Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб




Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

Практическое занятие 15 (1 час). Недостатки произношения заднеязычных звуков и способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1. Логопедическая характеристика звука К - базового в группе заднеязычных.

2. Описание артикуляционного уклада звука К.

3. Профиль артикуляции звука К. Описание динамики образования звука К.

4. Особенности артикуляции звука К’, логопедическая характеристика, профиль артикуляции в сравнении со звуком К.

5. Виды каппацизмов и паракаппацизмов (описание дефектных звеньев артикуляционного уклада, причин, характерного звучания).

6. Общие подходы к устранению каппацизмов и паракаппацизмов. Подготовительные упражнения.

7. Методика устранения конкретных видов каппацизмов.

8. Хитизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Х, Х’.

9. Гаммацизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Г, Г’.

10. Особенности постановки и закрепления звука К’.

Задания практического характера:

1. С опорой на профиль артикуляции в норме подготовьте профили вариантов каппацизмов. Дефектные звенья артикуляции выделите на профиле цветом. Стрелкой покажите на профиле динамику образования дефектного уклада.

2. Самостоятельно разработайте таблицу «Виды каппацизмов и оптимальные методы их устранения».

3. Составьте конспект занятия для автоматизации звука К (на уровне связного высказывания).

4. Составьте конспект занятия по дифференциации звуков К-Т, подготовьте к занятию дидактический и речевой материал.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте комплекс артикуляционной гимнастики для ребенка с:

- с недостаточным подъемом средней части спинки языка;

- при замене звука К звуком Т;

- при замене звука Г звуком К;

- боковым произношением звука К’.

2. Подберите картинки – символы для звуков К, Г, Х. Определите способы эффективного закрепления звуков К, Г, Х на уровне слова, предложения, текста.

3. Составьте с учетом требований к речевому материалу для автоматизации звуков текст для закрепления звука Г (проза, стихотворение – на ваш выбор, доступное пониманию детей старшего дошкольного возраста).

 

Общий список литературы для раздела 3 «Дислалия»:

1. Т.В. Волосовец. Основы логопедии с практикумом по произношению. – М.: Академия, 2000 г. – 200 с.

2. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова.; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. – 272 с.

4.Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

5.Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

6. Голоднова О.И. Приключения веселого моторчика. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПК – Курган, 2001г.

7. Голоднова О.И. Ладушки-ладошки. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПКиПРО. – Курган, 2005г

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Издательство: М.: Гном и Д. – 2005.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р-на-Д, Феникс, 2001.

10. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

11. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

13. Поваляева М.А, Беденко Г.В., и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

14. Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

15. Интернет-ресурсы.

Общий список литературы

Основная:

1. Логопедия. / под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

 

Дополнительная:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / учеб. для студентов вузов – М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005

3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

6. Лапшин В.А. Основы дефектологии М., 1990.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

9. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

11. Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.

12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

13.Понятийно-терминологический словарь логопеда. / под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.

14. Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

15. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 205. – 398 с.

 

Методическая:

1. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина.— Москва — Воронеж, 2001.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

4. Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

5. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте /Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. – 239с.

6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - 239с.

7. Коррекционные образовательные учреждения: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

8. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов для студентов высших и средних педагогических заведений/сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова, Л.В.Бумагиной. – М.: Академия, 2000.- 180с.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Ростов-н\Д: «Феникс», 2001. – 448с.

11. Шаповал, И.А. Методы отклоняющегося развития: Учеб. пособие \ И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320с.

12. Фотекова, Т.А.. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: учеб. пособие \ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

 

Рекомендации к выполнению самостоятельной работы для студентов

 

При изучении курса студентам рекомендуется:

 

1. Систематически конспектировать лекции, поскольку логика их изложения может не повторять систему изложения материала ни в одном из рекомендованных источников; лекция - это результат творческого
теоретического осмысления преподавателем всей известной ему информации по данному вопросу.

2. Стараться грамотно оформлять конспект: целесообразно использовать
страницы тетради, пользоваться системой сокращений, аббревиатур, выделять цветом или пространственно ключевые понятия и их определения, активно применять схематизацию материала.

3. Готовиться к семинарским занятиям заранее, чтобы иметь время осмыслить подготовленный материал. Это позволит на занятии более уверенно вступать в дискуссию, отвечать на вопросы.

4. В ходе самостоятельной работы ориентироваться на принцип
необходимости и достаточности: ответ на поставленный вопрос должен быть
полным, но максимально кратким. Активно использовать умения и навыки цитирования, аннотирования и других способов обработки
информации, позволяющих оптимально выполнить самостоятельную работу. В соответствии с научной этикой ссылаться на источники информации.

5.При подготовке к семинарским занятиям вырабатывать навык пересказа
научного текста по памяти. Труднопроизносимые слова проверить по орфоэпическому словарю.

6.При подготовке к контролю ориентироваться на смысловое усвоение
материала, использовать знания и умения по эффективной организации
запоминания.

7. Следить за обновлением информации по курсу «Введение в логопедическую специальность» и «Логопедия» в литературе, периодических изданиях, сети интернет, делать в конспекте соответствующие пометки.

Логопедический словарь

Автоматизация - с физической точки зрения это закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующего после постановки нового звука; направлен на формирования правильного произношению звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Адентия - отсутствия всех или многих зубов.

Акустический образ звука -слуховое представление; слуховой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от её фактических звуковых воспроизведений.

Аллофон разновидность, конкретная манифестация (провление) фонемы.

Аномалия (греч. Anomalia-неровность, отклонение) - отклонение от нормы в структуре и функции организма в целом или его части.

Акустико-фонематическая дислалия -дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи

Артикуляторнофонематическая дислалия -дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия -дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, которые участвуют в речевом процессе.

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи; включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба губ, щек и нижней челюсти, зубов и др.

Артикуляционные навыки - усвоение артикуляционной базы данного языка.

Веляризация (лат.velaris задненебный) – дополнительная артикуляция задней части спинки языка по направлению заднему небу, что вызывает так называемую твердость звуков, резко понижая тон и шум.

Грамматический строй - строение слова и предложения, присуще данному языку.

Дефект (лат. Defektus- недостаток) – недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

Дикция - 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) Манера произношения слов, слогов и звуков.

Дислалия -нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия механическая - нарушение звукопроизношения при отклонении в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба).

Дислалия функциональная - нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

Иннервация -обеспечение органов и тканей нервами, следовательно, связь с центральной нервной системой.

Искажение звука -ненормативное произношения звука; вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

Йотацизм -нарушение произношения звука j. Выражается чаще всего в замене j другими звуками или в его опускании.

Каппацизм -сборный термин, обозначающий неправильное произношения фонем к;кь; ч; чь; х; хь. В узком значении неправильнее произношение фонем к, кь.

Кинема (от греч. kinema – движение) – 1) Артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве фонем; 2) структурная единица кинетического языка как системы.

Кинестетические ощущения – ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Коррекционный процесс - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

Коррекция -исправление недостатков речи.

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [л], [л’].

Логопедическое воздействие -педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекция и профилактики речевых нарушений.

Логопедическое занятие - занятие, проводимые логопедом с целью коррекции речи логопатов; различают индивидуальные, подгрупповые, фронтальные; на них осуществляется коррекция всех компонентов речи, дыхание, голоса.

Макроглоссия - патологическое увеличение языка, наблюдается как аномалия развития при наличии в языке хронических патологических процесса; при макроглоссии наблюдается значительные нарушения произношения.

Микроглоссия -аномалия развития- малые размеры языка.

Мономорфное косноязычие -нарушение, при котором дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

Озвончение - переход глухого согласного в соответствующий звонкий в определенных положениях или вследствие общей тенденции к ослаблению артикуляции согласных звуков.

Патология -наука, изучающие закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Прогения - выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.

Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.

Профилактика речевых нарушений - совокупность предупредительных мер, неправленых на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.

Постановка звука - выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. По Селиверстову -создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями.

Редукция - 1) упрощение, сведение сложного процесса к более простому;

2) уменьшение, ослабление чего-либо.

Редуцированные звуки -1) сверхкраткие гласные среднего подъема Ъ-ер и Ь- ерь в древнерусском языке; 2) гласные в речевом потоке, подвергающиеся редукции; 3) любые сверхкраткие звуки (как позиционные варианты, так и самостоятельные фонемы).

Речевой аппарат -система органов, принимающих участия в образовании звуков речи, в этой системе различают периферические и центральные отделы; в состав периферического входят органы голосообразования, дыхательные и двигательные центры; в центральном отделе находятся в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Речевой слух -способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Сигматизм - расстройство произношения свистящих и шипящих фонем.

Смягчение (палатализация) -дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу, резко повышающий характерный тон и шум.

Соноры - 1) сонорный- звуковой, звучащий;2) сонорный согласный звук- согласный звук, образовании которого голос преобладает над шумом.

Темп -скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости.

Фонематический слух -способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Хитизм -недостаток произношения фонем х и хь.

Элизии - 1) отпадения конечного гласного звука в слове на стыке с начальным гласным звука следующего слова; 2) нарушение речи: выпадение звуков, слогов, слов.

Этиология - учение о причинах и условиях возникновений болезней или патологического состояния.

Язык – 1) система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социально – психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное; 2) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположен в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.

 

Во введении к своей работе студент должен изложить проблему, которую он должен решить при выполнении работы.

Задание на курсовое проектирование

Задание на курсовое проектирование излагается студентом в виде первого раздела работы в следующем порядке:

а) определяется территория, которая будет представлять собой целевой объект исследования;

б) указывается избранная студентом тема работы;

в) ставится задача, конкретизирующая разработку избранной темы:

Постановка данной задачипредполагает выработку решений относительно сущности изучаемой проблемы, выбора объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранного объекта исследования.

Идентификация проблем — первый шаг данного этапа. Чтобы определиться с проблемамии, задачами и методами исследования, студентом здесь излагаются ответы-мнения на ряд вопросов:

• В чем суть проблемы?

• С какими объектами, субъектами, факторами, процессами связана проблема?

• Какие методы и модели анализа могут быть применены для выявления источника проблемы?

• Какие характеристики объекта исследования необходимо получить, чтобы провести процедуры анализа?

• Какие показатели могут отразить необходимые для анализа характеристики объекта?

• Каким образом можно изучать объект: на основе эмпирических данных?

Далее студент излагает основные параметры своей работы:

• какой задать и как обосновать уровень достоверности информации;

• какой объем регистрируемых сведений будет достаточным для получения достоверной информации.

Эти формулировки студент выдвигает с точки зрения минимума затрачиваемых на исследование ресурсов при достижении требуемой точности. После чего раздел «Задание» завершается.

 

Глава первая.

Определяется тип исследования по следующей схеме:

Типы Описание
Поисковые (разведочные) Предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы и ее структурирования; помогают сформировать базу знаний по проблеме и выработать рабочую гипотезу; используются для генерирования идеи нового продукта
Описательные Предусматривают описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние
Каузальные Предусматривают проверку гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи
Тестовые Предусматривают отбор перспективных вариантов или оценку правильности принятых решений
Прогнозные Предусматривают предсказание состояния объекта в будущем

 

Большинство тем курсовых работ предусматривает завершение на типе каузального исследования (но не обязательно!). Описание выбранного типа исследования производится по указанным ниже формулировкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.