Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависимость «доза-ответ» для неканцерогенных веществ 1 страница




При оценке риска развития неканцерогенных эффектов, как уже отмечалось, обычно исходят из предположения о наличии порога вредного действия, ниже которого вредные эффекты не развиваются (рис. 3-4). В методологии оценки риска в качестве параметров для оценки неканцерогенного риска используются референтные уровни воздействия (референтные дозы и концентрации), установленные экспериментально, а также параметры зависимости «экспозиция- ответ», полученные в эпидемиологических исследованиях. Что же такое референтная доза/концентрация?

 

Зависимость «доза-ответ»

Референтная доза/концентрация (RfD/RfC) - суточное воздействие химического вещества в течение всей жизни, которое устанавливается с учетом всех имеющихся современных научных данных и, вероятно, не приводит к возникновению неприемлемого риска для здоровья чувствительных групп населения [синонимы: допустимое суточное поступление (ADI), переносимое суточное поступление (TDI), руководящий уровень (GV), рекомендуемые показатели допустимого воздействия на здоровье (НА), прогнозируемый неэффективный уровень для человека (PNEL), уровень минимального риска (MRL), рекомендуемый уровень воздействия (REL)].

Рис. 3-4. Принцип установления референтного уровня воздействия на основе пороговой или недействующей дозы

Критерии установления пороговых доз/концентраций приведены в отечественных методических указаниях по установлению предельно допустимых концентраций химических веществ в различных объектах окружающей среды, а также в зарубежных руководствах. При отсутствии референтной концентрации в качестве ее эквивалента возможно применение предельно допустимых концентраций (ПДК) или максимальных недействующих доз (МНД) и концентраций (МНК), установленных по прямым эффектам на здоровье: в виде водных объектов - по санитарно-токсикологическому признаку вредности, в атмосферном воздухе населенных мест - по резорбтивным и рефлекторно-резорбтивным эффектам. Особенно заметна идейная близость понятия RfC к понятию ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе.

Анализ имеющейся экспериментальной токсикологической (а иногда и эпидемиологической) информации о зависимости ответа от дозы сводится к нахождению самого высокого уровня экспозиции, при которой может быть достаточно убедительно показано отсутствие статистически и биологически значимых вредных эффектов. Этот

 

уровень называется NOAEL (no observed adverse effect level - уровень, при котором нет наблюдаемых неблагоприятных эффектов). В качестве критического эффекта принимается тот, по которому найдено наименьшее значение NOAEL. При отсутствии надежных данных для оценки этой величины нередко используется LOAEL (lowest observed adverse effect level) - минимальный уровень экспериментальной экспозиции, при которой еще наблюдался биологически и статистически значимый неблагоприятный эффект.

Безопасный для здоровья человека уровень воздействия химических веществ (RfC/RfD) устанавливается делением величины NOAEL на величину фактора (коэффициента) неопределенности (UF), который характеризует степень соответствия анализируемого исследования «идеальным» требованиям. Чем меньше фактор неопределенности, тем оптимальнее условия установления безопасного уровня соответствуют «идеалу». Величина фактора неопределенности может колебаться от 1 до 10. Компоненты фактора неопределенности, используемые для установления безопасного уровня воздействия вещества, представлены в табл. 3-2.

Итоговая величина фактора неопределенности получается путем перемножения выбранных значений каждого из компонентов этого фактора. В соответствии с рекомендациями Агентства по охране окружающей среды США величина фактора неопределенности не может быть больше 10 тыс.

Наиболее ценными источниками информации для оценки зависимости «доза-ответ» являются адекватно спланированные эпидемио- логические исследования, демонстрирующие положительную ассоциацию между агентом и состоянием здоровья. Однако в настоящее время такие данные имеются лишь для ограниченного количества химических веществ, и связаны они, как правило, с аварийными ситуациями на производстве, которые сложно бывает применять для прогноза эффектов среди населения. Население более разнородно и весьма гетерогенно по чувствительности к действию вредных факторов.

 

При анализе результатов ретроспективных эпидемиологических исследований («случай-контроль»), в котором индивидуумы с иссле- дуемым заболеванием сравниваются с контрольной группой с целью выявления различий в уровне экспозиции в группе заболевших и контроле, определяются такие характеристики, как атрибутивный риск и относительный риск.

Таблица 3-2. Компоненты фактора неопределенности, используемые

для установления безопасного уровня воздействия вещества

Атрибутивный риск - вероятность развития заболевания или другого нарушения здоровья (в % от общего числа этих заболеваний или нарушений здоровья на данной территории), связанных с исследуемым фактором.

Относительный риск (RR) - величина, выражающая отношение риска возникновения какого-либо заболевания у лиц, подвергавшихся воздействию изучаемого фактора, к риску заболевания у лиц, не подвергавшихся этому воздействию.

Для простоты расчетов риск зависимости «концентрация-ответ» нередко характеризуют в виде прироста относительного риска или в виде относительного изменения анализируемого показателя здоровья (например, в %) при возрастании концентрации химического вещества на 10 мкг.

Параметры для расчета риска, полученные в эпидемиологических исследованиях, могут также представляться в виде единичного риска (UR), представляющего собой верхнюю доверительную границу дополнительного пожизненного риска, обусловленного воздействием химического вещества в концентрации 1 мкг/м3 (ингаляция загрязненного воздуха) или 1 мкг/л (поступление с питьевой водой); т.е. риск на единицу концентрации.

3.1.3. Оценка экспозиции

Оценка экспозиции - один из важнейших и, как правило, наиболее точный из всех четырех этапов исследования риска. На этом этапе устанавливается количественное поступление агента в организм вследствие его контакта с различными объектами окружающей среды (воздух, вода, почва, продукты питания). Оценка экспозиции одновременно представляет собой интегральный компонент всего процесса - как оценки, так и управления риском, а в общем плане экологической эпидемиологии, диагностики и лечения заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды. Это междисциплинарное направление требует комплексного участия в исследованиях специалистов разного профиля: гигиенистов, токсикологов, эпидемиологов, химиков, профпатологов, клиницистов, метеорологов, инженеров, а также ученых в области социальных дисциплин.

 

Методология оценки воздействия базируется на прямых и косвенных методах исследования. К прямым методам исследования отно- сятся персональный мониторинг, биологические маркеры; к косвен-

ным - мониторинг окружающей среды, анкетирование, составление и анализ суточных дневников, математическое моделирование рассеивания загрязнителей, их межсредовых переходов и накопления в определенных средах.

На этапе оценки экспозиции осуществляется определение маршрутов воздействия; идентификации той среды, которая переносит загрязняющий агент; определение времени, частоты и продолжительности воздействия; идентификация подвергающейся воздействию популяции.

Процесс оценки экспозиции обычно состоит из трех основных этапов.

1. Анализ основных физических параметров исследуемой области и характеристика популяций, потенциально подверженных воздействию.

2. Идентификация маршрутов воздействия, источников загрязнения, потенциальных путей распространения и точек воздейс- твия на человека.

3. Количественная характеристика экспозиции: установление и оценка величины, частоты и продолжительности воздействий для каждого анализируемого пути, идентифицированного на 2-м этапе. Наиболее часто этот этап состоит из двух стадий: оценки воздействующих концентраций и расчета поступления.

Характеристика физической среды включает в себя анализ таких свойств и показателей окружающей среды, как климат, метеорологические условия, тип почвы, гидрология и другие характеристики, дающие возможность иметь представление о природных условиях, на фоне которых отмечается вредное воздействие факторов среды. Информация о характеристике поверхностных и подземных вод, воздушной среде, почве, растительности может дать ответ о возможных путях перемещения вредных веществ из одной среды в другую. Детально анализируются жилая, производственная, административ- но-транспортная, рекреационная и другие зоны.

 

Характеристика групп населения, проживающего в исследуемой зоне и вблизи от нее, предусматривает анализ мест проживания, видов деятельности, выявление чувствительных подгрупп. Большое внимание уделяется определению времени, в течение которого потенциально экспонируемая группа населения находится в зоне воздействия вредного фактора. Путем анкетирования и анализа суточных

дневников выясняется продолжительность рабочего дня, время пребывания в жилой зоне, в помещении и вне его, а также другие моменты, отражающие влияние временного фактора. На данном этапе выявляются пути, по которым осуществляется воздействие на изучаемые группы населения. Для каждого маршрута воздействия определяют точки потенциального контакта человека с химическими веществами, а также пути поступления токсиканта в организм (пероральный, ингаляционный, перкутанный). Численность экспонированной популяции является одним из важнейших факторов для решения вопроса о приоритетности в системе охранных мероприятий.

При установлении маршрутов воздействия выявляются не только пути, по которым выделенные группы населения могут подвергаться воздействию, но и одновременно анализируются условия контакта человека с вредным фактором. При этом определяются ответные реакции организма на воздействие, устанавливается сходство и различие этих реакций у разных людей. Известно, что чувствительность к токсическому действию зависит от генетического многообразия популяции. Примером тому может служить вероятность возникновения злокачественных новообразований при воздействии химических канцерогенов, образующихся при курении. Многочисленные исследования свидетельствуют, что возникновение рака легких зависит от активности фермента арил-гидрокарбонгидралазы, который принимает участие в реакции связывания канцерогенного вещества бенз(а) пирена, содержащегося в сигаретном дыме. У определенной части населения активность этого фермента изменена, поэтому бенз(а) пирен в гораздо большем количестве осаждается в легочной ткани, что в значительной мере способствует образованию опухолей.

 

Увеличивается чувствительность к воздействию вредного фактора при курении, алкоголизме, недостаточном потреблении витаминов и т.д.

Таким образом, на этапе оценки риска «доза-ответ» следует выявлять все субпопуляции, которые могут иметь повышенный риск химического воздействия, обусловленный их высокой чувствитель- ностью. Наиболее чувствительными к действию химических веществ в ряде случаев являются субпопуляции детей, лиц пожилого возраста, беременных и кормящих женщин, больных хроническими заболеваниями.

Оценка воздействующих концентраций включает определение концентраций химических веществ, воздействующих на человека в течение периода экспозиции. Для оценки риска, обусловленного хроническими воздействиями химических веществ, применяются среднегодовые концентрации и их верхние - 95% - доверительные границы. Для оценки острых воздействий, включая аварийные воздействия (продолжительность экспозиции не более 24 ч), используются максимальные концентрации и 95-й процентиль. Для расчета вышеуказанных величин, как правило, используются данные не менее чем трехлетних наблюдений. В скрининговых исследованиях для оценки хронического действия допустимо использование среднегодовых концентраций, а для оценки острых воздействий - максимальных концентраций за период наблюдения.

В тех случаях когда имеется большая вариабельность концентраций или, наоборот, всего два их значения в точке воздействия, целесообразно использовать максимальную из имеющихся концентра- ций. Для оценки канцерогенного риска, как правило, используются среднегодовые концентрации.

С учетом установленных концентраций на последней стадии оценки экспозиции делается расчет среднесуточной дозы химических веществ для реальных маршрутов воздействия.

 

Общая формула расчета среднесуточной дозы химического вещества имеет следующий вид:

I = C χ CR χ EF χ ED/(BW χ AT),

где I - количество вещества на границе обмена, мг/кг массы тела в день; С - концентрация химического вещества (например, мг/л воды); CR - величина контакта - количество загрязненной среды, контактирующее с телом человека в единицу времени или за один случай воздействия (например, л/день); EF - частота воздействия, число дней/год; ED - продолжительность воздействия, число лет; BW - масса тела - средняя масса тела в период экспозиции, кг; AT - время усреднения - период усреднения экспозиции, число дней.

Выбор времени осреднения зависит от вида оцениваемых токсических эффектов. При изучении воздействия веществ, влияющих на процессы развития, I рассчитывается путем усреднения за единицу события (например, на число дней воздействия или на один случай

экспозиции). Для веществ с острым действием поступление рассчитывается путем осреднения на очень короткие промежутки времени (на одно воздействие или на сутки). При изучении продолжительных воздействий веществ, не обладающих канцерогенной активностью, средняя суточная доза рассчитывается путем их осреднения в течение периода экспозиции (например, субхроническое или хроническое дневное поступление). Для канцерогенов расчет поступления проводят путем деления общей накопленной дозы на продолжительность жизни (70 лет).

На этапе оценки экспозиции, как и на всех других этапах оценки риска, проводится анализ неопределенностей. Неопределенности на этом этапе могут быть связаны с неполнотой сведений о компонентах промышленных выбросов; отсутствием динамического контроля за их реальными уровнями; условностью выбранного сценария воздействия, который не учитывает все специфические аспекты суточной деятельности населения разных возрастных и профессиональных групп; несоответствием задачам оценки риска для здоровья населения динамического мониторинга загрязнения объектов окружающей среды как в качественном, так и в количественном отношении.

 

3.1.4. Характеристика риска

Этап характеристики риска является завершающей частью оценки риска и начальной фазой управления риском. Характеристика риска - ответственный этап, в ходе которого обобщаются все материалы предыдущих этапов, проводится оценка риска канцерогенных и неканцерогенных эффектов, выявление и анализ неопределенностей оценки риска, обобщение результатов оценки риска и предоставление полученных данных лицам, участвующим в управлении рисками.

Характеристика канцерогенного риска осуществляется поэтапно: рассчитывается индивидуальный канцерогенный риск (CR) для каждого вещества, поступающего в организм человека анализируемыми путями, суммарный канцерогенный риск для всех веществ и всех анализируемых путей их поступления в организм, популяционный канцерогенный риск (PCR).

Индивидуальный канцерогенный риск определяется как дополнительный по сравнению с фоном риск для индивидуума заболеть раком в течение жизни при воздействии конкретного вещества

в определенной концентрации или дозе, т.е является произведением среднесуточной дозы/концентрации канцерогена в течение всей жизни и значением фактора канцерогенного потенциала (фактора наклона, единичного риска).

Популяционный канцерогенный риск отражает дополнительное к фону число случаев злокачественных новообразований, способных возникнуть на протяжении жизни, вследствие воздействия исследуемого канцерогенного фактора:

PCR = CR χ POP,

где CR - индивидуальный канцерогенный риск; POP - численность исследуемой популяции, человек.

Характеристика риска развития неканцерогенных эффектов осуществляется либо путем сравнения фактических уровней экспозиции с безопасными уровнями воздействия (коэффициент/индекс опасности), либо на основе параметров зависимости «доза/концентра- ция-ответ», полученных в эпидемиологических исследованиях.

 

Коэффициент опасности (HQ) представляет собой отношение воздействующей дозы/концентрации химического вещества к его безопасному (референтному) уровню.

При HQ равном или меньшем 1,0 риск вредных эффектов рассматривается как пренебрежимо малый. С увеличением HQ вероятность развития вредных эффектов возрастает, однако точно указать величину этой вероятности невозможно.

При комбинированном или комплексном воздействии веществ осуществляется расчет индекса опасности (HI), представляющего собой сумму коэффициентов опасности для веществ с однородным механизмом действия или сумму коэффициентов опасности для разных путей поступления вещества (HI = Σ HQ).

При характеристике риска для здоровья населения, обусловленного воздействием химических веществ, загрязняющих среду обитания, используется величина условно принимаемого приемлемого риска - вероятность наступления события, негативные последствия которого настолько незначительны, что ради получаемой выгоды от фактора риска человек, или группа людей, или общество в целом готовы пойти на этот риск.

В соответствии с критериями приемлемого риска в методологии риска принято выделять несколько диапазонов риска.

Первый диапазон риска (индивидуальный риск в течение всей жизни, равный или меньший 1χ10-6, что соответствует одному дополнитель- ному случаю серьезного заболевания или смерти на 1 млн экспонированных лиц) характеризует такие уровни риска, которые воспринимаются всеми людьми как пренебрежимо малые, не отличающиеся от обычных повседневных рисков. Подобные риски не требуют никаких дополнительных мероприятий по снижению, и их уровни подлежат только периодическому контролю.

Второй диапазон (индивидуальный риск в течение всей жизни более 1χ10-6, но менее 1χ10-4) соответствует зоне условно приемлемого (допустимого) риска. Именно на этом уровне установлено большинс- тво зарубежных и рекомендуемых международными организациями гигиенических нормативов для населения в целом. Уровни допустимого риска подлежат постоянному контролю. В некоторых случаях при таких уровнях риска могут проводиться дополнительные мероприятия по их снижению.

 

Третий диапазон (индивидуальный риск в течение всей жизни 1χ10-4 - 1χ10-3) приемлем для профессионалов и неприемлем для населения в целом. Появление такого риска требует разработки и проведения плановых оздоровительных мероприятий.

Четвертый диапазон (индивидуальный риск в течение всей жизни, равный или больший 1χ10-3) не приемлем ни для населения, ни для профессионалов. При его достижении необходимо проведение экстренных оздоровительных и других мероприятий по снижению риска.

Как уже отмечалось выше, на этапе характеристики риска оценивается достоверность и надежность значений рисков, которые зависят от многочисленных факторов, в частности вариабельности данных и неопределенностей оценок.

Вариабельность представляет собой неоднородность или непостоянство параметров популяции растений, животных, человека, физических свойств природной среды и т.п. Являясь фундаментальным свойством природы, вариабельность обычно не поддается снижению путем проведения дополнительных исследований или измерений. Например, разные люди используют разное количество питьевой воды вне зависимости от того, насколько часто или точно измеряется это количество.

Неопределенность представляет собой частичное отсутствие знаний или фактических данных об определенных процессах, парамет- рах или моделях. Поскольку неопределенность является свойством,

присущим самому процессу оценки риска, в некоторых случаях она может быть уменьшена посредством дополнительных исследований или измерений. Возможные неопределенности подразделяются на три категории.

• Неопределенности, обусловленные отсутствием или неполнотой информации, необходимой для корректного определения риска.

• Неопределенности, связанные с некоторыми параметрами, используемыми для оценки экспозиции и расчетов рисков (неопределенность параметров).

 

• Неопределенности, обусловленные пробелами в научной теории, необходимой для предсказания на основе причинных связей (неопределенности модели).

На этапе характеристики риска все полученные данные группируются с учетом количественных значений рисков, тяжести и социальной значимости возможных вредных эффектов, экспонируемых групп населения, оцениваемых зон воздействия химических веществ.

Окончательное заключение о количественной и качественной характеристике риска является основным документом, предоставля- емым лицам, осуществляющим разработку мероприятий по управлению риском.

Управление риском как элемент анализа риска является логическим продолжением оценки риска и направлено на обоснование наилучших в данной ситуации решений по устранению или минимизации, а также мониторингу экспозиций и рисков, оценке эффективности и корректировке оздоровительных мероприятий. Управление риском базируется на совокупности политических, социальных и экономических оценок полученных величин риска, сравнительной характеристике возможных ущербов для здоровья людей и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных вариантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий (например, сохранение человеческой жизни, предотвращенные случаи заболеваний и др.).

Процедура управления риском состоит из четырех элементов (этапов).

• Сравнительная оценка и ранжирование рисков.

• Определение приемлемости риска.

• Выбор стратегии снижения и контроля риска (контроль поступления химических веществ в окружающую среду из источников

• загрязнения, мониторинг экспозиций и рисков, регламентирование уровней допустимого воздействия). Принятие управленческих (регулирующих) решений. Управление риском, как и любое другое направление общественной политики, выражается в принятии определенных законодательных, бюджетных, технических и иных решений. Так как общественные ресурсы ограничены, то при принятии управленческих решений основной вопрос заключается в выборе приоритетов. Игнорирование наиболее острых проблем или решение второстепенных означает, что общественные ресурсы используются нерационально. В конечном итоге это выразится в большом ущербе здоровью населения, окружающей среде и благосостоянию общества.

 

Сопоставление «рисковых» и «нерисковых» факторов дает основу для ответа на вопрос о степени приемлемости риска, когда:

- риск приемлем полностью;

- риск приемлем частично;

- риск полностью неприемлем.

В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу 3-го этапа процедуры управления риском. Определение пропорций контроля заключается в выборе одной из «типовых» мер, в наибольшей степени способствующей минимизации (в случаях 1 и 2) или устранению (случай 3) риска. Такие типовые меры могут включать:

- использование предупредительных маркировок;

- ограничение круга пользователей, например специально подготовленным персоналом;

- ограничение сферы использования;

- полный запрет использования вещества в технологических процессах с участием человека;

- полный запрет вещества.

Последний этап - принятие регулирующего решения - включает определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, наилучшим образом соответствующих реализации той или иной «типовой» меры, которая была установлена на предшествующем этапе. Этот этап управления риском увязывает все его этапы и является их логическим завершением, сводящимся к единому процессу принятия решения на основе единой концепции риска.

Естественным продолжением процесса оценки риска является передача и распространение информации о риске. Оценка риска практически не имела бы смысла, если бы получаемые результаты не дово- дились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к решениям по снижению риска, или тех, кого касаются такие решения. Полученные в процессе оценки риска данные должны быть полностью понятны как специалистам по регулированию риска, так и заинтересованным группам населения, представителям прессы. Сегодня как никогда требуется конструктивная и целенаправленная деятельность государственных органов в области образовательной, просветительской и информационной работы с населением по вопросам риска здоровью.

 

3.2. Социально-гигиенический мониторинг

3.2.1. Методологические основы и задачи социально-гигиенического мониторинга

Конец XX века характеризовался нарастающим негативным влиянием среды обитания на демографические показатели и состоя- ние здоровья различных групп населения. Высокая антропогенная нагрузка территорий в сочетании с неблагоприятной социальноэкономической ситуацией в России создают реальную угрозу широкого распространения заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды, особенно в крупных промышленных центрах и урбанизированных регионах. Государственная политика в области здравоохранения в последние годы характеризуется признанием необходимости укрепления здоровья населения как главного фактора экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны (Онищенко Г.Г., Самошкин В.П., 2000).

В связи с этим перед государственной санитарно-эпидемиологи- ческой службой страны возникла необходимость создания единой государственной информационной системы оценки, анализа и определения тенденций развития санитарно-эпидемиологической ситуации в целях оптимизации и обоснования управленческих решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Опыт создания и эксплуатации в России систем слежения за здоровьем населения и средой обитания - таких как «Агис-здоровье»,

«Пестициды», «Профзаболевания», «Ангара» - показал, что данные информационные системы далеко не в полной мере отражали все компоненты, формирующие здоровье, а в государственном масштабе не давали возможности для получения достоверных прогнозов динамики здоровья при различных сценариях изменений окружающей среды, и, как следствие, не являлись достаточно надежным инструментом поддержки принятых управленческих решений.

 

В настоящее время взамен указанных систем разработана и активно реализуется государственная система социально-гигиенического мониторинга. Она введена в стране постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г.? 1146 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

В соответствии с приказом Минздрава от 26 апреля 2005 г.? 385 «Об организации работы по социально-гигиеническому мониторингу» целью социально-гигиенического мониторинга является гигие- ническая оценка (диагностика факторов среды обитания и здоровья населения, выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения, установления причин и выявления условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Следовательно, мониторинг осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Мониторинг проводится на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе санитарных правил, а также методических материалов.

При ведении мониторинга решаются следующие задачи:

- формирование федерального информационного фонда;

- выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания

 

человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; - обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. В задачу территориальных управлений Федеральной службы в субъектах Российской Федерации и по железнодорожному транспорту входит организация системы наблюдения и сбора информации для ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ), проведение анализа материалов наблюдения, установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, прогнозирование динамики наблюдений явлений на уровне субъектов Российской Федерации и на транспорте, определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения, разработка предложений для управленческих решений, направленных на охрану здоровья населения и среды обитания человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.