КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Овчинникова
Коза Соня Л \\l I \\ II I \\ Та-та тати — та II \\ II II \\ 0\\ Та-тати тати-тати Taa (Часто в пособиях по сольфеджио можно встретить подтекстовку на восьмые длительности Ти-Ти. Для детей с нарушениями звукопроизношения наиболее удачным можно считать та-ти, слоги с контрастной артикуляцией.) С помощью этих ритмических блоков проходит этап освоения ритмического рисунка в речевых упражнениях. Все упражнения исполняются: хором, соло, с чередованием хора и соло, с различной динамикой, в различной тесситуре, в различных темпах. ТА-ТА-та-та-ТА I I III Мышь бежала от кота. II IIII I! I ту-ту-ТУ, ту-ту-ТУ II I II I Не догнать меня коту. ПППП I ты-ты-ты-ты-ТЫ ППП I Вот зеленые кусты. ПППП I то-то-ТО, то-то-ТО П I П I Коробок из-под лото. ППП I ТА-та-та-та-та-ТА I ПП I Обманула мышь кота! ПППП I Музыкальным материалом для этого служат простейшие детские песни, которые делают возможным объяснение понятий темп, ритм, тема, сильная и слабая доли и т.д. Ознакомление с длительностями и овладение с их использованием не является самоцелью в процессе обучения основам музыкальной.грамоты. Они являются прежде всего способом освоения активным сольфеджированием, а также предоставляют возможность игры в ансамбле на музыкальных инструментах. С первых музыкальных занятий необходимо знакомить детей со всеми звучащими предметами и их тембрами: игрушками с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, неваляшки, музыкальные волчки); игрушками-инструментами, издающими звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки); с нефиксированным звуком (бубны, трещотки, коробочки, музыкальные молоточки, колотушки и др.); игрушками — инструментами с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, флейты, баяны, колокольчики, цитры, цимбалы, саксофоны и т. д.).
Педагог поощряет желание детей найти или придумать различные способы зву-коизвлечения, в том числе и с помощью собственного тела. Шлепки, хлопки, щелчки, притопы, голосовые вокализации реализуют поисковые действия детей в различных импровизационных заданиях. Эти первые попытки творчества начинаются с инструментального звукоподражания. «Как кричит кукушка?» — спрашивает педагог, ребенок же должен найти ответ с помощью музыкального инструмента. Более сложными являются задание на нахождение формулы зова: призывы и отклики («Ау!», «Алло!», «Помоги!»), а также имена и короткие фразы-вопросы («Таня!», «Где ты?», «Кто там?» и т. д.). Ритмический рисунок дети передают «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, притопами, шагами, и т.д.). Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, оперирование звучащими жестами — начало элементарного звукодвигательного музицирования. В дальнейшем движения усложняются — появляются движения пальцев, согласно ритмическому рисунку мелодии; движения на координацию, согласно метру; имитационные движения, при помощи которых драматизируется песня. Музыкальные инструменты, используемые на занятиях, также являются предметом творческой реализации детской фантазии. Это различные палочки, колокольчики, барабанчики и бубны, сделанные руками детей, а также всевозможные сосуды, заполненные мелкими предметами, которые дают различные по окраске звуки. Партии всех инструментов записываются детьми особыми знаками, что в дальнейшем помогает освоить не только нотную «игрушечную» запись, но и научить детей читать буквы и слова. Составляется партитура, где голос каждого инструмента обозначен, а затем исполняется та или иная песня. Для детей, особенно для речевых детей, которые не могут дифференцировать и выделять отдельные голоса из хора других голосов, особенно важно уметь довести свою партию до конца, не ошибиться и не перейти на голос соседа.
Игра в ансамбле развивает такие важные личностные качества детей как коллективизм, согласованность действий, умение подчинить свои желания общему делу, самоконтроль и саморегуляцию. Полезно предоставлять всем детям по очереди возможность выполнять различные роли в оркестре: дирижера, рядового исполнителя, солиста. Этот прием позволяет научить «звезд» подчиняться, а «застенчивых» проявлять самостоятельность и раскрываться. Подобные занятия не ставят целью научить ребенка играть на инструментах в профессиональном смысле этого слова, задача — научить ребенка слышать соседа, чувствовать, что он хочет высказать, используя не только вербальные средства. В дальнейшем на этапе распевания попевок на свистящие и шипящие будут предложены различные упражнения на развитие ритмического чувства. На материале попевок и песенок полезно выполнять такие задания как: — проводить с детьми музыкально-дидактические игры на слуховое внимание, — упражнения для пальцев и кистей рук с речью без музыкального сопровожде — освоение исполнительских навыков на разнообразных простейших музыкаль — творческие задания на развитие воображения с использованием музыкальных Для воспитания эмпатии, развития воображения, творчества полезно как можно чаще пользоваться методом цветового моделирования. Использование цветового метода с целью определения эмоциональных состояний при слушании проверено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека и вызывать определенные эмоциональные состояния. (Г. Фрилинг, К. Ауэр, Обонаи, Люшер, М. Дерибере, А. А. Крылов, В. И. Сочивко, В. Н. Ворсобин. В. И. Жидкина, Л. Е. Ольшанникова, В. С. Мухина, Н. В. Серов, А. А. Мелик-Пашаев), с другой стороны, исследованиями, в которых разрабатывается идея единства цвета и музыки как средств эмоциональной выразительности (И. Л. Ванечкина, Б. М. Галеев). Использование цветового моделирования в коррекционной работе, дает возможность визуализировать свое эмоциональное состояние при прослушивании музыкального произведения. Этот метод является основным проективным методом в музыкотерапии и описан многими авторами. (Петрушин В. И., 1997; Барышева Т. А., 1999; Бурвина Э. М., 1990; Золочевский С. А., 1993).
При прослушивании любой песни или музыкального произведения детям предлагается «стать» художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку». Детям предлагается всегда набор, в котором не менее восьми основных цветов. Затем можно дополнить рисунок «своими красками». Сочетание «обязательных» цветов и «свободных» дает возможность педагогу достаточно точно судить об эмоциональных предпочтениях и эмоциональной отзывчивости ребенка с помощью психологических интерпретаций цветов и их сочетаний по Максу Люшеру: (1) Синий цвет означает самодостаточность, спокойствие, уравновешенность, удовлетворенность; (2) Зеленый — символизирует активность, уверенность, оптимизм, успешность, (3) Красный — склонность к импульсивным реакциям, возбужденность, креатив (4) Желтый выражает раскованность, беззаботность, оптимизм., легкость, жиз (5) Фиолетовый - цвет амбивалентный. В нем объединены импульсивность, тор (6) Коричневый - цвет негативной эмоции, опасности, тревоги, дискомфорта; (7) Черный-самый «страшный цвет». Это цвет страха, стресса, неудовлетворен (0) Серый - цвет безраличия, равнодушия. При работе над пением особое внимание должно уделяться визуализации того вокального образа, который ребенок воспроизводит голосом. Чем более детально ребенок представляет того персонажа,-про которого он поет, тем более выразительным будет его пение.
Слова М. Лепилиной на муз. О. Насонова Соня очень любит спать. Соней Соню стали звать. Соня-соня спит весь день, Погулять ей даже лень. Посмотри-ка, Сонюшка; На дворе-то солнышко. Слова Н. И. Гридчиной За-за-за-за Прибежала к нам коза. Зы-зы-зы-зы Ой, беда у козы Зо-зо-зо-зо Не поют козлята «Зо» Зу~зу-зу-зу Надо выручить козу. Первые занятия посвящены знакомству детей с «миром цветных звуков». Осознание красоты окружающих звуков природы, животного мира, тембров человеческих голосов и своего в том числе, создает оптимальную мотивацию ребенка к активному осознанию и изменению своего голоса и работе над интонацией, тембром и произношением. Занятия по пению в начале года посвящаются прослушиванию детьми различных звуков (шумов, бытовых, музыкальных и речевых) с целью выработки у них способности дифференцировать их. Этот первый опыт активного слухового восприятия позволяет ребенку впервые сосредоточиться на слуховом образе и почувствовать своеобразие и богатство «звучащего» вокруг него мира. Непосредственная вокальная работа начинается с рассказа в доступной детям сказочной форме об устройстве голосового аппарата и технике звукоизвлечения. Дети полезно рассказать сказку о «Прекрасной нимфе Сиринге и любви к ней бога лесов Пана», о том, как нимфа превратилась в тростник, а Пан сделал из него волшебную свирель из семи трубочек разной величины. Свирель получилась необыкновенная: она плакала человеческим голосом, могла изображать шелест волн и петь голосом всех лесных птиц. Педагог рассказывает детям, что инструмент только тогда покажет все свои возможности и будет хорошо петь, когда звуки из него извлекают нежно и бережно. Если играть слишком громко, то инструмент может не выдержать и сломаться. Дети слушают, как поет дудочка-свирель, трогают ее во время звучания, ощущая вибрацию инструмента. Затем они сравнивают свой голос с этим духовым инструментом, слушают его и «трогают» свой собственный голос, положив тыльную сторону ладошки на переднюю поверхность шеи. С первых занятий дети усваивают, что громкое форсированное звучание наносит вред голосу. На следующем занятии детям вновь демонстрируется флейта Пана (музыкальный инструмент «panflute» или народный инструмент «най»), которая состоит из семи тростинок-трубочек разной длины. Дети слушают ее звуки и соотносят высоту звучания с длиной трубочек. Чем толще трубочка, тем звук более низкий и грубый, чем тоньше — тем выше и звонче. Красота и ценность звучания детского голоса не в силе, а в его звонкости, полетности, эмоциональности. Например, полезно на одном из первых занятий попытаться «нарисовать» свой голос. Высокие голоса изображают тонкими линиями, низкие — толстыми. Затем дети дают качественную оценку слышимым голосам, то есть изобразить тембр голоса конкретного человека: педагога, мамы, папы и других взрослых. Дети по своему усмотрению выбирают цвет голоса. Так, звонкий, красивый голос изображают желтым, зеленым, красным или синим. Хриплый, или голос с носовым оттенком, рисуют черным., коричневым или серым цветом. Только после этого они пробуют изобразить свой собственный голос. Рисуя свой голос в виде цветка, они часто называют его тонким, звонким, красивым, а голос папы могут изобразить в виде большой волосатой гусеницы, называя его толстым, грубым и колючим. Графическое моделирование музыки — также является доступным и эффективным методом музыкального обучения и активизации творческих способностей детей в процессе восприятия музыки. Различные графические модели могут отражать и сугубо музыкальные параметры восприятия музыки. Многолетняя практика работы показала, что наиболее доступным для детей является метод фиксации динамических характеристик эмоционального переживания, в ситуации слушания - метод линеограмм. Впервые этот метод включил в экспериментальную практику В.Вундт при исследовании пространственных характеристик эмоциональных состояний и пришел к выводу о том, что испытуемые способны выразить различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы. Метод линеограмм — динамичный по своей основе и соответствует специфике музыки как виду искусства, для которой интонационная система выразительных движений является одной из генетических основ. Процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через кинестетику собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В результате фиксации этих движений с помощью «соисполнения» музыки дети цветными карандашами на бумаге наглядно свидетельствуют о процессе переживания. В «рисунках» детей интуитивно отражаются: различные признаки эмоционального переживания — знак (цвет карандаша и направление линии вверх или вниз, горизонтально); активность (резкие и плавные штрихи); интенсивность (сила нажима карандаша), динамика развития эмоциональных переживаний (цвет и «характер» линии); различные средства выразительности музыки — регистр (положение линии), сила звучания (нажим карандаша)! темп (характер движения), звуковысотная линия мелодии (направление линии), ритмическая пульсация, акценты и особенности временной организации музыкального звучания — форма, построение музыкального произведения (последовательность различных по характеру и цвету линий). На занятии полезно «изображать» песню на листе бумаги с помощью линий -линеограммы, то есть своего рода элементарногое сольфеджирования, не требующего знания нотных знаков. Перед детьми ставится только одна задача, например: — нарисуй мелодию; — нарисуй ритм песни, где короткие ноты обозначаются точками, а длинные — — нарисуй разными карандашами мелодию, темными грустную, а яркими - — рисуй, не отрывая карандаша, столько, сколько будет звучать музыка, старай Содержание Рецензия............................................................................................. 3 От автора...........................................................................................,4 Введение............................................................................................. 5 Музыкотерапия и музыкальная педагогика,............................... 6 Музыка в логопедическом детском саду.................................... 9 Пение как средство коррекции и развития музыкальных способностей................................... 15 Диагностика музыкальных способностей дошкольников...... 18 Обучение пению в логопедическом детском саду.................. 22
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |