КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: ОБЩЕНИЕ
Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение теснейшим образом связано со всеми сторонами человеческого сознания. Общение - могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Общение - это сложный процесс, представляющий собой взаимодействие двух и более людей, при котором происходит обмен информацией, а также процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Виды общения: 1) вербальное (словесное) общение; 2) невербальное (бессловесное) общение. Вербальное общение. В качестве знаковой системы в вербальной коммуникации выступает речь. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь делится на устную и письменную. Устная речь в свою очередь делится на диалогическую и монологическую (устный рассказ, лекция, доклад). Письменная речь может быть: непосредственной (обмен записками на совещании, на лекции); отсроченной (обмен письмами). При подготовке, как к устной, так и письменной речи, человек «проговаривает» слова про себя. Это и есть внутренняя речь. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится т актильная речь. Это речь с помощью ручной азбуки, используемая при общении глухонемых людей между собой. 2) Невербальное общение обеспечивают: - разговорная дистанция - расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу (интимная зона - 15-46 см., личная зона - 46 - 120 см., социальная зона - 1,2 - 3,6 м., общественная зона - более 3,6 м.). - положение по вертикали - чаще отражает социальный статус (начальник стремиться занять возвышенное положение). - горизонтальное расположение - люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны. поза - расположение тела по отношению к собеседнику. Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение. Копирование позы говорящего свидетельствует о согласии и подчинении (осанка, посадка головы). - жесты - движения, сопровождающие речь. - взгляд - кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, испытывают дискомфорт. - мимика дает информацию об эмоциональном состоянии индивида (выражение глаз, лица). - прикосновения отражают различные формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание, пожатия, объятия, поцелуй). - запахи — естественные и искусственные запахи человека. - кожные реакции - покраснение, бледность, потоотделение. - смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье. В реальной жизни вербальное и невербальное общение составляют две стороны одного процесса, но в определенных ситуациях может иметь место акцент на ту или иную сторону. Все многообразие видов общения можно разделить на 2 большие группы: 1) Формальное (ролевое) определяется служебными и социальными статусами людей. 2) Неформальное (личностное) определяется личными статусами и личными целями человека. Формальное и неформальное общение переплетаются и могут переходить одно в другое. В качестве субъектов общения может выступать как человек, так и группа. Выделяют 3 функции (стороны) общения: 1) Коммуникация - это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций и проблем. Общаясь, люди используют язык как один из важнейших средств общения. Коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению: - феноматическое непонимание - невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка; - семантические барьеры - различие в значениях; - стилистический барьер - экспрессивный стиль; - логический барьер - разные представления о существенной основе суждения; - социокультурные различия - социальные, политические, религиозные, профессиональные; - барьеры отношения - неприязнь, недоверие к партнеру; - поведенческие - гиперактивность, подозрительность, чрезмерная пассивность; - эмоционачъные переживания. 2) Интеракция - взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности и обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. В процессе интеракции выделяют следующие стратегии поведения: - сотрудничество - направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (кооперация); - противодействие - предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (конкуренция); - компромисс - реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства; - уступчивость - предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм); - избегание - представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (индивидуализм). 3) Перцепция - предполагает восприятие и понимание общающихся. Среди основных функций перцепции выделяют: - познание себя; - познание партнера по общению; - организацию совместной деятельности на основе взаимопонимания; - установление эмоциональных отношений. Есть такое высказывание - когда встречаются два человека, то сталкиваются как минимум 6 феноменов: то, что я думаю о вас, и то. что вы думаете о себе; то, что я думаю о самом себе, и то, что вы думаете обо мне: то, что я думаю, что вы думаете обо мне, и то, что вы думаете, что я думаю о вас. И все это может быть весьма далеким от того, что есть на самом деле. Выделяют следующие уровни общения: 1) Примитивный уровень общения - самый низкий. Для человека, осуществляющего общение на примитивном уровне, собеседник представляется не партнером, а предметом, нужным для слушания его речей или мешающим ему. Такие люди руководствуются только своими эгоистическими потребностями. Если другой человек ему нужен, значит им надо овладеть, если не нужен - его можно оттолкнуть, не заметить, проигнорировать. Такой человек может позволить себе без малейших ограничений навязать свою симпатию или неприязнь другому человек, чаще в упрощенной форме: может проявить агрессию, оскорбить, ударить. Критическая оценка самого себя отсутствует, ему кажется, что только он прав и хорош собой. 2) Манипулятивный уровень общения - строится на том, что для субъекта его партнер является как бы соперником в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоды. «Манипулятор» стремится выявить те особенности партнера, которые могут быть использованы, как слабые места для оказания наиболее сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы. В ход идут лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация доброты, заигрывание, запугивание, пускание пыли в глаза и т.п. в зависимости от особенностей личности собеседника. Потребность выигрыша отражает эгоцентризм таких людей, хотя не всегда действия манипулятора можно оценивать только как отрицательное. 3) Стандартизированный уровень общения («контакт масок») формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. В процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, простодушия и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт. 4)Формально-ролевое общение - формальное общение, в котором регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель ПДД, педагог и студент. 5) Светское общение - общение, определяемое формальной вежливостью, его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения. Светское общение носит ритуализированный характер. 6) Игровом уровень общения - свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение в таком случае строится на стремлении обоих принести друг другу радость, пользу, на взаимообогащении. В этой ситуации партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки друг друза. 7) Конвенциальный («конвенция» - согласие) уровень общения - присущ людям высокой культуры. Он позволяет решать любые личностные и межличностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, использовать наиболее приемлемые формы общения. 8) Деловой уровень общения - общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива и общества в целом. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления. 9) Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, который вызывает чувства родственные благоговению, восторгу, обожанию. Духовное общение характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; публичные выступления.От того, как партнеры (собеседники) могут наладить контакт друг с другом, насколько эффективно смогут общаться, часто зависит исход дела. Как мы уже знаем, наиболее важным является начало беседы. Искусный собеседник будет применять специальные приемы, чтобы расположить к себе, наладить благоприятную атмосферу, и только затем перейдет к убеждению партнера в правильности своих аргументов. Деловая беседа состоит из 6 фаз: подготовительная фаза; контактная фаза; ориентировочная фаза; фраза аргументации и контраргументации; завершение; анализ. Подготовительная и контактная фазы. То, как мы начинаем общение с человеком (в данном случае беседу), во многом определяет характер и результаты нашего взаимодействия. В некотором смысле общение начинается еще до личной встречи, в процессе предварительной подготовки. Перед началом разговора нужно четко сформулировать для себя, чего необходимо достигнуть в результате. Чтобы беседа была продуктивной, с самого начала необходимо постараться установить контакт с собеседником; создать благоприятную атмосферу для беседы; привлечь внимание партнера к беседе; пробудить интерес к беседе; «перехватить» инициативу, если это необходимо. Ролевая игра «Прием па работу» Исходная ситуация: «Вы закончили институт и хотите устроиться на работу в престижную фирму. Вы приходите в офис к начальнику и видите секретаршу...» Трое желающих разыгрывают ситуацию, используя приемы расположения к себе (в общении с секретаршей, в воле которой допустить вас к начальнику или нет). Если этот этап пройден, то дальше разыгрывается разговор с начальником. Здесь нужно применить навыки самопрезентации, расположения к себе, провести фазу ориентировки и контакта, если получится — то попробовать убедить начальника в том, что лучшей кандидатуры на должность менеджера ему не найти. Подведение итогов. Разберём следующие фазы деловой беседы: аргументации, завершения и анализа, а также поговорим о том, каковы правила конструктивной критики собеседника. 1. Фаза аргументации. В основной фазе делового разговора — фразе аргументации — важно выдержать эффективный стиль ведения беседы. Стиль ведения беседы — комплексное понятие, включающее следующие компоненты речи: высота тона, тембр, скорость, громкость, длительность и частота пауз, интонация, повторения, а также наличие и характер жестов. С характеристиками данных компонентов речи вы уже знакомы. На этой фазе особенно важно сохранить доброжелательное отношение к собеседнику, учитывать его интересы, быть максимально объективным. Необходимо понимать, что человеку трудно отказаться от своей точки зрения и признать правоту другого; этому мешает, прежде всего, самолюбие: «Неужели я глупее?» Именно поэтому человек часто не соглашается с самыми очевидными вещами, нередко даже в ущерб своим интересам, только ради сохранения ложно понимаемого самоуважения. 2. Тактические и методические приемы аргументации. К тактическим приемам относятся: уважение позиции собеседника; демонстрация собственной убежденности в высказываемой точке зрения; дипломатичность и тактичность; апелляция к мнению собеседника таким образом, чтобы ему приходилось сказать «да», а не «нет»;наличие подробного плана аргументации, фактов, цифр; простая, ясная, доступная речь, с учетом уровня компетентности собеседника; краткость — подача информации в сжатом виде; избегание монолога, построение диалогичной беседы (почаще обращаться к собеседнику с вопросом «Не правда ли?», «Вы согласны со мной?», тем самым, заставляя его «привыкнуть» говорить «да»). 3. Конечная фаза деловой беседы — принятие решения и завершение общения. При переходе к принятию решения нужно использовать момент, когда атмосфера беседы наиболее благоприятна, например, при достижении хорошего контакта или согласия собеседника по ряду важных вопросов. Если беседа не принесла ожидаемого результата, не отступайте, и, пока собеседник отчетливо не повторит «нет», испробуйте все возможности. На случай «отступления» обдумайте запасные варианты, постарайтесь «навести мосты» для следующей встречи; не держитесь напряженно, а главное, не демонстрируйте собственной неуверенности, иначе собеседник непременно начнет колебаться. 4. Фаза анализа предполагает обдумывание проведенного разговора для извлечения выводов и обнаружения своих ошибок, если беседа прошла для вас неудачно. 5. Конструктивная критика. Вспомним наши знания позиций в общении как проявления эго-состояний Родитель — Взрослый — Ребенок. Прежде чем указывать на ошибки человека, следует продумать исходную позицию, которая должна быть на уровне «Взрослого», а не типа «Родитель — Ребенок»; исходить из установки «Ты хороший — Я хороший». Неэффективно говорить собеседнику напрямую, что он не прав. Это вызовет чувство оскорбленного самолюбия, обиду, агрессию, человек займет «оборонительную позицию» и перестанет вас слышать.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |