КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диаграмма 1.18Рынок электронно-библиотечных систем (В2В)
По оценке экспертов объем продаж ЭБС в Московском регионе (вузы, библиотеки) в 2014 году составит 99 млн. руб. при темпах падения к 2013 году в 10%. При этом доля Москвы в общих продажах ЭБС на В2В-рынке России сохраняется в 2013-2014гг. на уровне 30% (экспертный опрос, сентябрь 2014, Мониторинг).
В целом по состоянию на I полугодие 2014 года рынок цифровых библиотек научного и образовательного контента сложился и обладает плотной конкурентной структурой. Основными игроками на этом рынке являются: § Университетская библиотека онлайн (ООО Директ Медиа) § ZNANIUM.Com (издательство «ИНФРА-М») § IPRbooks (ООО Ай Пи Эр Медиа) § Электронная библиотека издательства «БИНОМ» § Консультант студента (ИГ ГЭОТАР-Медиа) § eLibrary § IBook (ЗАО Айбукс)
Их основные клиенты – вузы РФ при минимальном участии прочих корпоративных и частных лиц. Именно благодаря росту активности вузов, подстегиваемых жесткими требованиями государственной аккредитации, на этом рынке до последнего времени ежегодно расширялось предложение (плюс 35-42%) и развивались сервисы. В настоящий период рынок вошел в стадию стагнации, и основными вопросами для игроков становятся вопросы установления качественной оценки ресурсов, добросовестной рекламы и выработка единых отраслевых норм конкуренции на рынке. В отличие от рынка печатной книги, рынок ЭБС и цифровых издательских коллекций обладает сбалансированной географической структурой. На Москву приходится от 10 до 40% суммарного объема продаж владельца электронной коллекции (в т.ч. ЭБС), на вузы Санкт-Петербурга – от 5 до 10%, на другие регионы РФ – 50-85%. Иными словами, региональное высшее образование достаточно активно включилось в процесс перехода на цифру и формирует большую часть доходов этого бизнеса. Дабы соответствовать так называемым «содержательным характеристикам ЭБС высшего учебного заведения», сформулированным Минобрнауки (п. 4.5 «Количество представленных в ЭБС издательств» и 4.6 «Общее число изданий, включенных в ЭБС»), выбор библиотеки высшего учебного заведения не ограничивается одним партнером. Среднестатистический российский вуз подписан, как правило, на несколько (3-10) ресурсов, что-то (но сегодня уже немного – 2-6% от общего фонда) апробирует в тестовом режиме, в итоге суммарно набранным цифровым контентом закрывая перечень собственных дисциплин. Причем, вердикт библиотекарей – ни один из существующих сторонних электронных ресурсов не в состоянии полностью удовлетворить требования серьезного вуза. От 65 до 97% текущих электронных ресурсов вузовских библиотек по состоянию на 2014 год приходится на закупаемые у российских поставщиков ЭБС и издательские коллекции. Иными словами, российские агрегаторы ограничены лишь внутренним конкурентным пространством и не испытывают давления со стороны зарубежных поставщиков электронного контента. На текущий момент доля закупаемых у зарубежных поставщиков ресурсов по количеству наименований не превышает 20% цифровых фондов вузов РФ, а по объему финансирования фактически в 3-4 раза проигрывает бюджету на пополнение фонда электронных изданий от российских агрегаторов контента. По большому счету базовыми приоритетами библиотек при закупке электронного контента у сторонних поставщиков являются два момента: ¨ востребованность тематики читателями библиотеки; ¨ лояльная ценовая политика (выгодные условия закупки). Приоритеты библиотеки вуза при закупке стороннего электронного контента, % голосов Источник: Книжная Индустрия, экспертный опрос (2014)
Все остальные рыночные, содержательные или технологические характеристики сторонних ЭБС и цифровых коллекций менее значимы. Из особых технологических/сервисных требований можно выделить разве что обязательное наличие всех видов доступа, в том числе возможность по-книжного подключения, а также, если речь идет об ЭБС, то возможность расширенного поиска, в т.ч. полнотекстового, а в качестве дополнительных сервисов: детектор плагиата, обучающие курсы, интерактивные тесты и пр. И столь «пренебрежительное» отношение к техническим характеристикам вполне объяснимо. Ведь агрегаторы электронного контента в сервисной составляющей оперативно дублируют новационные технические решения конкурентов и коллег, что в итоге приводит к полной идентичности предложений. Долгосрочного конкурентного преимущества в техническом/сервисном смысле достичь практически нереально. В списке наиболее активных подписчиков ЭБС в Московском регионе за 2014 год в ходе экспертного опроса (октябрь 2014, Мониторинг) названы следующие вузы: § Университет Российской академии образования § НИУ Высшая школа экономики § Государственный академический университет гуманитарных наук § Российский университет дружбы народов § Московский социально-педагогический институт § Государственный университет управления § Университет Российской академии образования и библиотеки: § Российская государственная библиотека (РГБ) § Библиотека истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева" § Российская государственная библиотека для молодежи.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |