Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: предмет психологии




ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие

А.Л. ЦЫНЦАРЬ

 

 

«Психология для технических специальностей»

 

БЕНДЕРЫ, 2007

 

ББК 88.5

Ц 95

СОСТАВИТЕЛЬ: Цынцарь А.Л. – преподаватель обще-гуманитарных дисциплин II квалификационной категории БПФ ПГУ им. Т.Г. Шевченко

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Павлова И.Г. – старший преподаватель кафедры теории и методики практической психологии ПДПУ им. К.Д. Ушинского кандидат психологических наук.

Гайдаржи Г.Х. - зав.кафедрой математики и МПМ ПГУ им. Т.Г. Шевченко, к.п.н., профессор

 

Пособие разработано в соответствии с курсом по психологии в политехнических техникумах. В пособии раскрыты общие вопросы, рассмотрены закономерности психологических процессов, психологической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Освещены вопросы социальной психологии и психологии труда.

Пособие будет полезно педагогам-психологам в преподавании курса «Психология» как обязательного предмета или предмета по выбору в лицеях, гимназиях. Материал пособия может быть использован в целях психологического просвещения, а также для самообразования студентов высшего звена, родителей, кураторов, воспитателей, педагогов и педагогов психологов.

 

 

Рекомендовано

к кафедральному изданию НМС

Протокол №__ от ________ 2007 г.

 

БЕНДЕРЫ, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………..4

Предмет психологии………………………………………………………………………...4

Личность……………………………………………………………………………………...5

Деятельность…………………………………………………………………………………9

Ощущение и восприятие…………………………………………………………………...12

Внимание……………………………………………………………………………………18

Память……………………………………………………………………………………….20

Мышление…………………………………………………………………………………..23

Темперамент………………………………………………………………………………...26

Характер…………………………………………………………………………………….32

Способности………………………………………………………………………………...34

Эмоции и чувства…………………………………………………………………………...39

Воля………………………………………………………………………………………….41

Общение…………………………………………………………………………………….43

Малая группа и коллектив…………………………………………………………………57

Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии………………..64

Психология труда. Профессиональное самоопределение……………………………….66

Библиография………………………………………………………………………………71

Приложение…………………………………………………………………………………72

Практической основой достижения высокой психологической компетентности будущего специалиста является его профессиональная подготовка. Проблема преподавания психологии для технических специальностей, является актуальной. Особого внимания требуют вопросы методики преподавания общей психологии и связи ее с психологией управления.

Нами разработан комплексный подход, позволяющий объединить методы преподавания основ психологии, раздела социальной психологии, психологии труда в единую методику любого вида занятия по основам психологии для групп среднего профессионального обучения: лекции, семинары с использованием тренинговых элементов т.д.

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера — явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло от слияния двух греческих слов — «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».

Под «душой» изначально понималось (да и теперь еще пони­мается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические явления и есть свойства, проявления этой «души». Старое название науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохрани­лось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под «душевными явлениями» понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление. Существует 4 этапа становления психологии как науки:

I этап. Психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап. Психология как наука о сознании, начинается в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция).

III этап. Психология, как наука о поведении начинается в ХХ веке. Задачи психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

IV этап. Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировались на базе теории отражения, т.е. теории познания.

Основные формы проявления психики человека. Психика человека имеет сложное строение, в ней можно выделить:психические процессы;психические состояния;психические свойства личности.


Психические процессы: Познавательные: память;мышление;внимание;воображение;ощущение;восприятие;речь. Эмоционально-волевые: эмоции (чувства); воля.

Психические состояния: устойчивый интерес;творческий подъем;убежденность;сомнение;апатия;угнетенность и др.

Психические свойства личности: темперамент; характер; способность;направленность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.