КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНРВолшебные картинки Доскажи сказку
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево. Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты. Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.
ПУТКОВА Н.М.1 учитель-логопед ДОУ № 2287, Москва В методической литературе описаны некоторые методы и приемы формирования вопросительных предложений, но научно обоснованной системы работы над ними не представлено. Создавая программу экспериментального обучения, мы взяли за основу имеющиеся разработки, но пошли по пути систематизации и конкретизации существующих приемов. Были внесены некоторые поправки, учитывающие функции, которые выполняют вопросы в процессах коммуникации и мышления. Соответственно был структурирован коррекционно-развивающий процесс, определены и апробированы этапы занятий, подобран и систематизирован языковой, речевой, игровой и дидактический материалы. 1 Победитель городского смотра-конкурса профессионального мастерства «Сердце, отданное детям — 2004» в номинации «Педагогические работники специализированных дошкольных учреждений». В основе обучения постановке вопросов лежит создание достаточной мотивационно-потребностной базы. Именно она обеспечивает стимуляцию речевой инициативы, а следовательно, помогает увеличению количества инициаций-вопросов. По нашему мнению, необходимо не только дать детям модели вопросительных предложений, но и ввести их в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности, собеседники). При разработке последовательности введения в речь детей различных типов вопросов важно учитывать не только их тип и структуру, но и социально-коммуникативную значимость, степень шаблонности. Цель такой работы заключается в формировании вопросительных высказываний и развитии коммуникативно-познавательной деятельности. Задачи работы: — повысить уровень речевой инициативы; — формировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений; — развивать навык построения разных моделей вопросительных предложений; — обучать вопросительным высказываниям (социально-коммуникативным и познавательным) в различных ситуациях общения; — формировать интонационные средства оформления вопросительных высказываний; — учить адекватному употреблению невербальных средств оформления вопросительных высказываний; — активизировать познавательную деятельность. При построении методики мы опирались на общедидактические и специальные принципы организации коррекционно-педагогического процесса. Целостное воздействие на все компоненты речевой и мыслительной деятельности невозможно без систематизации языкового материала, знаний и умений детей, видов деятельности. Стратегию всей работы по развитию речи определяет главный принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Его использование предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, в различных коммуникативных ситуациях. Подбирая языковой материал для занятий, определяя основные направления работы, важно учитывать их коммуникативную значимость. Принцип комплексности отражается в совместной работе логопеда, психолога, воспитателей и родителей. Применяются ее общегрупповые, подгрупповые и индивидуальные формы. Общегрупповая форма используется на занятиях по развитию связной речи и формированию ее лексико-грамматического строя. Коррекционная работа включала развитие языковых средств, языковой способности, речевой инициативы и активизацию мыслительной деятельности - все эти компоненты лежат в основе формирования инициаций-вопросов. 1 Победитель городского смотра-конкурса профессионального мастерства «Сердце, отданное детям — 2004» в номинации «Педагогические работники специализированных дошкольных учреждений».
Характерной особенностью детских вопросов (при нормальном речевом развитии) можно назвать их огромное количество в свободном общении и почти полное отсутствие в проблемной ситуации (A.M. Матюшкин). Экспериментальное изучение вопросительных высказываний дошкольников проводилось в 1999—2003 гг. (на базе ДОУ № 2287 и 977). При обследовании 57 дошкольников 5—6-летнего возраста с ОНР были выявлены следующие трудности: — непонимание инструкции «спроси, задай вопрос»; — несформированность социально-коммуникативных вопросов-формул речевого этикета; — лексические замены вопросительных слов; — отсутствие вопросительной интонации и зрительного контакта; — грамматические ошибки. Начинать формирование вопросительных высказываний у дошкольников с ОНР необходимо с отработки вопросов, выполняющих социально-коммуникативную функцию. Затем можно переходить к познавательным вопросительным высказываниям. Этот раздел должен быть более продолжительным по времени. Главное — не просто научить детей задавать различные типы вопросов, а сформировать у них схему исследования проблемной ситуации. Специфичной стала работа по усвоению вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц. Сначала уточнялось понимание элементов вопроса, а затем начиналось их формирование путем постепенного перехода от репродукции к собственной продукции детей. Этот процесс проходил в конкретных коммуникативных ситуациях. Обучение постановке вопросов, тренировка в их использовании положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, которая достигается за счет развития функции анализа, упражнения в выделении главной мысли. В сформулированном вопросе отражается результат мыслительных процессов. Существует и обратная связь: активизация познавательной деятельности повышает уровень овладения детьми изучаемым материалом.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |