Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторические фигуры




Риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?». Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи.

Есть и другие риторические фигуры.

Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д. Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов.

Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто.

Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет (М. Жванецкий).

Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех.

Гипербола — преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Литота — нарочитое преуменьшение значения.

Инверсия — изменение привычного порядка слов (обратный порядок слов): Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью.

6. Выразительность речи.

Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей,а маловажные проговаривать быстрее.

Для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное — в начале. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

ЗАДАНИЯ.

1.Какие утверждения правильные?

1)Популяризация — это объяснение сложных слов и понятий через простые.

2) Популяризация — это сокращение большого текста.

3)Эффективнее приводить в устном тексте точные цифры.

4) Эффективнее приводить в устном тексте округленные цифры.

5) Эффективнее заменять существительные на глаголы.

6) Эффективнее заменять глаголы на существительные.

7)Дополнительные конкретные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

8)Дополнительные конкретные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

9)Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.

10)Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.

11)Риторических фигур в речи оратора должно быть много.

12)Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.

13)Выразительность речи оратора зависит от его эмоциональности.

14) Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.

15)Важную информацию лучше помещать в начале фразы

16)Важную информацию лучше помещать в конце фразы.

 

2.Дайте простое, доступное определение следующим словам:

Альянс, априори, бестселлер, дайджест, лоббировать, ксенофобия, саммит, толерантность, эпатаж, элита.

 

3.Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:

Образец:

Нам нужна демократия. - 1)Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. 2)Наше общество нуждается в демократии. 3)Демократия— это то, в чем нуждается наше общество.

1.Необходимо защищать природу.

2. Обществу необходима доброта.

3. Толерантность — основное требование современной жизни.

 

4.Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив ее к восприятию на слух:

1.В принципе имеется несколько причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку. 2.Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях. 3.В Нижнем Тагиле, в центре творчества детей и юношества, прошла областная научно-техническая выставка, собравшая представителей сельских и городских школ.

 

5.Постройте свое выступление на анафоре:

Мы верим

1.Мы верим в... нашей страны...

Мы верим в способность нашего народа...

Мы верим в возможность...

Мы верим в то, что в нашей стране...

Россия будет великой страной!

 

2.Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию великой страной!

 

5.Постройте свое выступление на эпифоре:

Сколько еще времени мы будем слышать у нас в стране окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?». Что это за система, что мы должны на все спрашивать разрешения у чиновника?

Надо тебе … спроси разрешения у чиновника.

Хочешь … спроси разрешения у чиновника.

Решил … спроси разрешения у чиновника.

Захотел … спроси разрешения у чиновника.

Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими законами автоматически?

 

6.Используйте градацию:

1.Это не просто …, это …,это …, это, наконец, просто …! (Халатность,ошибка, недостаток в работе, непредусмотрительность,вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность). Надо полностью исключить возможность повторения подобных ситуаций в будущем!

2.Такое поведение депутата Думы не просто …, оно..., оно..., оно..., оно...! (Неприлично, безобразно,возмутительно, преступно). Мы должны принять немедленные меры, чтобы

отозвать депутата из состава Думы!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.