КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспериментальная часть работы. Поиск научной литературы и составление обзора по теме исследования
Поиск научной литературы и составление обзора по теме исследования
Научный руководитель указывает студенту лишь основную литературу по теме, чтением которой, конечно, нельзя ограничиться. Источниками информации должны служить статьи в специальных журналах и сборниках, монографии, диссертации, материалы конференций и симпозиумов. В качестве вспомогательных источников информации могут выступать реферативные журналы и библиографии (списки литературы, содержащиеся, как правило, в конце монографий и учебников). Основным источником информации являются библиотеки. Неоценимым источником научной информации (в особенности на иностранных языках) в настоящее время является сеть «Internet». Собранные выписки следует каждый раз сопровождать полным перечнем библиографических данных с тем, чтобы не пришлось разыскивать эти сведения еще раз при окончательном оформлении работы. Важно отметить: чтобы литературный обзор не производил впечатление устаревшего, не менее половины (а желательно и больше) упоминаемых в нем источников должны быть изданы в последние 10 лет. Решение об объеме и окончании поиска и обобщения литературы должно приниматься студентом совместно с научным руководителем. Важно, чтобы этот этап работы был закончен в установленный срок. Хорошо подготовленный литературный обзор позволяет провести критический анализ работ из выбранной области исследований и отметить оставшиеся нерешенными проблемы, показывает необходимость уточнения или проверки некоторых положений, сформулированных ранее, то есть дает возможность поставить конкретные задачи собственного исследования и сформулировать гипотезы относительно его результатов. Обзор и анализ данных общей и специальной литературы по проблеме исследования оформляется в первой главе ВКР.
Эксперимент направлен на проверку выдвинутой гипотезы (или гипотез). Перед началом эксперимента необходимо тщательным образом спланировать его методическое обеспечение. В этом сложном вопросе желательна активная позиция самого студента. При выборе методик обследования студенты могут пользоваться знаниями, полученными в курсе логопедии, психолого-педагогического исследования детей, логопедических технологий обследования лиц с различными нарушениями речи, специальных дисциплин. Совместное обсуждение с научным руководителем выбранных студентом методик является полезным профессиональным опытом. Иногда для фиксации результатов исследования бывает полезно разработать стандартный протокол, который позволит в процессе эксперимента, обследования испытуемых экономить время и не распылять внимание экспериментатора. Стандартные протоколы позволяют четко фиксировать результаты и облегчают их дальнейшую обработку. Для обследования также можно использовать различные варианты речевых карт, авторские методики изучения речи. Выбор методики зависит от целого ряда факторов: цели исследования, трудоемкости обследования и необходимости уложиться в поставленные сроки, количества испытуемых, материально-технического обеспечения эксперимента. Научный руководитель помогает студенту как на этапе первоначального формирования методического комплекса, так и при его окончательном оформлении. Следующая часть работы - основной этап сбора эмпирических данных. Здесь следует напомнить о необходимости аккуратного ведения научной документации. Все протоколы должны заполняться ручкой (не карандашом). Исключение составляют рисуночные и графические методики (проективные рисунки выполняются испытуемыми простым или цветными карандашами). Все протоколы обязательно подписываются, на них указываются данные испытуемого, необходимые объективные данные о нем, ставится дата обследования. Если в протоколе несколько страниц, они нумеруются, и имя испытуемого ставится на каждой странице. Последующие обследования и протоколы становятся для исследователя мощным интерферирующим фактором, вытесняющим из памяти предшествующую информацию, поэтому неподписанный протокол очень скоро теряет всякий смысл. Ведь в научном эксперименте, как правило, важны не результаты обследования конкретного испытуемого сами по себе, а их сопоставление с некими внешними факторами (возрастом, социальным положением, успешностью обучения и т.п. - в зависимости от цели проводимого исследования). Вопрос о том, насколько большую группу испытуемым следует обследовать, весьма индивидуален. С одной стороны, группа должна быть достаточно велика, чтобы ее обследование позволило сделать обоснованные выводы. С другой стороны, ее нельзя чрезмерно увеличивать, чтобы не выйти за отведенные временные рамки. Объем обследуемой выборки испытуемых должен согласовываться с научным руководителем. Если студент выбирает для детальной проработки различные стороны речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, дислалией, дизартрией, нарушениями письменной речи, то группа испытуемых должна составлять не менее 15-12 человек. Если же исследуется речь больных с афазией, детей с алалией, заиканием, ринолалией и др., то группа для констатирующего эксперимента может быть сокращена до 5 человек. Вопрос количества детей экспериментальной группы согласовывается с научным руководителем и заведующими кафедрами. Результаты констатирующего эксперимента оформляются во второй главе. В третьей главе студент подробно описывает основные направления, содержание и результаты формирующего эксперимента. Стоит обратить внимание на то, что студенту необходимо внести свой вклад в речение конкретной коррекционной задачи. Наиболее удачно смотрятся те выпускные работы, в которых на основе анализа имеющихся методик коррекции того или иного нарушения речи имеются авторские подходы к решению данной проблемы. Это может быть оформлено как специально подобранные, систематизированные приемы работы, речевой, картинный, игровой и другой дидактический материал и виды работы с ним. Таким образом, студент во время подготовки ВКР собирает конкретный материал для дальнейшей практической деятельности в качестве учителя-логопеда. По завершению коррекционной программы студент проводит контрольный срез с целью определения результативности предложенной им системы работы. Содержание контрольного эксперимента идентично констатирующему этапу. Результаты могут быть оформлены в таблицы, показывающие динамику развития и коррекции различных сторон речи испытуемых.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |