КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проверка формулировки вопроса
Контроль составления анкеты Контроль составления анкеты заключается в проверке формулировки всех вопросов и композиции рабочего документа в целом. Он состоит из: К формулировке вопросов предъявляется ряд общих требований: • Вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. С этих позиций должно обосновываться включение каждого вопроса в анкету. Пример неудачного решения: при исследованиях вкусовых предпочтений потребителей масла сливочного включить в анкету вопрос: «Часто ли вы посещаете цирк?»:) • Формулировка вопроса должна обеспечить возможность точного ответа на него. Пример неверной постановки вопроса: «Как обычно вы добираетесь до работы?». Респондент может ответить «быстро», «автобусом», «по центральным улицам» и т. д., не догадавшись, чем конкретно интересовался исследователь. Поэтому, если исследователя интересовал именно вид транспорта, то вопрос следовало бы сформулировать таким образом: «Какими видами транспорта вы пользуетесь, добираясь до работы?» • Вопрос должен использовать язык среды, в которой проводятся исследования. Пример неверной формулировки вопроса при исследованиях в среде школьников: «Расставьте в порядке убывания привлекательности для вас следующие виды занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги». Респондент-школьник может не знать более характерные для высших учебных заведений формы занятий. • В закрытых вопросах необходимо предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени. Пример неверной формулировки вопроса и ответов: «Какой, на ваш взгляд, должна быть консистенция нового йогурта?» Варианты ответа: «жидкой, полужидкой, твердой, газообразной». Вообще не надо включать вопросы «хохмаческого» типа. • Постановка закрытого вопроса должна давать возможность выбрать хотя бы один предлагаемый вариант ответа. Пример неверной формулировки вопроса: «Вы предпочитаете минеральную воду в стеклянной или полипропиленовой таре?» и ответов: «Да, нет». • Последовательность предлагаемых вариантов ответа влияет на их выбор респондентом. Как правило, варианты, стоящие в начале предлагаемого списка, более «популярны», чем те, что нахо- дятся в середине и в конце. Поэтому одной половине респондентов следует предлагать одну последовательность возможных ответов, а другой — обратную, т. е. лучше использовать два варианта анкеты. • Вопросы должны задаваться нейтрально; не допускается, чтобы в формулировке вопроса просматривалось отношение исследователей к предмету опроса. Пример неверной формулировки: «Считаете ли вы, что яркие тона более подходят для оформления детской комнаты?» • Вопросы не должны быть множественными, т. е. не должны содержать в себе несколько вопросов. Например, вопрос: «Согласны ли вы, что в нашем кафе быстро обслуживают и предоставляют широкий выбор блюд?» разделяется на два вопроса. Первый — о быстроте обслуживания, второй — о выборе блюд. Перед запуском исследования формулировка каждого вопроса анкеты проверяется на точность, корректность и уместность. В частности, выясняется: 1. Все ли варианты ответов присутствуют, следует ли добавить варианты ответа «не знаю», «затрудняюсь ответить» (дающие возможность уклониться от ответа), а к многовариантным вопросам — позицию «другое» (может быть, со свободной строкой). 2. Относится ли вопрос ко всей аудитории или только к ее части (в этом случае вводится вопрос-фильтр). 3. Объясняется ли техника заполнения (например сколько вариантов ответов можно отметить, как отвечать на вопрос в табличной форме или на вопрос-рисунок). При этом формулировка вопроса должна: • соответствовать теме и задачам исследования, включение каждого вопроса в анкету обосновывается; • быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ; • использовать язык среды, в которой проводятся исследования; • предлагать респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени; • соответствовать предлагаемым вариантам ответа; • учитывать два варианта последовательности ответов, чтобы избавиться от влияния порядка перечисления; • скрывать отношение исследователей к предмету опроса; • заключать в себе только один вопрос. 4. Используются ли непонятные респонденту термины. 5. Не превышает ли вопрос возможностей респондента с точки зрения его компетенции (в этом случае нужен вопрос-фильтр на оценку компетентности респондента). 6. Не превышает ли вопрос возможностей памяти респондента. 7. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос (тогда лучше разбить список на тематические блоки и сделать два вопроса или более). 8. Не вызывают ли вопросы какой-либо психологический дискомфорт (не задевают ли самолюбие респондента, его представлений о статусе или престижности, не вызывают ли отрицательные эмоции, чувство вины или стыда). Например, формулировка «Курите ли вы сигареты Мальборо?» оправдана только в том случае, если используется как вопрос-фильтр. Если стремятся выяснить, какие марки сигарет употребляет респондент, то лучше задать вопрос «Какие марки сигарет вы курите?» Проверенные таким образом вопросы классифицируются по типам замечаний в 4 группы: • вопросы без замечаний; • вопросы, формулировки которых могут быть исправлены; • вопросы, подлежащие замене; • вопросы, требующие проверки в пробном исследовании.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |