Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные задачи психогенетики. Место психогенетики в системе психологических и биологических научных дисциплин




Психогенетика - междисциплинарная область знаний, пограничная "между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; Как часть психологии психогенетика принадлежит к более широкой области - психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), которая, в свою очередь, является частью общей психологии. Дифференциальная психология занимается исследованием индивидуальных различий между людьми или группами людей. Место психогенетики в генетике обозначить несколько сложнее. Генетика как наука изучает закономерности наследственности и изменчивости. Классификация областей генетики может осуществляться по различным принципам. Например, в основу может быть положен объект изучения (генетика растений, генетика микроорганизмов, генетика человека и т.д.). В этом случае психогенетика является частью генетики человека. В основу другого принципа классификации может быть положен уровень изучения (молекулярная генетика, цитогенетика, генетика популяций), и тогда классическая психогенетика скорее может быть отнесена к популяционной генетике, поскольку изучает происхождение индивидуальных психологических различий в популяциях

Задачей психогенетики является выяснение наследственных и средовых причин формирования различий между людьми по психологическим признакам.

Предмет психогенетики: те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования часто становится наследуемость и изменчивость:

· девиантных форм поведения;

· психических болезней;

· типов темперамента;

· типов мозговых ритмов.

2. Основные этапы развития психогенетики
Начало истории развития генетики как науки принято связывать с 1865 годом, когда Грегор Мендель на примере скрещивания чистых линий гороха впервые сформулировал методы генетического анализа и закономерности наследования отдельных признаков организма. Результаты своих экспериментов Г.Мендель представил в статье «Опыты над растительными гибридами» (рис.1). Однако это открытие не было оценено современниками и было забыто. I ЭТАП 1865 – 1900гг.

Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше

всего связано с именем английского ученого Ф. Гальтона, опубликовавшего статью

«Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у человека. В том же году, когда Г.Мендель доложил об открытых им законах наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

 

Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные

оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил к

этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от

средних величин».

Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят

настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей сильно

одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт – снижение

числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон констатировал

вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы таланта.

 

Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В 1876 – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью д анные о роли природы и воспитания в формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы» объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или из одного яйца. Речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке, как метод для оценки влияния природы и воспитания.

 

В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там

антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое

массовое исследование. Он измеряет:

- конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)

- сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота

зрения и слуха)

по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний,

высокий.

 

В 1883 Евгеника – учение о рождении лучшего, соотношение науки и этики

(Гальтон) метод искусственной селекции человека. (учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств) Делится на:

1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для общества потомство.

2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков, дающих дефектное потомство. Очерк Флоренского «Усовершенствование и вырождение человеческого рода». Подбор супруга для брака сознательным, если дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от дефекта.

Евгеника – социальная программа. Информированность о дефектах генетических.

Если человека информировать – он, возможно не захочет оставлять большое потомство.

В начале нашего века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. –

эмиграционный закон об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, закон о

стерилизации шизофреников, алкоголиков. Подобные законы в 33-е г. – Германия.

Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники ничего не

остается от изначальной идеи.

 

II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в

методологии психогенетического исследования. Главное здесь:

1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря

чему стало возможным оформление современного близнецового метода как

сопоставления моно – и дизиготных пар.

2. Развитие статистических способов оценки сходства между родственниками, в

частности появление продукт-момент корреляции К.Пирсона. Когда речи идет не

об альтернативном признаке (например, шестипалости у людей), а о

количественном, т.е. о таком, который присущ всем членам популяции, только с

разной степенью выраженности(например, баллы IQ), возможность количественно

оценить сходство и различие в парах людей с разной степенью родства

приобретает решающее значение. Корреляции Пирсона, а затем работы Фишера и

Райта обеспечили решение этой задачи.

 

Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики количественных

признаков (биометрической генетики), предполагающей решение генетических

проблем вариационно-статистическими методами. Это был важный момент в

истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 6158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.