Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени




От правильного решения вопроса о пределах действия актов налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый" или "старый") будет применяться судом или другим правоприменительным органом (например, нало­говым органом) к конкретным отношениям, как будут осуще­ствляться его предписания. Для разрешения вопроса о временных рамках действия акта нало­гового законодательства РФ на практике необходимо установить:

-момент (дату) вступления акта налогового законодательства РФ в силу, то есть порядок введения его в действие;

-пределы действия этого акта после вступления в силу;

-момент (дату) прекращения действия акта налогового законо­дательства РФ.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон (а значит и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступают в силу через 10 дней после офици­ального опубликования (в "Российской газете", "Собрании за­конодательства Российской Федерации"), если законодатель не установит иной срок. При этом может оговариваться разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе. Например, часть первая НК РФ была введена в действие Фе­деральным законом "О введении в действие части первой НК РФ" от 31.07.98 № 147-ФЗ1. При этом было оговорено, что в целом часть первая вступает в силу с 1 января 1999 года. Но для отдельных ее положений был установлен другой срок вве­дения в действие - п. 1 ст. 1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ будут введены в действие только со дня введе­ния в действие полностью всей Особенной части НК РФ (то есть когда все действующие законы о конкретных нало­гах и сборах, принятые с 1991 по 1999 гг., будут заменены со­ответствующими главами части второй НК РФ) и признания полностью утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Такие, не введенные на момент принятия акта статьи или пункты закона именуют "спящими нормами".

Таким образом, сроки вступления в силу актов налогового зако­нодательства РФ могут быть следующими:

-10 дней после опубликования;

-немедленно;

-специально названный в этом или в ином акте срок. Таким "иным актом" к частям Кодекса является Вводный закон, а к актам специального налогового законодательства РФ - НК РФ.

Налоговым Кодексом РФ предусматривается, что акты законо­дательства РФ о налогах и сборах, изменяющие условия взимания установленных налогов, вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соот­ветствующему налогу.

Федеральные законы, устанавливающие новые налоги и сборы, а также акты законодательства субъектов Федерации и органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официально­го опубликования.

Нормативные акты, регламентирующие изменения порядка пра­вового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут всту­пать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.

Однако существуют определенные особенности пределов дей­ствия во времени и порядка вступления в силу актов налогово­го законодательства, которым в установленном порядке прида­на обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком за­конодательном акте.

Введенный в действие акт налогового законодательства РФ об­ладает юридической силой вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени:

- перспективное действие (действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления такого акта в силу);

- немедленное действие (действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу);

-действие с обратной силой (действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты, например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения).

По общему правилу, согласно ст. 54 Конституции РФ "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет". В ст. 57 Конституции РФ предусмотрено, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

В соответствии с конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено, что обратной силы не имеют следующие акты законодательства РФ о налогах и сборах:

-устанавливающие новые налоги и сборы;

-повышающие налоговые ставки;

-устанавливающие или отягчающие ответственность за налого­вые правонарушения;

-устанавливающие новые обязанности;

-иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отноше­ний, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Конституционный запрет на придание законам о новых нало­гах обратной силы распространяется только на случаи ухудше­ния положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Од­новременно Конституция РФ допускает придание обратной силы актам налогового законодательства РФ, если они улуч­шают положение налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает два режима обратной си­лы для актов, улучшающих положение налогоплательщиков (пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу законы:

-устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;

-устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ законы имеют обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в следующих актах:

-отменяющих налоги и сборы;

-снижающих размеры ставок налогов и сборов;

-устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным обра­зом улучшающих их положение.

Акт налогового законодательства РФ отменяется:

- прямо (законодателем четко определяется дата, когда положе­ния отмененного акта перестают действовать);

- косвенно (действие старого акта прекращается со дня вступле­ния в силу заменяющего его нового акта).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.