Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мини-тест




Виды мышления, выделенные по различным основаниям

По форме наглядно-действенное, наглядно-образное; абстрактно-логическое.

По характеру решаемых задач теоретическое; практическое.

По степени развернутости дискурсивное; интуитивное.

По степени новизны и оригинальности репродуктивное (воспроизводящее); продуктивное (творческое).

И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решений той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

Предлагается проверить свою способность производить умственные операции с помощью задачи на перекодирование «Язык суахили», предложенной Б.Г. Ананьевым. На доске записывается4 строчки, в каждой из которых дано одно слово на языке суахили, снабженное переводом на русский язык:

Akupenda – он любит тебя; Awapiga – он бьет их; Nikupiga – я бью тебя; Atupenda – он любит нас. Нужно перевести с русского языка на язык суахили фразу «Я люблю их». (Правильное решение – niwapenda.)

Первый учащийся, который правильно решит предложенную задачу, объясняет ход своих рассуждений, показывая отдельные этапы решения на доске.

Для того, чтобы решить это задание, вы должны были использовать две противоположные умственные операции – анализ и синтез, необходимые для работы мысли.

Мыслительные операции. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств. Синтез – мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления на первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу. Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например, сравнивание (оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей, явлений), классификация (объединение предметов и явлений в классы по сходству), аналогия (установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями) и некоторые другие.

Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т.е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления привычка анализировать информацию, выделять противоречия, подмечать сходства, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения. Умение сформулировать вопрос – первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности. Второй шаг – анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного. Третий шаг – проверка правильности решения.

На продуктивность большое внимание оказывает эмоциональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления – это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонностью некритично относится к авторитетам («Маша отличница, поэтому ее решение задачи правильнее моего»).

Для того чтобы научиться самостоятельно продуктивно мыслить, следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность самосовершенствования, поверить в собственные способности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.