Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Донесение главной мысли выступления




Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно.

Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и их внимание уже фактически обеспечено самим интересом к теме. Так поступают лекторы в учебной аудитории.

Выделяются основные, групповые, злободневные и конкретные интересы людей.

К основным интересам относятся вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессия, социальный престиж, опасность, безотлагательные мероприятия, вопросы воспитания детей, будущего молодежи, вопрос справедливости распределения материальных благ, уровня жизни, мораль нашего общества, его будущее.

Групповые интересы - это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

Злободневные интересы — эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

Конкретные интересы — автомобиль, дом, пища, вещи обихода.

Возьмите на вооружение несколько НЕ:

-не говорите, что вы не оратор

 

-не начинайте выступление с извинений

 

-не начинайте вступление с шутки.

 

 

Для того, чтобы донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. Обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его. Актуален в связи с этим следующий риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал.

Оптимальным приемом эффективного донесения главной мысли оратора будет его выступление по принципу «один текст — одна мысль».Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя.

В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать:

- если выступление строится д е д у к т и в н о (от тезиса к аргументам) — в конце выступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении.В основной части можно использовать слова — реформы, пддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.

- если выступление строится и н д у к т и в н о (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз — при индуктивной форме изложения.

Задания.

1. Какие утверждения правильные?

1.Лучше выступать с трибуны.

2.Лучше выступать, стоя рядом с трибуной.

3.В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.

4.В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

5.Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

6.Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лектора.

7.В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

8.В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

9.Возбуждение любопытства — универсальный способ привлечения внимания.

10.Обращение к конфликту, борьбе- универсальный способ привлечения внимания.

11.Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

12.Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

13.Эффективно начинать выступление с шутки.

14.Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы окончательно уяснить ее себе.

15. Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы она стала понятной аудитории.

16.Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль.

17.Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором.

18.Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в неизменном виде.

19.Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в измененном виде.

20.Повтор основной мысли выступления раздражает аудиторию.

 

2.Начните выступление в следующих условиях (вам надо связать тему выступления с ситуацией, т. е. придумать соответствующую завязку):

-Вы выступаете в техникуме перед 17-летними юношами и хотите убедить их посещать танцевальный кружок, где не хватает кавалеров.

-Вы должны рассказать студентам заочной формы обучения о том, как вы любите свой город.

 

3.Начните свое выступление с обращения к событию (например:80-летие НТМТ), выбрав тему из предложенных:

-За что я люблю наш техникум

-За что я люблю отдых на Чусовой

-Кто языком штурмует, немного навоюет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.