Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное самоопределение




Тема: ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта.

1. Стиль конкуренции. Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта соб­ственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения.

2. Стиль уклонения. Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта.

3. Стиль приспособления. Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

4. Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы дру­гой стороны.

5. Стиль компромисса. Пользуясь им, люди сходятся на частич­ном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей сторон. Компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения. Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?

Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.

1. Профориентационная игра «Кто есть кто?»

Инструкция:

Сейчас я буду называть профессии, а каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии).

Перед началом игры ведущий может спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из это-го перечня.

Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ в наибольшей степени соответствует данной профессии.

2. Профориентационная игра «Подарок»

Инструкция:

Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить 3 условия: 1) подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2) подарок должен быть с «изюминкой» — веселый, необычный (предполагается, что друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т. е. как бы «откупятся» от него); 3) подарок должен быть доступным вам по цене.

Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый подарок. Определяется, мужчина или женщина, общий друг; примерный возраст и обязательно — какая у него (у нее) профессия.

В течение примерно 30 с каждый придумывает другу подарок.

После этого каждый по очереди называет свой подарок. При этом ведущий или участник могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т. п.

Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, так как заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

3. Профориентационная игра «День из жизни» (15 минут). Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, класс захотел рассмотреть профессию «строитель, механик и т.д.».

Инструкция:

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок — дом — постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штрихом (неуместно названным ради хохмы дурацким существительным) испортить весь рассказ. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы легче было запомнить названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называют они.

При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет, не испортил ли кто-то рассказ неудачным существительным. Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем был составленный рассказ, Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала. Подведение итогов

Проектирование профессионального жизненного пути.

1. Выбор профессии. Выбор профессии — одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учебу, если на третьем курсе института, например, поймешь, что это дело не твое; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии — как и всякий выбор — это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться.

Есть такое выражение: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а после работы — домой».Для того чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т. д. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 тысяч, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете?

Есть несколько классификаций профессий, наиболее известная из них основывается на предмете труда, с которым имеет дело человек. То этому принципу профессии делятся на 5 групп: человек — человек; человек — знаковая система; человек ~ природа; человек — техника; человек — художественный образ.

Упражнение «Назови профессию»

Назовите как можно больше профессий из 1-й группы.

Учащиеся, разбившись на команды (каждый ряд составляет команду), по очереди называют профессии, ведущий фиксирует их на доске, поправляет ошибки (ошибка считается нереализованной попыткой и очередь передается другой команде), если называется профессия из другой группы. Затем таким же образом идет игра по другим группам профессий. Выигравшей считается команда, которая правильно назовет более 15 профессий из одной группы. Таким образом, выявляется 5 победителей — в разных номинациях.

2. Типология личности Голланда. Существуют различные подходы к проблеме профессиональной ориентации. Так, например, американский ученый Голланд считает, что можно выделить 6 типов личности. Каждый человек может достичь наибольших профессиональных успехов, удовлетворенности, если выберет определенный тип профессиональной среды, соответствующий его типу личности. Эти типы следующие:

а) Реалистичный. Соответствующая профессиональная среда характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость; социальные навыки нужны в минимальной степени — ограничены передачей и приемом информации.

б) Интеллектуальный. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих способностей; математических или других способностей. Межличностные отношения не играют значительной роли.

в) Социальный. Предполагается умение разбираться в поведении людей, обучать людей; необходимы способность убеждать, красноречие, терпение.

г) Конвенциональный. Четко структурированная деятельность, практическая и конкретная; необходима способность к обработке конкретной рутинной и цифровой информации (бухгалтер, машинистка и т. д.).

д) Предприимчивый. Предполагается руководство другими людьми, ведение переговоров, красноречие, умение привлечь к себе внимание, большая подвижность.

е) Артистичный. Высоко эмоциональный, творческий, неконкретный тип; предполагает наличие художественного вкуса, фантазии.* Тест Голланда.

Вопрос: Как вы думаете, какие еще факторы важно учитывать при выборе профессии?

(Ответы о материальной стороне поступления в вуз включаются как один из факторов, причем рассматривается возможность поступления на бюджетное отделение выбранного учебного заведения. Однако выбор, тем не менее, нужно осуществлять при прочих равных условиях: широких финансовых возможностях родителей или, напротив, весьма скромных.)

Условия выбора профессии. В общем виде профессиональный выбор может быть представлен как некий небольшой сектор на пересечении трех кругов.

Сфера «хочу» — это ваши интересы, стремления, склонности, состояние здоровья.

Сфера «могу» — это ваши способности, особенности вашего характера, первичные навыки (внутренние ресурсы); ваши возможности — ресурсы внешние (материальный фактор, если вы хотите поступать в вуз, где необходима оплата обучения).

Сфера «надо» — это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля либо обоснованный расчет на устройство на работу.

Итак, при выборе профессии нужно: знать как можно больше профессий; определиться в своих интересах; знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию; иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное); иметь (желательно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днем представителя привлекательной профессии (наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области; оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

Библиография:

1. Батаршев А.В. «Психология личности и общения», М., Владос, 2004 г.

2. Гамезо M.B., И.А. Домашенко «Атлас по психологии», М. 2003 г.

3. Годфруа Ж. «Что такое психология?», М, Мир, 1999 г.

4. Ефимова П.С. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004 г.

5. Крутецкий В.А. «Психология», М., «Просвещение», 1986 г.

6. Крысько В.Г. «Общая психология в схемах и комментариях», Питер, 2003 г.

7. Каменская Е.Н. «Психология и этика делового общения», Ростов-на Дону.Феникс.2004 г.

8. Колесников А.Н. «Психология делового преуспевания»,М.,Владос.2001 г.

9. Немов Р.С. «Психология», т. 1, М, Владос, 2000 г.

10. Пономаренко Л.П., Р.В. Белоусова, «Психология», ч. 1.2 «Основы психологии», М., Владос, 2003. г

11. Смирнов А.Г. «Практикум по общей психологии», М., 2005 г.

13.Шеламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», М., Академия. 2005

Приложение

< <Тест ><«Какой ><вы ><психолог?»>

<(Московина ><Л. ><Энциклопедия ><психологических ><тестов. ><— ><Саратов, >< ><1996)>

<Не ><слишком ><задумываясь, ><выберите ><один ><из ><вариантов, ><запишите ><номер ><вопроса ><и ><рядом ><— ><очки, ><затем ><суммируйте ><их.>

<1.>< ><По-вашему, ><те, ><кто ><всегда ><придерживается ><правил ><хорошего ><тона:>

<вежливы, ><приятны ><в ><обращении ><— ><2 ><очка;>

<строго ><воспитаны ><— ><4 ><очка;>

<просто ><скрывают ><свой ><истинный ><характер ><— ><1 ><очко.>

<2.>< ><Вы ><знаете ><супружескую ><пару, ><которая ><никогда ><не ><сорится. ><По-вашему:>

<они ><счастливы ><— ><2 ><очка;>

<равнодушны ><друг ><к ><другу ><— ><1 ><очко;>

<у ><них ><нет ><доверия ><друг ><к ><другу ><— ><4 ><очка.>

<3.>< ><Вы ><впервые ><видите ><человека, ><и ><он ><сразу ><начинает ><рассказывать ><вам ><анекдоты, ><острить. ><Вы ><решите, ><что ><он:>

<остряк ><— ><1 ><очко;>

<он ><чувствует ><себя ><неуверенно ><и ><таким ><образом ><пытается ><выйти ><из ><этого ><неприятного ><состояния ><— ><2 ><очка;>

<хочет ><произвести ><на ><вас ><приятное ><впечатление ><— ><4 ><очка.>

<4.>< ><Вы ><говорите ><с ><кем-то ><на ><интересную ><тему, ><ваш ><собеседник ><сопровож­><дает ><разговор ><жестикуляцией. ><Вы ><считаете ><что ><он:>

<волнуется ><— ><4 ><очка;>

<неискренен ><— ><1 ><очко.>

<5.>< ><Вы ><решили ><получше ><узнать ><кого-либо ><из ><своих ><знакомых. ><Считаете, ><что ><надо:>

<пригласить ><его ><в ><какую-либо ><компанию ><— ><1 ><очко;>

<понаблюдать ><его ><в ><деле ><— ><2 ><очка.>

<6.>< ><Кто-то ><в ><ресторане ><дает ><большие ><чаевые. ><Вы ><убеждены:>

<он ><хочет ><произвести ><впечатление ><— ><4 ><очка;>

<ему ><нужно ><расположение ><официантки ><— ><2 ><очка;>

<это ><от ><щедрости ><души ><— ><1 ><очко.>

<7.>< ><Если ><человек ><никогда ><не ><начинает ><разговор ><первым, ><то ><вы ><считаете:>

<он ><скрытничает ><или ><не ><хочет ><разговаривать ><— ><2 ><очка;>

<он ><слишком ><робок ><— ><4 ><очка;>

<он ><боится ><быть ><непонятым ><— ><1 ><очко.>

<8.>< ><По ><вашему ><мнению, ><низкий ><лоб ><человека ><означает:>

<глуповатость ><— ><1 ><очко;>

<упрямство ><— ><2 ><очка;>

<не ><можете ><сказать ><о ><человеке ><что-либо ><конкретное ><— ><4 ><очка.>

<9.>< ><Что ><вы ><думаете ><о ><человеке, ><который ><не ><смотрит ><другим ><в ><глаза:>

<у ><него ><комплекс ><неполноценности ><— ><1 ><очко;>

<он ><неискренен ><— ><4 ><очка;>

<он ><слишком ><рассеян ><— ><2 ><очка.>

<10.>< ><Человек ><с ><высоким ><достатком ><всегда ><покупает ><дешевые ><вещи. ><Вы ><думаете:>

<он ><бережлив ><— ><4 ><очка;>

<он ><скромен ><— ><2 ><очка;>

<он ><скряга ><— ><1 ><очко.>

<Сумма ><набранных ><очков ><сравнивается ><с ><интерпретацией:>

<35 ><и ><более ><очков. ><Вам ><очень ><легко ><составить ><мнение ><о ><человеке. ><Вам ><достаточно ><посмотреть ><на ><кого-либо, ><и ><вы ><уже ><знаете, ><что ><он ><за ><птица. ><Кро­><ме ><того, ><вы ><можете ><сразу ><же ><сообщить ><ему ><свое ><мнение, ><так ><как ><убеждены, ><что ><не ><ошиблись. ><Но ><даже ><если ><это ><и ><так, ><поразмышляйте: ><разумно ><ли ><гово­><рить ><каждому, ><что ><вы ><о ><нем ><думаете? ><Этим ><вы ><вряд ><ли ><что-то ><измените, ><скорее ><— ><вызовете ><раздражение. ><Или ><вы ><хотите ><показать, ><что ><вас ><никто ><не ><сможет ><«водить ><за ><нос»?>

<От ><26 ><до ><34 ><очков. ><Вы ><умеете ><объективно ><оценивать ><ситуации ><и ><окружаю­><щих. ><У ><вас ><действительно ><есть ><«нюх» ><на ><людей, ><и ><для ><вас ><не ><составит ><слож­><ности ><угадать ><характер ><человека. ><Из ><вас ><вышел ><бы ><отличный ><психолог. ><Вы ><не ><позволяете ><себе ><принимать ><на ><веру ><чужое ><мнение, ><предпочитаете ><сами ><убедиться, ><каков ><человек, ><которого ><вы ><оцениваете. ><Это ><очень ><хорошее ><каче­><ство ><для ><педагогов ><и ><руководителей. ><Если ><вы ><поймете, ><что ><ошиблись, ><то ><не ><побоитесь ><признать ><этого.>

<От ><16 ><до ><25 ><очков. ><Вы ><как ><правило ><не ><бываете ><уверены ><в ><своем ><мнении, ><легко ><принимаете ><постороннюю ><точку ><зрения. ><Таким ><образом, ><ваша ><наблю­><дательность ><притупляется ><и ><все ><это ><в ><конце ><концов ><может ><привести ><к ><тому, ><что ><вы ><вообще ><не ><сможете ><сформулировать ><свое ><самостоятельное ><мнение. ><Попытайтесь ><хоть ><раз ><по-своему ><оценить ><другого ><человека.>

<15 ><и ><менее ><очков. ><Вы ><нередко ><готовы ><поверить ><кому ><бы ><то ><ни ><было. ><Вы ><чрезвычайно ><доверчивы ><и ><судите ><о ><людях ><лишь ><по ><внешним ><признакам. ><Ког­><да ><же ><впоследствии ><оказывается, ><что ><ваша ><оценка ><была ><совершенно ><оши­><бочной, ><вы ><изумляетесь ><и ><расстраиваетесь. ><Вас ><ждут ><ошибки, ><которые ><вы ><совершите ><по ><одной ><и ><той ><же ><причине ><— ><из-за ><неверной ><оценки ><людей...><

Тест «Насколько я левша?»

(Жариков Е., Крушельницкий Для тебя и о тебе)

Переплетите пальцы рук. Большой палец правой (П) или левой (Л) руки оказался сверху? Повторите 2—3 раза, чтобы убедиться, что именно это по­ложение удобно для вас. Запишите результат. Сделайте на листе бумаги (можно ручкой) небольшое отверстие и по­смотрите через него двумя глазами на какой-нибудь предмет (лампу, вы­ключатель и т. п.). Затем закройте правый (П) глаз. Сместился ли наблюда­емый предмет? Закройте левый (Л) глаз. Исчез ли предмет из поля зрения? Проверив себя, следует записать вторую букву формулы.

Скрестив руки на груди, примите «позу Наполеона». Чувствуете себя комфортно, если правая (П) или левая (Л) рука сверху? Мы определили третью букву формулы.

Просто изобразим «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? За­пишем результат.

Вы получили формулу из четырех букв. Можно сделать вывод о том, ка­кие рука и глаз у вас ведущие, а это позволяет с определенной долей услов­ности говорить о доминировании левого или правого полушария. Как мы уже знаем, каждое из полушарий ответственно за свой комплекс качеств и способностей человека, проявляющихся в поведении. Ученые утверждают, что по этим биологическим признакам вполне можно судить о некоторых общих свойствах характера.

Краткие характеристики, соответствующие различным формулам:

ПППП — обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.

ПППЛ — темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП — характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

ППЛЛ — характер близок к типу ППЛП, но более мягок, контактен, мед­леннее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.

ПЛПП — аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторож­ность. Избегает конфликтов, терпелив, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны под­верженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способ­ность идти на конфликт.

ПЛЛП — артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впе­чатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.

ПЛЛЛ — этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимо­стью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП — один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ — похож на ЛППП, но еще менее настойчив. Мягок и наивен. Требу­ет особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен, нередко пренебрегает чу­жим мнением.

ЛПЛЛ — характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

ЛЛПЛ — простодушие, мягкость, доверчивость — таковы основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к не­продуманным поступкам. Энергичен.

ЛЛЛЛ — обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко вы­раженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.