Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Театрально-музыкальная культура




В эпоху системного обновления отечественной культуры в духе творческого традиционализма развивался фольклорный театр (народные жанры скоморохов, батлейка), появлялись новые виды самодеятельной и профессиональной драматургии, прежде всего – школьный и магнатский театры.

Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 г. в Полоцке при иезуитском коллегиуме. Здесь же, в Полоцке, в 1788 г. было построено специальное здание для театра. А всего в XVIII в. действовало 22 школьных и 26 музыкально-драматических театров. Авторами пьес для школьных спектаклей и их постановщиками были педагоги, исполнителями — учащиеся. Кроме пьес религиозного содержания они разыгрывали спектакли с историческими сюжетами, интермедии, обращаясь к событиям времен Римской империи и средневековой Европы. Представления давались на латыни. Правда, в антрактах исполнялись интермедии на белорусском языке. Постепенно некоторые из этих произведений превратились в серьезные драматические произведения.

В 1787 г. традиционная школьная интермедия уступила место профессиональным белорусским пьесам типа «Камедыі» К. Марашевского и «Лекара па прымусу» М. Цецерского. Герои в них заговорили живым народным языком, что означало поворот к демократизации школьного театра. Необходимо отметить тот факт, что белорусско-польский драматург, профессор риторики и поэтики М. Цецерский одним из первых начал вводить в драматические сочинения белорусский язык. Вместе с музыкантом Р. Вардоцким он создал в 1789 г. первое на территории Беларуси комическое оперно-опереточное произведение «Аполлон-законодатель, или Реформированный Парнас».

В праздники население городов и местечек наслаждалось искусством народного кукольного театра батлейки (он известен с XVI в.). Белорусская батлейка использовала около 20 постоянных народных сценок и множество сюжетных вариаций на злобу дня. Главным героем неизменно выступал весельчак, шутник и народный заступник Нестерка. Школьный театр и народные представления оказали влияние на развитие театрально-музыкальной культуры. Крупные магнаты увлеклись домашними спектаклями с музыкально-танцевальным сопровождением, и во второй половине XVIII в. многие из них обзавелись собственными так называемыми крепостными театрами. В богатых усадьбах создавались оркестры, хоры, балетные и оперные труппы. Среди крепостных встречалось немало способных артистов. Но в частных театрах кроме них играли любители, нередко члены семьи магната, и даже выписанные из-за рубежа талантливые профессионалы. Так что домашние спектакли стали своеобразной переходной формой от школьного к профессиональному академическому театру.

В конце XVIII в. крепостные составляли большинство в труппах частновладельческих театров. Случалось, что их отправляли за границу учиться актерскому мастерству и музыке. Так, Ян Тентилович, крепостной Радзивиллов, после учебы за границей стал капельмейстером в их театре.

Театры Беларуси и их постановки считались одними из лучших в Европе. Частновладельческие театры предпочитали пьесы сентиментального характера. Примечательно, что в России на 100 лет, а в Западной Европе на 150 лет позже, чем в Беларуси, для спектаклей стали воздвигать павильоны. Слонимский театр и вовсе имел приспособление для проведения знаменитых водных феерий в закрытом помещении. По утверждению Г.И. Варышева, в тот период нигде, кроме Беларуси, не было сцены, которая, раздвигаясь, заполнялась водой, и актеры появлялись на лодках.

Одним из лучших белорусских театров был Несвижский театр (1740—1809). Его успешная деятельность и известность связаны с именем Уршулы Франтишки Радзивилл(1705—53) — жены М.К. Радзивилла («Рыбоньки»). В 1746 г. она создала первый в истории западных и восточных славян светский театр, для которого написала 16 драматических произведений и оперных либретто. Современные исследователи причисляют их к уникальным «театральным примитивам» той эпохи. Оперные либретто, написанные знатной дамой, были первыми на белорусской земле. Кроме того, она переводила Мольера, Вольтера, сочиняла стихи, чудесно пела, пополняла замковую библиотеку, способствовала организации второй несвижской типографии.

Среди музыкантов, популяризаторов и организаторов театрально-музыкальной жизни, следует выделить композитора и исполнителя Михаила Казимира Огинского (1730—1800). Будучи гетманом Великого княжества Литовского, он при своем дворе в Слониме создал капеллу, театр, балетную и музыкальную школы, построил здание театра. Огинский писал стихи, либретто к операм, хорошо играл на кларнете, скрипке, арфе, флейте, клавикордах. Созданный им оркестр современники считали эталонным и сравнивали с мангеймским — «камертоном Европы». После смерти гетмана в его архиве было найдено огромное количество нотного материала, в том числе 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других небольших музыкальных произведений. Специалисты относят их к лучшим образцам камерного искусства XVIII в. Сегодня можно только догадываться о масштабах музыкальной деятельности Огинского, его интересах, увлечениях. Не случайно Слоним времен Огинского приравнивался к европейским центрам музыкальной культуры.

Многие представители театрально-музыкальной культуры Беларуси внесли весомый вклад в развитие музыкального искусства других стран. Так, композитор и педагог И. Козловский своим творчеством открыл целый этап в музыкальном искусстве России доглинковского периода. Автором первых русских кантов стал уроженец Пинска Епифан Славинецкий. Значительное влияние на развитие и разработку русского музыкознания оказал известный белорусский музыкант-теоретик, специалист в области церковной музыки Мезенец. В Москве успешно выступал известный белорусский певец Иван Коленда.

 

Таким образом, в XVI—XVIII вв. белорусская культура достигла значительных успехов. Она развивалась в тесной связи с культурами Средней и Западной Европы и в контакте с реформируемой российской культурой. Здесь были восприняты и творчески преобразованы гуманистические идеи и достижения общеевропейского Ренессанса и Просвещения.

Во второй половине XVIII в. в Беларуси распространялись идеи западноевропейского Просвещения, учения Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Д. Юма, Вольтера, Ж. Руссо и других известных философов. Это нашло отражение в передовой литературе, науке, философии, искусстве, религиозной контркультуре, стимулировало научный поиск, содействовало развитию знаний (естественных и гуманитарных).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.