КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды публичных выступлений по форме
Виды публичных вступлений по цели. ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИ
Существует много видов классификаций публичных выступлений. Наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. По цели выделяются четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике виды публичных выступлений: 1) информационное; 2) протокольно – этикетное; 3) развлекательное; 4) убеждающее.
1. Цель - сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком – либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям. 2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет. В этом случае можно говорить о протокольно – этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким – либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др. 3. Цель – развлечь собравшихся. В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др. 4. Цель – убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступление в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления. Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно – этикетных, информационно – развлекательных, информационно – убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы. Различаются виды публичных выступлений по форме (формы публичного выступления): доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую – либо важную научную или общественно – политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могу длиться от 10-15 минут до 2-3 часов (например, доклады правительства). Сообщение – небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обычно делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую – нибудь небольшую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение по какому – либо вопросу. Выступления всегда кратки – 3-5 минут, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Выступления, как и сообщения часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему. Лекция – связное, развернутое научное или научно – популярное изложение какого – либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке – в школе, вуз. Научно – популярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные слова и термины необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 минут до 1-1,5 часов (вузовская лекция). Беседа – развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Задания. · Какие утверждения правильные? 1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление. 2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя. 3. Тост – это развлекательное выступление. 4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление. 5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление. 6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление. 7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление. 8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление. 9. Доклад – всегда подготовленное выступление 10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление. 11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение. 12. Лекция строится по строгому плану. 13. Беседа эффективна в небольшой аудитории. 14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования). 15. В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора. · Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели). Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.
· Определите, какая форма публичного выступления используется (лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа). Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 26826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |