КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подзаконные нормативные правовые акты как источники налогового права
Подзаконные НПА представлены актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами исполнительных органов власти субъектов РФ. В Конституции получили конституционное закрепление НА, принимаемые Президентом РФ. При этом К. не определяет круг вопросов, по которым Президент полномочен принимать свои акты, но определяет требования к таким актам: не противоречие ФЗ, исключение возможности регулировать актами Президента отношения, которые в силу требований К. могут регулироваться только ФЗ. Издание указов и распоряжений, направленных на восполнение пробелов в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного регулирования допустимы, если они не противоречат К. и ФЗ. Акты Правительства занимают особое место. Они могут издаваться в форме постановлений и распоряжений. Акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений. Акты Правительства могут приниматься только на основании и во исполнение ФЗ и актов Президента. Акты Правительства имеют нормативный и обязательный характер для применения на всей территории РФ. Для регулирования налоговых отношений особый интерес представляют акты федеральных органов исполнительной власти. Нормотворческая деятельность данных органов не регламентируется: право издавать НПА предусмотрено в ФЗ, указах Президента или постановлениях Правительства. Статья 4 НК устанавливает: 1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. 2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Так, Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения налогового законодательства РФ, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для них, а также порядок их заполнения. Федеральные органы власти полномочны издавать постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в области таможенного дела не имеют права издавать НПА. Субъекты РФ наделены полномочиями в сфере регулирования налоговых правоотношений в рамках полномочий, предоставленных НК. Законодательство о налогах и сборах субъектов состоит из законов субъектов РФ. Их правотворческая деятельность носит усеченный характер, так как они лишены возможности устанавливать, вводить и взимать налоги и сборы, не установленные НК. Требования к таким актам субъектов о налогах и сборах: соответствие нормам НК, территориальная ограниченность в пределах субъекта, только закон субъекта может устанавливать налоги и сборы и порядок их взимания. Несмотря на то что в Конституции заложен принцип налогового федерализма, жестко регламентирована компетенция субъектов, что вызвано необходимостью обеспечить единство налоговой системы. Органы исполнительной власти субъектов: 1.издают в пределах своей компетенции НПА, по вопросам связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах 2.дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов 3.предоставляют информацию и копии законов, иных НПА об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов. 15. Нормы НП: понятие, признаки и виды Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права. Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения. Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты. Нормы налогового права обладают следующими признаками: > нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством; > они возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права; > эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам; > налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления, либо в постановлении Конституционного Суда РФ; Кроме того: – налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов. – нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права. – среди норм налогового права имеются и управомочивающие, – регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств, – нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов. Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе. Нормы налогового права весьма многообразны, что отражает сложный и комплексный характер налогово-правового регулирования. Их можно классифицировать: 1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные. К регулятивным нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания подразделяются на: – обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия; – управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению; – запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме. К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. 2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы: – общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений; – оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.; – коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив); – нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории; – нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах. 3. По объему действия на общие и специальные. Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода. 4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие: – всю территорию Российской Федерации; – территорию соответствующего субъекта РФ; – территорию соответствующего муниципального образования. 5. Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д. Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм. К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |