются в другом памятнике этого периода — «Нихонги». Ведущие идеи сочинения содержатся в обширном вступлении, приписываемом Ясумаро. Первый раздел предисловия Ясумаро посвящается двум основным темам «Кодзики» — происхождению мира и его развитию, т. е. включает мифы космогонические и исторические. Ясумаро сочетает изложение довольно примитивных синтоистских мифов с китайскими философскими космогоническими идеями (первоначального хаоса, борьбы Инь и Ян, Форм Имени и пр.). Первый акт космогонии состоит в отделении Неба от Земли, т. е. Равнины Высокого Неба — Такамагахара— от Низшего мира, что сопровождается появлением трех божеств, первоначальной Троицы синто: Амэ-но ми накануси, Таками-мусуби, Ками-мусуби. Через семь поколений (рождений) после Троицы появляется божественная чета Идзанаги и Идзанами. Эта чета выступает родоначальницей всего сущего в мире, и в первую очередь восьми больших островов — О-я-сима (Япония). Так начинается второй этап космогонии Космогонический миф сочетается с эсхатологическим, в котором повествуется о смерти Идзанами, ее уходе в преисподнюю Ёминокуни и сошествии туда за ней ее божественного супруга Идзанами. Возвратившись из преисподней, Идзанаги совершает Великое Очищение — Охараи, которое сопровождается появлением новой триады великих богов. Так завершается космогонический цикл. Следующие за этим циклом мифы рисуют дальнейшее развитие мира от божественных зачинателей к богам-устроителям (т. е. культурным божествам) и далее к легендарным героям и смертным. Повествование постепенно подходит к периоду, непосредственно предшествующему времени написания «Кодзики». В конце предисловия Ясумаро излагается содержание всего сочинения: первый свиток отведен описанию событий, предшествующих отделению Неба от Земли; второй свиток— от деяний Небесного Государя — Камму—Ямато Иварэбико до царствования в Хомуда; третий свиток — от царя О-но-Садзаки (Нинтоку) до царствования в Охарида царицы Суйко. По мнению академика Н. И. Конрада, все мифы, излагаемые Ясумаро, можно разделить на три самостоятельных цикла [12, 56]. О двух первых циклах упоминалось выше, третий цикл посвящен завоеванию Японии потомками божества Ниниги-но-Микото. Во втором цикле говорится об устроении страны О-я-сима. В центре повествования два божества: небесное — Такэ мика-дзути, посланец богини Аматэрасу, и земное — О-Куни-Нуси, глава богов, населяющих землю. Ясумаро выделяет три основных события. Первое рассказывает о Великом Совете Богов у «Небесной Тихой Реки», сторонников Аматэрасу, собравшихся, чтобы решить, как покорить землю. Далее следует описание встречи небесных и земных божеств. Затем сообщается об очищении земли небесными божествами и об удалении злых, враждебных Небу земных богов. К этому мифу непосредственно примыкает миф об окончательном установлении порядка на земле и о воцарении там внука Аматэрасу (Тэнсон) Хико-хо-Ниниги, который, получив от божественной бабки три сокровища (зеркало, меч и яшму), сходит на землю, ступив на вершину горы Такатихо на острове Кюсю. В центре повествования третьего цикла мифов — поход Камму Ямато Иварэбико (Дзимму тэнно) против Нагасу-нэбико, главы враждебных племен. Камму Ямато Иварэбико сталкивается со злым божеством, которое принимает образ медведя и насылает мор на его войско. Тогда Небо дарует ему волшебный меч и посылает вещего ворона указывать путь дружинам Дзимму тэнно. После завоевания Ямато Дзимму основывает свою столицу в селении Касивара. Таким образом, во всех трех циклах речь идет о борьбе за власть. В первом цикле — на Небе, во втором — Небесные боги борются за власть над Землей и в третьем — происходит борьба за власть на Земле. Последний свиток «Кодзики» посвящен Ясумаро описанию и характеристике царствования четырех самых знаменитых государей древности. Это царь Суйдзин (96—29 гг. до н. э.); Нинтоку (313—399 гг.), который превыше всего ставил заботу о благе своего народа; Сэйму (131—191 гг.) — устроитель государства, который ввел административное управление, и царь Инке (412—453 гг.), при котором были введены удзи (род) и ка'банэ (звания). За описанием легендарных деяний в «Кодзики» чувствуется оценка Ясумаро современных ему исторических событий. Особенно сказывается это в выборе событий, которые включены в сочинение. Так, во второй части своего предисловия Ясумаро говорит о царствовании Тэмму тэнно (673—686) и пропускает сознательно более двух веков, на которые падают годы правлений Сётоку Тайси и последующая реформа Тайка при царе Тэнти. Здесь сказалось отношение Ясумаро к реформаторам, деятельность которых, видно, не пришлась ему по нраву. Ясумаро гораздо ближе умеренные традиции, проявившиеся в царствовании Тэмму, и он посвящает заключительную часть своего предисловия прославлению Тэмму тэнно. Ясумаро стремится противопоставить национальные традиции, синтоистскую культуру ки-таизму. Но и его концепция служит той же цели — укреплению централизованного государства и обожествлению государя.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |