Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура послереволюционной России




К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с ней потери и лишения вызвали крайнее обострение социально-политических противоречий. Произошел приход к власти большевиков, которые подтолкнули страну к экономическому хаосу и масштабной гражданской войне.

В этот период важной особенностью культуры выступал её «социалистический» характер. Известно, что страна не готова была по материальным обстоятельствам к социалистическим преобразованиям: вплоть до ХХ века здесь проживали народы разных культурных типов. Часть из них жила ещё в условиях родоплеменной культуры, не имея опыта товарно-денежных отношений и национальной жизни. Это ‑ большинство народов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. У них преобладала культура присвоения в виде охоты, собирательства, рыболовства. Другие совсем недавно вступили на путь развития товарного производства, промышленности и капитализма ‑ их было большинство, производство у них преобладало аграрное. Некоторые из народов России уже имели опыт национальной жизни. У них были развиты буржуазные отношения, здесь закладывались основы промышленной, индустриальной культуры, но и для них говорить о переходе к социализму было ещё рано. Это ‑ народы Прибалтики, Польши, Финляндии. Тем не менее, социалистическая форма развития получила распространение. Причем социализм в культуре стал преобладающим в силу неизбежности сложившейся ситуации: альтернативы социалистической культуре не было.

Вначале новое правительство России не имело возможности заниматься проблемами культуры в полном объеме. Тем не менее, вскоре после Октября были приняты меры по централизации управления литературой и искусством. Провозглашались лозунги, отражавшие политико-идеологическую позицию новой власти и призванные укрепить ее положение среди широких слоев населения России. Главной целью на перспективу объявлялась коренная перестройка сознания людей, воспитание человека нового типа, строителя социалистического общества.

Среди первых мероприятий в сфере культуры были создание Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), призванного проводить в жизнь решения советского правительства, а также национализация театров, музеев, библиотек и других объектов культуры. В январе 1918 г. вышел декрет, в соответствии с которым школа отделялась от церкви, а церковь — от государства. Церковные обряды были вытеснены из общественной жизни. Так, обряд венчания заменила гражданская регистрация брака. Репрессии против служителей церкви и антирелигиозная пропаганда стали одним из важных пунктов в политике советской власти. Начали издаваться журнал «Революция и церковь», газета «Безбожник», а в 1925 г. был создан «Союз безбожников».

Основными задачами правящей партии являлись организация деятельности образования и культуры в новых условиях, а также пропаганда революционных идей среди населения. К 1917 г. 3/4 взрослого населения были неграмотны, и первостепенной задачей становилось повышение образовательного уровня основной массы жителей страны. С этой целью была разработана масштабная программа по ликвидации безграмотности (ликбез). В декабре 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет должно было обучаться грамоте на родном и русском языках. Программа предусматривала создание сети начальных школ, кружков ликбеза, а также открытие рабфаков (рабочих факультетов) для подготовки молодежи, не имевшей среднего образования.

Отношение властей к старой интеллигенции оставалось противоречивым: от попыток привлечь к сотрудничеству отдельных ее представителей до преследований и репрессий по отношению к тем, кто подозревался в отсутствии лояльности к новой власти. По утверждению В.И. Ленина, большая часть интеллигенции «неизбежно пропитана буржуазным миросозерцанием». В годы гражданской войны русская интеллигенция понесла тяжелые потери. Некоторые видные деятели культуры погибли (А. Блок умер от болезни и истощения, Н. Гумилев был расстрелян якобы за участие в белогвардейском заговоре), многие лишились условий, необходимых для нормальной работы.

В области высшего образования правительство также проводило классовую политику, создавая благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Быстро увеличивалось число вузов, к концу гражданской войны достигнув 224 (в 1914 г. их было 105). В то же время усилился идеологический контроль за их деятельностью: была ликвидирована их автономия, отменены ученые степени, введено обязательное изучение марксистских общественных дисциплин.

Одной из задач, поставленных советской властью, было формирование новой интеллигенции, солидарной с политикой большевиков. В годы гражданской войны поддержкой новой власти пользовался образованный в октябре 1917 г. Пролеткульт — сообщество деятелей культуры, провозгласившее основой своего творчества классовый подход. Его лидеры (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) призывали пролетариат к созданию социалистических форм искусства, отказу от культурного наследия прошлого. Сеть организаций Пролеткульта охватила всю Советскую Россию, вобрав в себя почти 400 тыс. человек.

Весьма сильны были настроения, связанные с тотальным отрицанием всей предшествующей культуры, доставшейся в «наследство» революции. Она многими объявлялась «эксплуататорской», классовой, подлежащей искоренению. Предлагалось заменить её так называемой «пролетарской культурой». Сторонники «пролеткульта» объединились в рамках Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), которая занимала влиятельное положение в литературной жизни страны в 20е-30е годы. Её руководитель Леопольд Авербах под флагом создания пролетарской культуры организовал серию кампаний против русских писателей, поэтов, художников. В оценке их творчества у рапповцев преобладали односторонние, вульгарно-социологические мнения. Русский фольклор был объявлен явлением антинародным. Согласно рапповцам, он возник по заказу княжеской знати и в угоду ей. Русские богатыри былинного эпоса превратились в объект насмешек, откровенного издевательства над всем русским. Высмеивался акт принятия христианства на Руси. Он объяснялся пьяным загулом князя Владимира. Слова «родина», «отечество», «патриотизм» подвергались остракизму, осмеянию, им придавался уничижительный смысл, отвергалось величие и мировое значение русской классики. В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о роспуске РАППа.

Для того, чтобы массы могли преобразовать свою культуру, приобщиться к более современным её формам, вытекающим из промышленного производства, городского типа поселения, необходимо было создать предпочтение для их освоения и развития, облегчить доступ к культурным ценностям, обусловить льготы при их овладении. Это предопределило ряд мероприятий по «бесплатному» приобщению к современным культурным ценностям: на «бесплатной» основе стали развиваться библиотечное, музейное, театральное дело, медицинское обслуживание, система образования граждан.

Государственное, «социалистическое» регулирование культурного развития имело как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам, несомненно, следует отнести быстроту, динамизм преобразований: за десятилетия советская, социалистическая Россия и её культура прошли путь, который царская Россия не могла пройти за века. Ни один народ, ни одна цивилизация до сих пор не могут продемонстрировать такие темпы культурных преобразований: Сталин получил Россию с крестьянской сохой, а оставил её своим преемникам с атомной бомбой, ракетной техникой и самым читающим народом в мире. Тяга к культуре была поистине всенародной, всесторонней, всеобъемлющей. Но такой вариант развития имел свои издержки и недостатки. Прежде всего, произошли нарушения в духовном облике общества, деформации сознания.

Резкие перемены, сопровождавшие развитие культуры социалистической России, привели к разрушению отношений собственности, потере чувства хозяина. Работник потерял свою индивидуальную собственность, которая объявлялась «частной» и была огосударствлена, названа «общественной». Но он не приобрел и положения общественного собственника.

Сложилась парадоксальная ситуация: революция, которая должна была вернуть народу его собственность, экспроприированную, отторгнутую у него капиталистом, и сделать всех собственниками, ‑ отобрала в лице государства у населения право распоряжаться, пользоваться, владеть общественным достоянием. Это привело к тому, что собственность стала «ничьей», и чем дольше сохранялась эта ситуация, тем отчётливее это обнаруживалось: государство не способно было управлять общественной собственностью, народ отворачивался от неё как от «чужой», ему не принадлежащей. Произошло отчуждение собственности от народа, народа от власти.

Динамичные изменения в культурном облике России происходили в острой идейной, политической, классовой борьбе, сопровождались ошибками, а подчас и преступлениями. В центре развернувшейся полемики оказались и вопросы культурного развития, того облика культуры, который предстояло сформировать.

В период гражданской войны массовым явлением стала эмиграция. Страну покинули более 2 млн. человек, в том числе сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, многие из которых впоследствии приобрели за рубежом мировую известность. За пределами России оказались такие выдающиеся деятели культуры, как Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, В.Ф. Ходасевич. В.В. Набоков, К.А. Коровин, М.З. Шагал и многие другие. Печальную известность получил «философский пароход», на котором в 1922 г. из России была выслана большая группа философов и писателей (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, П.А. Сорокин и др.).

И хотя преобладающая часть интеллигенции осталась на родине, отток умов привел к заметному понижению духовно-интеллектуального потенциала общества. Уровень культуры в целом заметно упал не только вследствие материальных и человеческих потерь, но и из-за жесткой непримиримой позиции советского государства, направленной на контроль за сферой культуры, идейную монополию, ограничение свободы творчества. При Наркомпросе в 1922 г. было учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), которое выдавало разрешения на издание произведений (для чего наделялось правом цензуры), а также составляло списки произведений, запрещенных к продаже и распространению.

Советское политическое руководство считало необходимым провести «культурную революцию», создать новый тип социалистической культуры, основанный на классовом подходе и пролетарской идеологии. Однако даже при сохранении этой установки на протяжении всего существования советской культуры отдельные периоды ее развития были непохожи один на другой.

Наибольшим своеобразием отличались 1920-е гг., когда в партии и обществе обозначились разногласия по вопросу о пути перехода к социализму. Большевистская власть была вынуждена пойти на некоторую либерализацию своей политики, в первую очередь экономической (НЭП). Это время стало наиболее ярким периодом русской советской культуры, отличавшимся определенной духовной свободой. Оживилась творческая деятельность литераторов и художников, возникали различные идейные и художественные течения и группировки. Соперничество между ними сопровождалось бурной полемикой, смелым экспериментаторством. В целом культурный и художественный плюрализм оказался весьма плодотворным.

Становление новой культуры происходило в атмосфере бурной художественной жизни. Наиболее активно развивалась литература, еще сохранявшая многообразие ‑ унаследованный потенциал культуры «серебряного века». Среди огромного числа произведений, созданных в это время, оказалось немало шедевров, составивших славу русской советской литературы. Их авторы — Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, М. Горький, М.М. Зощенко, А.П. Платонов, М.А. Шолохов, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, Б.Л. Пастернак, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева и другие мастера слова — искали новые пути и формы самовыражения, продолжая при этом развивать лучшие традиции «серебряного века» русской культуры.

Литература 1920-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. В прозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. Ярко проявили себя в малых жанрах И.Э. Бабель («Конармия»), М.А. Шолохов («Донские рассказы»), А.П. Платонов и др. Над романами-эпопеями работали М. Горький («Жизнь Клима Самгина»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.Н. Толстой («Хождение по мукам»), М.А. Булгаков («Белая гвардия»). Особой популярностью в этот период пользовалась поэзия.

В 1920-е гг. действовали многочисленные литературные объединения и группировки: «Серапионовы братья», «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, РАПП, «попутчики» и др. Заявили о себе различные модернистские течения (конструктивисты, акмеисты, футуристы, кубофутуристы, имажинисты, обэриуты).

К концу второго десятилетия на передний край литературного процесса выдвинулись талантливые молодые писатели Л.М. Леонов, М.М. Зощенко, Э.Г. Багрицкий, Б.Л. Пастернак, И.Э. Бабель, Ю.К. Олеша, В.П. Катаев, Н.А. Заболоцкий, А.А. Фадеев. Создавали свои знаменитые произведения М.Булгаков(«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дни Турбиных», «Бег») и А. Платонов(«Котлован», «Чевенгур»).

Переживала взлет драматургия. Театр, самый демократичный вид художественного творчества, не столько служил целям политической агитации и классовой борьбы, сколько своими особыми средствами высвечивал жизненные и социально-психологические проблемы эпохи, препарировал сложные человеческие взаимоотношения и, главное, смело экспериментировал в сфере драматического искусства, находил новые формы доверительного общения актеров со зрителями. В первое послереволюционное десятилетие картина советской театральной жизни была динамичной и разнообразной.

Самым ярким явлением русской театральной жизни продолжал оставаться МХАТ (Московский художественный академический театр), во главе которого стояли основоположники русской театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХАТ и после революции сохранял верность реалистическим традициям, гуманистическим идеям, требованиям высокого профессионального мастерства.

Академическим, традиционным театрам (МХАТу и БДТ) противостояли так называемые «левые» театры, выступавшие с требованием «театрального Октября», разрушения старого искусства и создания нового, революционного. Политическим и эстетическим манифестом «левого» искусства стала пьеса Маяковского «Мистерия-буфф». Поставленная В.Э. Мейерхольдомв ноябре 1918 г., «Мистерия-буфф» может считаться пьесой, с которой началась история советской драматургии.

В изобразительном искусстве 1920-х гг., так же, как в литературе, сосуществовали самые разные направления и группировки со своими платформами, манифестами, системами выразительных средств. Многие течения взаимодействовали между собой, объединялись и вновь распадались. В 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР). С 1928 г. она преобразовалась в Ассоциацию художников революции (АХР) и заняла доминирующие позиции в художественной жизни.

В 1925 г. появилась группа ОСТ (Общество художников-станковистов), члены которой выступили против беспредметного искусства, противопоставив ему обновленную реалистическую живопись. Различных по своим художественным идеям и методам художников объединяли общества «Московские живописцы» и «Четыре искусства». Среди известных мастеров можно назвать А.В. Лентулова, И.И. Машкова, Н.Э. Грабаря, А.В. Куприна, П.П. Кончаловского, М.С. Сарьяна, Р.Р. Фалька.

 

С конца 1920-х гг. в жизни советского общества начались серьезные перемены. Был отброшен рыночный вариант экономического развития страны, что объяснялось усилением власти коммунистической партии, поставившей задачу мобилизовать все ресурсы для ускоренного социалистического строительства. Утверждалась тоталитарная политическая система, происходило резкое ограничение художественной свободы, свертывание форм идейного плюрализма и установление партийно-государственного контроля над всеми областями жизни общества. Эти особенности политической ситуации оказали негативное влияние на развитие культуры.

В начале 1930-х гг. произошли коренные изменения в организации художественной жизни, в управлении культурными процессами, деятельностью в сфере литературы и других видов искусства. В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», согласно которому вместо прежних объединений и групп в каждом виде искусства предстояло создать творческие союзы, чтобы с их помощью поставить под партийно-идеологический контроль деятельность интеллигенции. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов и Союз композиторов СССР. В 1934 г. прошел Первый всесоюзный съезд советских писателей, объявивший единственно верным новый метод искусства — социалистический реализм.

Концепция соцреализма требовала отражения действительности в ее революционном развитии. От деятелей культуры ожидали прославления вождей и советского образа жизни, воспевания трудового энтузиазма и самоотверженной борьбы народа за «светлое будущее», добровольного самоотречения индивидуумов от личных интересов в пользу общественных. Создавался определенный канон в отношении содержания и основных структурных принципов произведения. Метод социалистического реализма был строго предписан художникам во всех сферах культуры, он задавал жесткие идеологические рамки. Несогласных с ним ожидали преследования и опала. Тем не менее, некоторым деятелям культуры удалось создать в этот неблагоприятный период яркие и своеобразные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности и запечатлевшие эпохальные образы и события. В литературе — это «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Хождения по мукам» А.Н. Толстого, ряд талантливых произведений В.П. Катаева, Ю.Н. Тынянова, Е.Л. Шварца.

Регламентации социалистического реализма нанесли серьезный вред литературному процессу. Писателям навязывались надуманные критерии оценок человека и действительности. В официальной литературе господствовал гипертрофированный оптимизм, нацеленный на воспевание героики трудовых свершений на многочисленных сталинских стройках. Выполняя социальный заказ, М. Горький публично восславил труд строителей Беломорско-Балтийского канала — широкомасштабное социалистическое «исправление» лагерных масс.

Подлинное искусство вынуждено было уйти в «подполье». Некоторые талантливые творцы стали «писать в стол». Среди ненапечатанного, отвергнутого в эти жестокие годы следует упомянуть шедевры Булгакова, Замятина, Платонова, автобиографический цикл «Реквием» Ахматовой, дневники Пришвина, стихи репрессированных Мандельштама, Клюева и Клычкова, сочинения Хармса и Пильняка. Но социалистический реализм не остановил литературного развития: в 1930—40-е гг. были написаны «Мастер и Маргарита» М. Булгаковым, «Доктор Живаго» Б. Пастернаком.

Стесненные узкими рамками художники пытались уйти в сферы и жанры, в меньшей степени подвергавшиеся партийному контролю. Отчасти благодаря этому обстоятельству расцвела советская детская литература. Прекрасные произведения для детей создали С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков, А.П. Гайдар, А.Л. Барто, Л.А. Кассиль, Ю.К. Олеша.

В это время возрос интерес к историческому жанру, о чем свидетельствуют неоконченный роман А.Н. Толстого «Петр Первый» (1929—45), историческая эпопея А.С. Новикова-Прибоя «Цусима» (1932—35) и др.

Лирических стихов публиковалось сравнительно мало, зато очень популярным стал жанр массовой песни. Всенародная известность пришла к поэтам-песенникам М. Исаковскому («Катюша», «И кто его знает»), В. Лебедеву-Кумачу («Песня о Родине», «Веселый ветер»); вся страна пела «Песню о Каховке» на стихи М. Светлова.

Стремительно развивались массовые виды искусства — театр и кино. Если в 1914 г. в России было 152 театра, то к 1 января 1938 г. их стало 702. Киноискусство пользовалось повышенным вниманием правящей партии и государства, поскольку отличалось быстрым и устойчивым воздействием на сознание людей. 1930-е гг. стали временем формирования советской кинематографической школы. Ее достижения связаны с именами режиссеров С.М. Эйзенштейна, Г.В. Александрова, С.А. Герасимова, М.И. Ромма, братьев Васильевых. Большой популярностью пользовались кинокомедии «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк», исторические кинофильмы «Чапаев», «Александр Невский», «Петр Первый», «Суворов».

Находилась на подъеме и музыкальная культура. Были образованы Государственный симфонический оркестр СССР (1936), Ансамбль народного танца СССР (1937), продолжали творческую деятельность Русский народный хор им. М. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Красной Армии. Всенародной любовью пользовались песни композиторов И.О. Дунаевского, М.И. Блантера, В.П. Соловьева-Седого. Популярными исполнителями были Л.О. Утесов, С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, К.И. Шульженко, Л.П. Орлова, Л.А. Русланова. Достижения оперной, симфонической, инструментальной музыки связаны с именами Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна.

В живописи и скульптуре 1930-х гг. господствовал социалистический реализм. В этом ключе работали и получили официальное признание Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, С.В. Герасимов. Но в свое время не были по достоинству оценены их современники — талантливые художники К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин, В.А. Фаворский, П.П. Кончаловский. Ведущие позиции занимал портретный жанр, в котором объектами изображения были партийные и государственные деятели (в первую очередь Сталин), а также простые труженики — передовики производства. В 1937 г., в разгар сталинского террора, появился талантливо выполненный возвышенный образ советской эпохи ‑ монументальная статуя «Рабочий и колхозница» И.И. Мухиной, ставшая символом идеализированной государственности.

Наибольшие успехи 1930-х гг. связаны с образованием и наукой — в ту пору приоритетными сферами советской культуры. В образовании, как уже говорилось, важнейшим достижением стала ликвидация неграмотности. Перепись 1939 г. показала, что грамотность взрослого населения возросла до 81,2 %. Преобладало начальное и неполное среднее образование. Была сформирована единая образовательная система (начальная школа — 4 класса, неполная средняя ‑ 7 классов и средняя ‑10 классов), строились новые школы. В общеобразовательной школе училось более 30 млн. детей — втрое больше, чем до революции.

Руководством страны были поставлены задачи по созданию современного индустриального общества, подъема экономики с использованием достижений науки. В развитии системы высшего образования упор делался на подготовку специалистов естественнонаучного, технического, инженерного профиля. Количество выпускников вузов резко возросло.

За два десятилетия советской власти был достигнут заметный прогресс в области науки: количество научных работников приблизилось к 100 тысячам, что превысило дореволюционный уровень почти в 10 раз. В СССР насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов (в 1914 г. — 289). В науке работали такие великие ученые, как В.И. Вернадский, И.П. Павлов, И.В. Курчатов, П.Л. Капица, С.В. Лебедев.

Но в структуре советской науки наметились явные диспропорции. Развитие гуманитарных наук сдерживалось узкими идеологическими рамками. Тормозом обогащения обществоведческих и философских дисциплин являлись давление марксистско-ленинской доктрины, догматизм, отсутствие плюрализма подходов и мнений. Это давление усилилось после выхода в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)», в котором были даны руководящие указания и примитивные оценки по широкому кругу вопросов истории и современности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 10444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.