КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: способности
Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности? Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Во-первых, способности — это индивидуальные особенности, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности. И наконец, способности — это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (таковы, например, педагогический такт, математическая направленность ума или эстетическая позиция в области литературного творчества).
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности — прижизненное, а не врожденное образование. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей — способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Подобную ошибку совершили преподаватели Академии художеств, оценив работы юного В. И. Сурикова, будущего великого русского художника, пытавшегося поступить в Академию, таким образом: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить!» Н. В. Гоголя преподаватели начальной школы считали неспособным к изучению русского языка. Неспособным считался в школе великий ученый-физик И. Ньютон, причем как раз к физике и математике.
Большинство ученых стоят на позиции признания врожденного, наследственного происхождения способностей человека. Они считают, что и вид способностей, и их уровень предопределены от рождения, что способности заранее запрограммированы в генах, что это своеобразный дар природы. Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологических особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие. Пример лингвистический талант датского ученого XIX в. Раска, говорил на 230 языках! То же самое можно сказать и о математическом таланте молодого Э. Галуа, который в 19 лет сделал поистине гениальные математические открытия. В. А. Моцарт стал сочинять первые музыкальные пьесы в 3—4 года. Знаменитый художник К. П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, А. С. Пушкин стал сочинять стихотворения с 8, Н. А. Некрасов — с 9 лет. Виды способностей. Различают способности разногу уровня — учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением "уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Общие умственные способности — это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Специальные способности — это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности — музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т. д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.
Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства; Музыкальные способности составляют единство таких способностей, как ладовое чувство, проявляющееся в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способность к слуховому представлению. К художественно-изобразительным способностям относится способность правильной оценки пропорций и светлотных отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельностью. И. Е. Репин говорил, что высокий уровень достижения — это награда за каторжный труд. А один из величайших ученых в истории человечества — А. Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». Великого изобретателя Т. Эдиссона упрямство заставило проделывать тысячи опытов, чтобы найти, например, наиболее удачную конструкцию аккумулятора. Именно это заставило А. М. Горького семь раз переделать рукопись книги «Мать». Произведение Л. Н. Толстого «Крепцерова соната» небольшое по объему. Но рукописи всех вариантов этого произведения, всех заметок, пометок и набросков в 160 раз больше по объему, чем само произведение. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов. И даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся талантов (М. В. Ломоносов — сын рыбака-помора, Т. Г. Шевченко — сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон — сын рабочего), то это говорит лишь о том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся.
Реферативный материал (К ТЕМЕ СПОСОБНОСТИ) Слово вундеркинд, или гениальный ребенок, в последнее время не столь уж популярно. Был период, когда проблемами одаренных детей занимались гораздо активнее и в общегосударственном масштабе, и на уровне отдельной семьи, каждого ребенка. Признаки одаренности — это высокий уровень развития интеллектуальных и специальных (музыкальных, поэтических, художественных и других) способностей и связанная с этим значительная легкость освоения различных видов деятельности. Итальянский поэт Торквато Гассо произносил в шестимесячном возрасте целые предложения, а трехлетним мальчиком мог уже читать и стал систематически заниматься образованием. Широко известна феноменальность Ференца Листа. Вольфганга Амадея Моцарта. Шопена и Рихарда Штрауса, когда они еще были малыми детьми. Вундеркинд (что в переводе с немецкого означает одаренный ребенок) неизбежно привлекает внимание. И вдвойне, втройне трагедия, когда вырастаешь и демонстрируешь способности много выше средних, а оказываешься никому не нужным. Вот пример: сестры Князевы — Анжела и Диана. Десятилетняя Диана и одиннадцатилетняя Анжела поступили в институт международных экономических отношений. Тогда они были самыми юными студентками в мире. Еще до школы девочки свободно читали, уверенно оперировали с дробями, без запинок писали. Сестры были определены сразу в третий класс. Диане было тогда пять лет, а Анжеле шесть. В классе они чувствовали себя чужими, держались обособленно, сестры ощущали себя умнее, старше одноклассников. Как говорит Диана: «У них весь багаж средств для решения конфликтов был на уровне песочницы». С первого курса института сестры Князевы — первые по успеваемости принятые в институт МЭО 100-бальной рейтинговой шкале Анжела имела 97.4 балла. а Диана — 96.3 балла, соответственно, первое и второе места на курсе. Что первые в учебе— иначе и быть не могло, а что маленьким девочкам оставалось делать — студенческая Жизнь у них сводилась только к занятиям. А жизнь обычных студентов — это не только семинары, зачеты, но и тусовки, и кто пойдет за «Клинским?», и любовные опыты, и секс, и работа. В студенческие компании сестры не вписывались и по разнице интересов, и по возрасту.Кроме глубоких знаний, требуются элементарные навыки общения. Сестры жизнь знают только из книг. Ника Турбина. Кто в 70-е годы не знал этого имени. Ника — чистейшее воплощение понятия «вундеркинд». Десятилетняя девочка буквально ворвалась в поэтический мир. Ее первая книжка стихов «Черновик» вышла, когда ей исполнилось 10 лет. Стихи переведены на десятки языков. Статьи, интервью, теле- и радиопередачи, фестивали, творческие поездки в Италию, в США вместе с мамой и Евгением Евтушенко — он взял её под свою опеку… А затем шум вокруг Ники стал опадать. Она как бы исчезла. Исчезла из поэзии. Стала неинтересна великим: Евтушенко перестал отвечать на её звонки я письма... И Ника впала в жестокую депрессию. Её мама вспоминает: «С ней стало очень сложно, начались беды: Ника резала себе вены, выбрасывалась из окна, пила снотворное, ей было страшно. Мне кажется, что ей было страшно входить в жизнь. Как выяснили исследования, 90 процентов юных талантов не оправдывают ожиданий. Большинство из них к 14 годам вливаются в ряды подростков, о которых говорят: «Способный, конечно, мальчик, а в общем ничего особенного...» Только 10 процентов бывших вундеркиндов становятся выдающимися артистами, учеными, инженерами, шахматистами, а некоторые даже гениями.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |