КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль спорта в формировании личности
Лекция №1 Тема 1. История, современное состояние и перспективы развития психологии спорта. Тема 2. Роль спорта в совершенствовании биологической и социальной природы человека. Психология спорта (П.С.) сформировалась в рамках общей психологии как познавательно – описательная дисциплина. Её зарождение и последующее развитие связано с двумя научными школами: московской (ГЦОЛФК, проф. Рудик) и Ленинградской (ГДОИФК им. Лестгафа, проф. А.Ц. Пуни). Наиболее интенсивно эта дисциплина развивалась в 60 – 80 годы прошлого столетия. На первом этапе своего развития П.С. сконцентрировала свои усилия на изучении психических аспектов личности спортсмена и его деятельности. На втором она начала работать на теорию и методику спорта. В этот период разрабатываются идеи психологической подготовки и оценки состояния функциональной готовности (тренированности). По существу, в это период П.С. выступает как познавательно-подрабатывающая дисциплина по отношению к ТиМФВ и спорта. Она и осталась таковой до нашего времени. Перспективы развития этого направления в психологии связаны с формированием П.С. как познавательно-конструирующей дисциплины. В этом аспекте П.С. должна решать все проблемы спорта – от управленческих до создания психологической службы в спорте. Предмет П.С. в настоящее время рассматривается достаточно широко. Если ранее, это были только спортсмены, то сегодня – это менеджеры различного уровня, тренеры, учёные, обслуживающий персонал, и болельщики. Современный спорт характеризуется тремя основными факторами: 1) повышением идеологической; 2) и социальной роли, а также; 3) резкой интенсификацией спортивных достижений. Отсюда вытекает ряд проблем для психологии спорта. Первая группа проблем – социально – психологическая проблема управления и организации спорта как социального явления. Вторая группа – это проблемы подготовки спортсменов с различными личностными характеристиками, управление их психическими состояниями, диагностика и профотбор. Третья группа – это собственно проблемы П.С.: разработка методологии и методов исследования, понятийного аппарата и категорий. Решение этих проблем позволит П.С. выполнить свою главную задачу – обеспечить эффективную подготовку спортсменов. В этом плане, может быть полезна психологическая служба, призванная решать проблемы управления психическими состояниями спортсмена на различных этапах его подготовки и соревновательной деятельности. Среди наследуемых и приобретенных способностей определяющих готовность человека к труду, особую роль играет физическая кондиция или психофизиологический статус (т.е. здоровье). Функции спортивной деятельности по отношению к индивиду и по отношению к человечеству различны. Применительно к отдельному индивидууму – спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности. В то же время, спорт – это одно из эффективных средств формирования социальноценной личности. Огромные объёмы тренировочных нагрузок, постоянно действующие стрессоры способствуют воспитанию трудолюбия, настойчивости, целеустремлённости и дисциплинированности. Люди с такими чертами характера крайне необходимы обществу. Однако, было бы крайне опасным и даже вредным поддерживать представления некоторых психологов, о том, что спорт может изменить структуру личности (нейротизм – эмоциональная стабильность, экстра – интроверты, агрессивные – неагрессивные и т.п.). Человек и стал спортсменом, хорошим или не очень, потому, что априори обладал определёнными способностями.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |