Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. Овчинникова




Коза

Соня

Л


\\l I \\ II I \\ Та-та тати — та


II \\ II II \\ 0\\ Та-тати тати-тати


Taa


(Часто в пособиях по сольфеджио можно встретить подтекстовку на восьмые дли­тельности Ти-Ти. Для детей с нарушениями звукопроизношения наиболее удачным можно считать та-ти, слоги с контрастной артикуляцией.) С помощью этих ритмических блоков проходит этап освоения ритмического рисунка в речевых упражнениях. Все упражнения исполняются: хором, соло, с чередованием хора и соло, с различной ди­намикой, в различной тесситуре, в различных темпах.

ТА-ТА-та-та-ТА I I III

Мышь бежала от кота. II IIII I! I

ту-ту-ТУ, ту-ту-ТУ II I II I

Не догнать меня коту. ПППП I

ты-ты-ты-ты-ТЫ ППП I

Вот зеленые кусты. ПППП I

то-то-ТО, то-то-ТО П I П I

Коробок из-под лото. ППП I

ТА-та-та-та-та-ТА I ПП I

Обманула мышь кота! ПППП I

Музыкальным материалом для этого служат простейшие детские песни, которые делают возможным объяснение понятий темп, ритм, тема, сильная и слабая доли и т.д. Ознакомление с длительностями и овладение с их использованием не является самоцелью в процессе обучения основам музыкальной.грамоты. Они являются преж­де всего способом освоения активным сольфеджированием, а также предоставляют возможность игры в ансамбле на музыкальных инструментах. С первых музыкальных занятий необходимо знакомить детей со всеми звучащими предметами и их тембрами: игрушками с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, неваляш­ки, музыкальные волчки); игрушками-инструментами, издающими звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки); с нефиксированным звуком (бубны, тре­щотки, коробочки, музыкальные молоточки, колотушки и др.); игрушками — инстру­ментами с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, флейты, баяны, колокольчики, цитры, цимбалы, саксофоны и т. д.).

Педагог поощряет желание детей найти или придумать различные способы зву-коизвлечения, в том числе и с помощью собственного тела. Шлепки, хлопки, щелчки, притопы, голосовые вокализации реализуют поисковые действия детей в различных импровизационных заданиях. Эти первые попытки творчества начинаются с инстру­ментального звукоподражания. «Как кричит кукушка?» — спрашивает педагог, ребенок же должен найти ответ с помощью музыкального инструмента. Более сложными явля­ются задание на нахождение формулы зова: призывы и отклики («Ау!», «Алло!», «По­моги!»), а также имена и короткие фразы-вопросы («Таня!», «Где ты?», «Кто там?» и т. д.). Ритмический рисунок дети передают «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, притопами, шагами, и т.д.). Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдель­но, затем их объединяют друг с другом, оперирование звучащими жестами — начало элементарного звукодвигательного музицирования. В дальнейшем движения усложня­ются — появляются движения пальцев, согласно ритмическому рисунку мелодии; дви­жения на координацию, согласно метру; имитационные движения, при помощи кото­рых драматизируется песня. Музыкальные инструменты, используемые на занятиях, также являются предметом творческой реализации детской фантазии. Это различные


палочки, колокольчики, барабанчики и бубны, сделанные руками детей, а также всевоз­можные сосуды, заполненные мелкими предметами, которые дают различные по окрас­ке звуки. Партии всех инструментов записываются детьми особыми знаками, что в даль­нейшем помогает освоить не только нотную «игрушечную» запись, но и научить детей читать буквы и слова. Составляется партитура, где голос каждого инструмента обозна­чен, а затем исполняется та или иная песня. Для детей, особенно для речевых детей, которые не могут дифференцировать и выделять отдельные голоса из хора других голо­сов, особенно важно уметь довести свою партию до конца, не ошибиться и не перейти на голос соседа.

Игра в ансамбле развивает такие важные личностные качества детей как коллек­тивизм, согласованность действий, умение подчинить свои желания общему делу, са­моконтроль и саморегуляцию. Полезно предоставлять всем детям по очереди возмож­ность выполнять различные роли в оркестре: дирижера, рядового исполнителя, солис­та. Этот прием позволяет научить «звезд» подчиняться, а «застенчивых» проявлять самостоятельность и раскрываться.

Подобные занятия не ставят целью научить ребенка играть на инструментах в профессиональном смысле этого слова, задача — научить ребенка слышать соседа, чувствовать, что он хочет высказать, используя не только вербальные средства.

В дальнейшем на этапе распевания попевок на свистящие и шипящие будут предложены различные упражнения на развитие ритмического чувства. На материале попевок и песенок полезно выполнять такие задания как:

— проводить с детьми музыкально-дидактические игры на слуховое внимание,
зрительную и слухо-моторную память;

— упражнения для пальцев и кистей рук с речью без музыкального сопровожде­
ния;

— освоение исполнительских навыков на разнообразных простейших музыкаль­
ных инструментах;

— творческие задания на развитие воображения с использованием музыкальных
инструментов.

Для воспитания эмпатии, развития воображения, творчества полезно как можно чаще пользоваться методом цветового моделирования.

Использование цветового метода с целью определения эмоциональных состоя­ний при слушании проверено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркива­ется связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека и вызывать определенные эмоциональные состояния. (Г. Фрилинг, К. Ауэр, Обонаи, Люшер, М. Дерибере, А. А. Крылов, В. И. Сочивко, В. Н. Ворсобин. В. И. Жидкина, Л. Е. Ольшанникова, В. С. Мухина, Н. В. Серов, А. А. Мелик-Пашаев), с дру­гой стороны, исследованиями, в которых разрабатывается идея единства цвета и му­зыки как средств эмоциональной выразительности (И. Л. Ванечкина, Б. М. Галеев). Использование цветового моделирования в коррекционной работе, дает возможность визуализировать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального произведения. Этот метод является основным проективным методом в музыкотерапии и описан многими авторами. (Петрушин В. И., 1997; Барышева Т. А., 1999; Бурвина Э. М., 1990; Золочевский С. А., 1993).

При прослушивании любой песни или музыкального произведения детям предла­гается «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку». Детям предлагается всегда набор, в котором не менее восьми основных цветов. За­тем можно дополнить рисунок «своими красками». Сочетание «обязательных» цветов и «свободных» дает возможность педагогу достаточно точно судить об эмоциональных


предпочтениях и эмоциональной отзывчивости ребенка с помощью психологических ин­терпретаций цветов и их сочетаний по Максу Люшеру:

(1) Синий цвет означает самодостаточность, спокойствие, уравновешенность, удовлетворенность;

(2) Зеленый — символизирует активность, уверенность, оптимизм, успешность,
самоутверждение;

(3) Красный — склонность к импульсивным реакциям, возбужденность, креатив­
ность, повышенную активность;

(4) Желтый выражает раскованность, беззаботность, оптимизм., легкость, жиз­
неутверждающую позицию;

(5) Фиолетовый - цвет амбивалентный. В нем объединены импульсивность, тор­
жество и победность красного и глубина и уравновешенность синего. По Люшеру, это
цвет мистический. Таинственный, утонченный, несколько тревожный фиолетовый цвет,
по данным Люшера, является одним из самых предпочитаемых у детей;

(6) Коричневый - цвет негативной эмоции, опасности, тревоги, дискомфорта;

(7) Черный-самый «страшный цвет». Это цвет страха, стресса, неудовлетворен­
ности;

(0) Серый - цвет безраличия, равнодушия.

При работе над пением особое внимание должно уделяться визуализации того вокального образа, который ребенок воспроизводит голосом. Чем более детально ребенок представляет того персонажа,-про которого он поет, тем более выразитель­ным будет его пение.

Слова М. Лепилиной на муз. О. Насонова Соня очень любит спать. Соней Соню стали звать. Соня-соня спит весь день, Погулять ей даже лень. Посмотри-ка, Сонюшка; На дворе-то солнышко.

Слова Н. И. Гридчиной

За-за-за-за

Прибежала к нам коза. Зы-зы-зы-зы Ой, беда у козы

Зо-зо-зо-зо

Не поют козлята «Зо»

Зу~зу-зу-зу

Надо выручить козу.

Первые занятия посвящены знакомству детей с «миром цветных звуков». Осоз­нание красоты окружающих звуков природы, животного мира, тембров человеческих голосов и своего в том числе, создает оптимальную мотивацию ребенка к активному осознанию и изменению своего голоса и работе над интонацией, тембром и произно­шением. Занятия по пению в начале года посвящаются прослушиванию детьми раз­личных звуков (шумов, бытовых, музыкальных и речевых) с целью выработки у них способности дифференцировать их. Этот первый опыт активного слухового восприятия


позволяет ребенку впервые сосредоточиться на слуховом образе и почувствовать сво­еобразие и богатство «звучащего» вокруг него мира.

Непосредственная вокальная работа начинается с рассказа в доступной детям сказочной форме об устройстве голосового аппарата и технике звукоизвлечения. Дети полезно рассказать сказку о «Прекрасной нимфе Сиринге и любви к ней бога лесов Пана», о том, как нимфа превратилась в тростник, а Пан сделал из него волшебную свирель из семи трубочек разной величины. Свирель получилась необыкновенная: она плакала человеческим голосом, могла изображать шелест волн и петь голосом всех лесных птиц. Педагог рассказывает детям, что инструмент только тогда покажет все свои возможности и будет хорошо петь, когда звуки из него извлекают нежно и береж­но. Если играть слишком громко, то инструмент может не выдержать и сломаться. Дети слушают, как поет дудочка-свирель, трогают ее во время звучания, ощущая вибрацию инструмента. Затем они сравнивают свой голос с этим духовым инструментом, слу­шают его и «трогают» свой собственный голос, положив тыльную сторону ладошки на переднюю поверхность шеи. С первых занятий дети усваивают, что громкое форсиро­ванное звучание наносит вред голосу.

На следующем занятии детям вновь демонстрируется флейта Пана (музыкаль­ный инструмент «panflute» или народный инструмент «най»), которая состоит из семи тростинок-трубочек разной длины. Дети слушают ее звуки и соотносят высоту звуча­ния с длиной трубочек. Чем толще трубочка, тем звук более низкий и грубый, чем тонь­ше — тем выше и звонче. Красота и ценность звучания детского голоса не в силе, а в его звонкости, полетности, эмоциональности. Например, полезно на одном из первых занятий попытаться «нарисовать» свой голос. Высокие голоса изображают тонкими линиями, низкие — толстыми. Затем дети дают качественную оценку слышимым голо­сам, то есть изобразить тембр голоса конкретного человека: педагога, мамы, папы и других взрослых. Дети по своему усмотрению выбирают цвет голоса. Так, звонкий, красивый голос изображают желтым, зеленым, красным или синим. Хриплый, или го­лос с носовым оттенком, рисуют черным., коричневым или серым цветом. Только пос­ле этого они пробуют изобразить свой собственный голос. Рисуя свой голос в виде цветка, они часто называют его тонким, звонким, красивым, а голос папы могут изобра­зить в виде большой волосатой гусеницы, называя его толстым, грубым и колючим.

Графическое моделирование музыки — также является доступным и эффектив­ным методом музыкального обучения и активизации творческих способностей детей в процессе восприятия музыки. Различные графические модели могут отражать и сугу­бо музыкальные параметры восприятия музыки.

Многолетняя практика работы показала, что наиболее доступным для детей яв­ляется метод фиксации динамических характеристик эмоционального переживания, в ситуации слушания - метод линеограмм.

Впервые этот метод включил в экспериментальную практику В.Вундт при иссле­довании пространственных характеристик эмоциональных состояний и пришел к вы­воду о том, что испытуемые способны выразить различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы.

Метод линеограмм — динамичный по своей основе и соответствует специфике музыки как виду искусства, для которой интонационная система выразительных дви­жений является одной из генетических основ. Процесс осознания переживаний, свя­занных с восприятием музыки у детей, идет через кинестетику собственных, непос­редственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В результате фиксации этих движений с помощью «соисполнения» музыки дети цвет­ными карандашами на бумаге наглядно свидетельствуют о процессе переживания.


В «рисунках» детей интуитивно отражаются: различные признаки эмоционального пере­живания — знак (цвет карандаша и направление линии вверх или вниз, горизонтально); активность (резкие и плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша), динами­ка развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линии); различные сред­ства выразительности музыки — регистр (положение линии), сила звучания (нажим каран­даша)! темп (характер движения), звуковысотная линия мелодии (направление линии), ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыкального звучания — форма, построение музыкального произведения (последовательность раз­личных по характеру и цвету линий).

На занятии полезно «изображать» песню на листе бумаги с помощью линий -линеограммы, то есть своего рода элементарногое сольфеджирования, не требующе­го знания нотных знаков. Перед детьми ставится только одна задача, например:

— нарисуй мелодию;

— нарисуй ритм песни, где короткие ноты обозначаются точками, а длинные —
палочками;

— нарисуй разными карандашами мелодию, темными грустную, а яркими -
веселую;

— рисуй, не отрывая карандаша, столько, сколько будет звучать музыка, старай­
ся рисовать в том темпе, который звучит.


Содержание

Рецензия............................................................................................. 3

От автора...........................................................................................,4

Введение............................................................................................. 5

Музыкотерапия и музыкальная педагогика,............................... 6

Музыка в логопедическом детском саду.................................... 9

Пение как средство коррекции

и развития музыкальных способностей................................... 15

Диагностика музыкальных способностей дошкольников...... 18

Обучение пению в логопедическом детском саду.................. 22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.