Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведический период культуры Индии




Культура Древней Индии

Индийская цивилизация – одна из древнейших, созданных человечеством. На протяжении почти 5 тыс. культура Индии находится в непрерывном историческом процессе развития, основные этапы которого связаны со становлением и развитием характерных мифологических и религиозных верований Индии. В силу такого деления принято, анализируя культуру Индии выделять ведический (брахманский), буддийский, индуистский и мусульманский* периоды ее развития.

Согласно раскопкам, древнейшая цивилизация на территории Индии была создана еще в 4 тыс. до н.э. (Хараппская культура, которая просуществовала до сер. 2-го тыс. до н.э.). Здесь существовали интересные поседения (2-х этажные кирпичные дома, перпендикулярная планировка улиц), канализационная система (система керамических труб под землей), население имело свою письменность, занималось земледелием и скотоводством, достаточно высокий уровень развития имело искусство, особенно декоративно-прикладное.Упадок Хараппской культуры связывают с природной катастрофой – вероятно, землетрясением с последующим изменением русла реки Инд и ее разливом. После гибели Хараппской цивилизации культура Древней Индии словно делает «шаг назад»: на месте опустевших городов возводят свои лачуги племена, которым только впоследствии предстоит вступить в эпоху цивилизации.

В середине второго тыс. до н.э. на территорию Индии приходят с северо-запада кочевые племена ариев, которые (вкупе с местным населением) формируют свои нормы и ценности жизни, создают новые культы, традиции, верования. Это нашло свое отражение в древнейшем памятнике культуры – Ведах. Веды (в переводе с санскрита – тайное знание) можно рассматривать как целостную мировоззренческую систему древнеиндийской культуры; здесь собраны важнейшие мифы и верования арийцев, культы и ритуалы, заключены представления о мире и первые знания – по земледелию, медицине, геометрии, ремеслам.

Веды состоят из четырех книг:

- Ригведа (книга гимнов, в свою очередь распадается на 10 книг, содержащих в целом 1028 гимнов);

- Самаведа (веда мелодий - сборник ритуалов и песнопений, во многом повторяющий тексты Ригведы, но с акцентом на ритуальной сторон;

- Яджурведа (веда жертвоприношений - молитвенные формулы для совершения жертвоприношений);

- Атхарваведа (сборник заговоров и магических заклинаний, обращение к божествам).

С течением времени веды дополняются комментариями, в совокупности сформировав группу ведических текстов. Ортодоксальные (т.е. не противоречащие текстам Вед, а только дополняющие и разъясняющие эти тексты) комментарии включают философские тексты Упанишады (на санскрите означает «сидеть у ног учителя»), Брахманы (священные тексты), Араньяки («лесные книги», написанные отшельниками-аскетами).

Позднее появляется и литература священного содержания, основанная на Ведах. Она включала сутры (краткие руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила бытовой жизни, основы законодательства и т.д.) Ранние эпические произведения Древней Индии (эпические поэмы Махабхарата и Рамаяна) так же основаны на ведических представлениях и не отступают от текста Вед.

В ведах и связанных с ними текстах-комментариях (брахманы, араньяки) получает свое оформление и раннее религиозное верование Древней Индии – брахманизм. Брахманизм основывается на вере в множество богов. Здесь нет единой иерархии богов, в каждой местности сохраняются свои, наиболее почитаемые*. Среди наиболее часто встречающихся – Шива (воплощение разрушительных сил природы), Вишну (бог хранитель всего существующего), первочеловек Пуруша, Варуна (божество миропорядка).

Согласно космогонической теории брахманизма творцом Вселенной является Брахма – абсолютное духовное начало. Он рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила мысли Брахмы разделяет яйцо на 2 части – небо и землю. Затем формируются стихии (вода, земля, воздух, эфир), а так же боги, звезды, время, рельеф, люди, животные – одним словом, формируется Вселенная со всем ее населяющим и составляющим.

Ключевой момент брахманизма – сансара (в переводе с санскрита блуждание, переход) – теория перерождения (согласно этому учению со смертью человека душа перерождается в новое существо – человека, растение, животное; эта цепь перевоплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы). Карма предопределена свыше, но может быть скорректирована поступками человека (в случае недостойного поведения, например, пьяница превращается в моль, убийцы – в хищных животных, воры – в крысу и т.п.) Таким образом, смысл жизни индивида состоит в улучшении кармы, что повышает шансы на новое (более лучшее) рождение. Конечная цель бытия заключается в слиянии души с мировым духом Брахманом. Однако эта перспектива очень неблизка и сложна, поскольку для слияния с Брахмой человек должен вырваться из колеса Сансары, постоянно улучшая свою карму от перерождения к перерождению.

Брахманизм дает религиозное обоснование делению общества на 4 варны. Две из них привилегированные – жрецов-брахманов (созданы из уст бога Брахмы), кшатриев (военная знать, цари, князья – созданы из рук Брахмы). Остальные две – низшие: вайшьи (свободные общинники, созданные из бедер Брахмы) и шудры (низшая каста, потомки покоренных племен, но лично свободные, созданные из ступней Брахмы). Такое деление общества законодательно закрепляется в древнеиндийском «Законе Ману», определившем права и обязанности различных варн.

В более поздние времена варны в индийском обществе трансформируются в касты. Последние в отличие от варн обладали внутренней администрацией, внутри касты действовали нормы (и обязательства) взаимопомощи, строгие правила общения с членами других каст и т.д. Вне каст остаются люди самого «низкого» происхождения и социального статуса (поденщики, бывшие рабы), им предписывается особый род занятий (например, могильщики, уборщики, палачи и пр.), общение с «чистыми» (представителями каст) запрещается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.