КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура VI—VIII вв. 3 страница
Трудно судить о первоначальном характере интерьера кондо. Несомненно лишь одно — его пространство должно было быть необыкновенно велико, иначе туда не вместилась бы колоссальная статуя Дайбуцу. А это уже само по себе является доказательством великолепного мастерства японских зодчих. Монастырь Тосёдайдзи, как и Тодайдзи, принято считать образцом китайской дворцово-храмовой архитектуры эпохи Тан. Тем более что основателем монастыря был, по преданию, китайский монах Кансин (688—763). Кансин, или Гандзин, был родом из Хунани. В 739 г. (а по другим данным в 754 г.) он прибыл в качестве проповедника в Японию и был помещен в Тодайдзи. В 759 г. Кансин основал близ Нара в пожалованном ему дворце принца Танабэ монастырь Тосёдайдзи, настоятелем которого и стал. Под руководством Кансина, как гласит предание, 180 китайских мастеров сооружали храм. «То» в названии Тосёдайдзи — китайское слово «Тан», т. е. наименование династии, в свою очередь восходящее к санскритскому caturdeca — «четыре страны света». Другое название монастыря — Торицусёдайдзи, или Рюкидзи, т. е. «взлет дракона», или Кэнсайрицудзи, т. е. воспитание Виная. Таким образом, храм, согласно замыслу его основателя, должен был стать копией китайского вселенского храма. Из всего первоначального комплекса Тосёдайдзи, подвергшегося в эпоху Камакура (XIII—XIV вв.) весьма кардинальной перестройке, уцелели, сохранив древний облик, кондо, кодо и барабанная башня — коро. Вероятно, при застройке монастырь Тосёдайдзи возводился по тому же плану, что и Тодайдзи, но в результате перестройки планировка ансамбля была резко нарушена. Изменился и внешний вид зданий. Из трех сохранившихся от древнего ансамбля Тосёдайдзи зданий только кодо, т. е. помещение для проповедей, как уже отмечалось выше, нельзя причислить к образцу чисто китайского, танского, архитектурного стиля. То же можно сказать и о кондо. Скорее всего, кондо был только немного перестроен китайскими мастерами после того, как этот бывший дворец Танабз был отдан монаху Гандзин. Об этом свидетельствует целый ряд архитектурных деталей здания, восходящих к архитектуре Хорюдзи. Таковы, например, черепичная крыша типа хонгаварабуки, украшенная акротерием-сиби в виде лошадиных голов. Специалисты установили прямую аналогию крыши кондо с росписями Тамамуси-но дзуси и особенно с его крышей. Кондо монастыря Тосёдайдзи причислено к ряду наиболее выдающихся архитектурных памятников Японии. Несколько меньших размеров, чем кодо, низкое одноэтажное здание прямоугольной формы подведено под большую массивную четырехскатную крышу с большим выносом. Эта же крыша защищает просторный портик, окружающий кондо. Цвет здания красно-белый, как и дворец «Запретного города». Типичными же для этого периода были кондо — двухэтажные или одноэтажные, но снабженные двухъярусной крышей, один из ярусов которой обязательно принадлежал галерее-гэдзин. Приведенное описание позволяет прийти к выводу, что в этом здании наиболее ярко выразились черты сформировавшегося в Японии к началу VIII в. архитектурного стиля. Характерно, что и главный дворец «Запретного города» и дворцы, превращенные в кодо и кондо,— это низкие одноэтажные строения с ярко выраженным горизонтальным ритмом. Между тем в Китае уже в начале VIII в. строились многоэтажные дворцы (например, многоэтажный дворец в Лояне 716 г.). В основе светской и храмовой архитектуры лежат одни и те же конструктивные принципы. Их традиционный стиль, генетически восходящий к добуддийской архитектуре, продолжает развиваться. Заимствование идет больше по линии освоения отдельных архитектурных деталей. Влияние танского искусства обнаруживает, скорее, интерьер кондо. Внутренние стены и панели плафона кондо были покрыты пышными цветными росписями, плохо сохранившимися. Лучше всего сохранился обрамляющий их цветочный орнамент. В скульптурно-архитектурном комплексе интерьера заметно перемещение акцента на скульптуру. На смену суровому, строгому плафону кондо монастыря Хорюдзи появляется сплошь украшенный пышной резьбой потолок кондо монастыря Тосёдайдзи. Алтарь кондо монастыря Тосёдайдзи меньше, ниже и более загроможден всевозможными резными деталями, чем алтарь кондо Хорюдзи. Бронзовая скульптура Хорюдзи заменяется в Тосёдайдзи лаковой, покрытой позолотой. Триада кондо в монастыре Тосёдайдзи значительно больших размеров, чем знаменитая Триада Тори из кондо в Хорюдзи, и ей сопутствует еще целый ряд разнообразных и разнокалиберных скульптур, загромождающих алтарь. Тем самым нарушается стилистическое единство всего интерьера. В Хорюдзи же над центральной Триадой простирается только резной балдахин. В интерьере кондо Тосёдайдзи появляется сочетание двух принципиально противоположных стилистических тенденций, которые наиболее ярко проявились уже в следующую, хэй-анскую эпоху,— строгой простоты архитектурной конструкции и пышной декорировки, предвещающей роскошные, несколько вычурные украшения храмовых интерьеров. Таким образом, нетрудно заметить, что хотя японская архитектура испытывает в VII—VIII вв. сильное влияние иноземных архитектурных стилей (Кореи,.Китая, Индии), обусловленное принятием буддизма, очень скоро превратившегося в государственную религию, местная архитектурная традиция не исчезает и не растворяется в этой иноземной архитектуре. Ни строительство буддийских культовых сооружений, превратившееся в главную отрасль японской архитектуры, ни поток иностранных мастеров, хлынувший в Японию, не могли уничтожить эту традицию. Вопрос о том, почему Япония заимствовала в Корее (а не в Китае) определенные элементы архитектурного стиля, например четырехугольный план пагоды или ее двухступенчатый стилобат, пока еще трудно разрешить. Видимо, предпосылки были заложены в специфике архитектуры Японии. В добуддийских постройках, по данным раскопок и изображениям ханива, наиболее распространенной была как раз четырехугольная форма плана. В то же время известно, что в Корее в VI—VII вв. строили пагоды самых разнообразных планов. Ссылка на то, что Хорюдзи строили мастера из Пэкче, недостаточна, так. как в этом случае концепция строится на факторе случайности. Следует подчеркнуть, что в VII—VIII вв. не существовало принципиальной разницы между культовыми и светскими сооружениями. Дворец, в соответствии с синтоистскими представлениями о божественности государя, мыслился как жилище бога. Отсюда шло понимание храма как чего-то аналогичного человеческому жилью и как следствие этого понимания — закономерность превращения дворца в храм. Буддизм воспринял эту традицию. Таким образом, традиция японской культовой архитектуры продолжает во многом следовать традиции архитектуры светской. Это положение сохраняется в архитектуре последующих веков вплоть до наших дней. С самого начала японское культовое зодчество отмечено своеобразными, ему одному присущими чертами, отличающими его от архитектурных сооружений того же назначения в Корее и Китае. В Японии налицо непрерывная традиция развития собственного архитектурного стиля (от ханива и синтоистских храмов до монументальных сооружений буддийского зодчества), воплощенного в архитектурных памятниках эпохи Нара. Общность идейного замысла, объединяющая как культовую, так и светскую архитектуру в этот период, не приводит еще окончательно к стилистическому единству, характерному для позднего средневековья. Очень трудно установить, на какой основе в целом идет формирование нового, обогащенного стиля. Видимо, в каждом отдельном архитектурном памятнике и, более того, в каждом отдельном сооружении или даже его части этот процесс происходит по-разному. Так, осевая мачта пагоды в Хорюдзи, возможно, восходит к центральной колонне храма Идзумо, а низкий свес крыши кондо в ансамбле Сай-ин в Хорюдзи — к крышам обнаруженных во время раскопок в Хираидэ (преф. Нагано) построек, датируемых III в. Крыши этих построек нависают так низко, что отстоят от земли всего на 0,61 м. Таким образом, они служат как бы дополнительными стенами, защищающими снаружи все строение. Дома с такими крышами встречаются в некоторых районах Японии и в настоящее время. В сёгодзо — библиотеке храма Тодайдзи, построенной как и сёсоин в так называемом стиле адзэгура, доминирующая роль также принадлежит японской традиции. В планировке же монастырского ансамбля ведущая роль в VII— VIII вв. принадлежит китайским архитектурным канонам, тесно связанным с буддийской ритуальной традицией. Памятники древнего японского деревянного зодчества интересны еще и >как шедевры замечательного народного плотничьего искусства. Подобно искусным мастерам других народов, японские плотники работали с удивительной точностью. Они не употребляли железа, а обходились деревянными скрепками, штифтами, уголками, добиваясь при этом не только необыкновенной прочности конструкций, но и внося свой вклад в декоративное убранство здания. Кружево стропил и узор из тщательно обработанных кронштейнов — результат прекрасного мастерства японских ремесленников. Легкие и изящные конструкции галерей, так называемые каэрумата,— чистейший образец народного плотничьего искусства. С особенным блеском искусство японских ремесленников воплотилось в Тэнгаймон — небольшом скромном павильоне монастыря Тодайдзи (назначение здания не установлено, датируется оно примерно серединой VIII в.). Открытый, почти совершенно лишенный стен павильон отличается предельной простотой. Щипец его легкой черепичной крыши (с небольшим коньком) покоится на двух каэрумата, которые, в свою очередь, поддерживаются третьей. Такая конструкция, восходящая к древним добуддийским сооружениям, и поныне применяется в японских постройках. Так в культовых буддийских архитектурных комплексах, являющихся истинными сокровищами японского национального искусства, сохраняются более двенадцати веков образцы народного строительного и декоративного искусства.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |