Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моторная (экспрессивная) алалия




Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Алалия — не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отдельные проявления алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребенка на более раннем этапе. Условнорефлекторная деятельность мозга в условиях недоразвития соответствует в какой-то мере деятельности в ранние периоды нормального формирования детской речи. Однако с возрастом расхождения все увеличиваются, так как при нормальном развитии речи один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

СИМПТОМАТИКА И МЕХАНИЗМЫ АЛАЛИИ

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную струн туру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

25. Классификация и характеристика форм алалии.

КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ

В зависимости от примерной локализации поражение речевых областей больших полушарий головного мозга различают 2 формы Алалии:

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Выделяют в связи с этим эфферентную и афферентную формы моторной алалии

Ведущим дефектом является языковое нарушение при моторной алалии.

Речевая симптоматика:

Ø недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

Ø Развитие системы произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития.

Речь алаликов непонятна, отдельные слоги могут быть понятны только в конкретной ситуации и при сопровождении речи жестами и мимикой. Состояние речи у детей алаликов характеризуется большим разнообразием и зависит от тяжести неврологического нарушения.

Выделяют три уровня развития речи детей алаликов:

1. Действия, события, желания выразить ребенок не может, не связанных с ситуацией.

2. Дает возможность ребенку выразить свои отдельные желания, просьбы, наблюдения в более доступной форме для окружающих.

3. Включает в себя более развернутые высказывания, но есть ошибки в лексико-грамматическом, грамматико-фонетическом направлении.

 

Примоторная алалия. Понимание обращенной к ребенку речи относительно сохранно. Дети адекватно реагируют на словесные поручения взрослых, понимание речи у детей ограничивается обиходным пониманием (ситуациями).

· Трудными являются задания предусматривающие понимание единственного и множественного числа глаголов и существительных, форм глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, отдельные лексические значения, пространственное расположение предметов и установление причинно-следственных связей. Ошибки связаны с тем, что само значение слов дети понимают, но не участвуют морфологические, грамматические элементы (окончания, приставки).

· Нарушение смысловой стороны речи у детей с алалией требует длительной и систематической коррекции. Вне специального обучения дефект не преодолевается.

· Чем больше степень недоразвития коры головного мозга, тем глубже, грубой оказывается несформированность речевой функции.

· При моторной алалии замедленность и затрудненность грамматических форм и развернутого текста.

· Из-за нечеткости звукового восприятия дети улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. У детей бедный активный словарь, дети могут обладать достаточным пассивным словарем.

· При алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи — звукослоговой и морфемный строй. Нарушение ритмической организации слова проявляется в замедленности речевого потока, в послоговом произнесении слов с паузированием между слогами и словами.

· Речь носит характер скандированности (между одинаковыми по величине речевыми отрезками есть равной длительности паузы) или фрагментарности (разные речевые отрезки разрываются разновеликими интервалами).

· Нарушение мелодики, темпа, ритма речи.

· При отраженном проговаривании ребенок продуцирует только приблизительный контур, неясный звуковой комплекс вместо слова, употребляет несколько вариантов искажения одного и того же слова: «пидора», «мидора» — помидор; «кубыка», «пузыка», «пузувиса», «кубиска» — пуговица; «фраль», «вираль», «фараль» — февраль и т. д. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слова становятся более заметными. Количество подобных искажений резко возрастает и на протяжении одного занятия, если ребенок утомляется.

· В речевом потоке много оговорок - дети не обращают внимания на них.

· Словарный запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Бедность лексико-семантических средств приводит к разнообразным заменам по сходству, смежности, по контрасту (стираетмоет, топормолоток, чашкастакан и т. д.). Чаще выявляются замены по внешним признакам предмета, реже — основанные на функции (внутренних признаках).Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами.

· Узок и однообразен у них запас прилагательных, наречий.

· На всех этапах развития речи выявляются трудности актуализации словаря.

· Словарный запас детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования.

· Речь долгое время остается бедной, поражает оборотами, не свойственными родному языку.

· Дети затрудняются при именном и глагольном управлении, при согласовании, не используют предлоги и союзы, в их речи нет четкости родовых и числовых окончаний и т. д. Неправильно используются смыслоразличительные приставки. Преобладают корневые слова.

· Они затрудняются при овладении числовыми формами существительных, глаголов, пользуются неизменяемыми словами, («Книга, Таня!» и жест просьбы).

Процесс формирования предложений у детей с алалией выявляет ряд особенностей на всех этапах развития. Отмечаются разные виды аграмматизма (экспрессивный аграмматизм — нарушение грамматического строя собственной речи, импрессивный — затруднения при понимании грамматических конструкций):

1. структурный аграмматизм;

2. семантический аграмматизм;

3. аграмматизм, связанный с неправильным оформлением связей слов в предложении.

1. Под структурным аграмматизмом понимается нарушение количества и динамической линейной последовательности слов в предложении, нарушение порядка слов. (Ребенок отвечает одним-двумя словами в сочетании с жестом.) При недостаточности лексико-грамматических и фонетических средств у ребенка отмечается развитие мимико-жестикуляторной формы общения. Грамматический строй развивается при алалии замедленно и неравномерно, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью.

Ребенок не может выразить свою речь грамматически правильно. нарушается в целом коммуникативная деятельность, а также регулирующая и познавательная (когнитивная) функции.

Обнаруживается несформированность умения строить контекст. Речь детей сбившаяся, неполноценная, причинно-следственные связи нарушаются. Отсутствует потребность общения в связной форме, Наблюдаются фрагментарность, разорванность высказывания,

Большие затруднения испытывает ребенок при овладении сложными логико-грамматическими конструкциями (Дети не умеют отбирать факты, важные для раскрытия темы).

недоразвитие речи сочетается с несформированностью мотивации общения

Неречевая симптоматика моторной алалии. У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.).

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.

страдает вербальная память — произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты.

В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.

Особенности личности ребенка связаны с недоразвитием центральной нервной системы и являются результатом того, что речевая неполноценность выключает ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

интеллект у детей вторично изменен в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта ими прямо не устанавливается.

У детей с алалией отмечается бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции,,снижение интеллектуальных операций, требующие участия речи.

отмечается недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.